Голос Украины пока слабо слышен в мире. Любые правдивые упоминания о нашей стране часто заглушаются громогласной российской пропагандой с ее навязыванием украинских хунты, безвластия и воинствующего фашизма. Порой страшно представить, каким видит современного украинца иностранец. «Аналитическая Служба Новостей» разбиралась, способна ли Украина победить Россию в информационной войне. И, как результат, презентовать страну так, чтобы сюда толпами ринулись туристы и инвесторы.
На втором плане
Ни информационная политика, ни презентация страны никогда не были коньком Украины. Самая большая кампания проводилась под 14-й Чемпионат Европы по футболу в 2012 году. И хотя оппоненты всячески пытались очернить нашу страну, праздник футбола удался. На улицах принимающих Евро-2012 городов – Киева, Донецка, Львова и Харькова – постоянно звучала иностранная речь. Чего только стоят шведские фанаты, оккупировавшие площадь возле Центральной избирательной комиссии Украины?
И казалось: вот теперь заживем! Украину знают! Толпы туристов и зарубежных инвесторов нам гарантированы! Но жизнь внесла свои коррективы. Кто мог подумать во время торжественного открытия Донецкого аэропорта, что уже скоро в городе будут проходить не футбольные, а реальные бои? Или что Крым аннексирует Российская Федерация? Что в информационное пространство будут вовсю вбрасываться «новости», созданные по рецепту министра пропаганды нацистской Германии Йозефа Геббельса: «чем невероятнее ложь, тем скорее в нее поверят». То в Украине младенцев едят, то снегирей истребляют, то луганчан и донеччан в рабов превращают.
Все пропало
Общеизвестно: всю огромную машину российской пропаганды, и ее производные вроде «Russiatoday» и «Life-news», брошено на войну с имиджем Украины. С нашей стороны мощного отпора нет. Неужто все пропало? Оказалось, пропало многое, но не все.
Вот, например, АСН удалось узнать, что в Израиле люди преимущественно на стороне Украины. «Это не потому, что израильтяне за Украину. Они – против России», – рассказала учительница из Израиля Борислава Ашдота. И посоветовала обратить внимание на комментарии читателей на русскоязычных израильских ресурсах. Оказалось: действительно доминируют антироссийские. Например: «У россиян жизнь – копейка. «Система ценностей» такова. Главное – родина и царь. А солдат бабы еще нарожают». Или: «Похоже, что российское вмешательство в дела суверенной Украины закончится не меньшим количеством гробов, чем США в дела Вьетнама, если не большим. Если Россия сохранится до того момента, то, может, у нее пропадет всякое желание уничтожать целые народы во имя возможности их обворовывать и во имя своих замшелых имперских амбиций». Израильтяне больше обсуждают отношения Запад–РФ. Очень похожая ситуация в других странах, где информационный имидж Украины не страдает от российской пропаганды только благодаря контратакам Запада.
Владимир АрьевК тому же, по словам председателя Постоянной делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы, народного депутата Владимира Арьева, большинство европейцев доброжелательно относится к Украине. «В европейских странах понимают, что львиная доля того, что они слышат о нашей стране из российских источников, – неправда. И даже пытаются нам помочь противостоять мощной пропагандистской машине соседнего государства. Так, Верховный представитель Евросоюза по вопросам совместной внешней политики и политики безопасности Федерика Могерини заявила, что Евросоюз уже начал конкретную работу над противодействием российской пропаганде. И собирается помочь Украине активизировать свою информационную деятельность на Западе», – рассказал Арьев.
Советы бывалых
После проведения небольшого мониторинга видим, что во Франции об Украине информируют французские СМИ, в Германии – немецкие, Польше – польские, в США – американские. Украина сама о себе пока скромно молчит. Возможно, правильно? Сведущие люди говорят, истина посередине. С одной стороны, не стоит переоценивать «лайньюз», поскольку граждане той или иной страны черпают информацию из местных СМИ.
Так, исполнительный директор Института массовой информации Оксана Романюк отметила: чтобы противостоять российскому вещанию в информационном плане, Украине стоило бы не фокусироваться на создании своего иновещания, а привлекать больше иностранных журналистов. По ее словам, «чтобы они приезжали в Украину, открывали здесь корпункты, организовывали здесь пресс-туры, у них будет и качество выше, и доверия к ним будет больше, чем к гипотетическому украинскому иновещанию». Она также считает, что для создания положительного образа Украины необходимо привлекать еще один ресурс – сеть евромайданов по всей Европе. «Это люди, которые активно сочувствуют Украине, волонтеры собирают средства, их можно привлекать в различных процессах: от организации выставок до судебных исков. Например, из недавнего, я знаю, что в Ирландии местные украинцы сами организовали в Дублине открытую фотовыставку, на которой собирали средства для украинских военных», – рассказала медиа-эксперт.
Оксана Романюк
Схожее мнение выразила и журналист Кристина Николайчук (Германия, Бонн). По ее словам, Украине нужно развенчивать российскую ложь, но самим к этой лжи не прибегать. «Потому что поймают один раз, уже не будет доверия сотню других раз», – предупредила она и добавила, что Украине стоит раскручивать инициативу по типу Stopfakе за рубежом, а такие проекты, как UkraineТoday, никакого эффекта на Западе не имеют, поскольку кроме самих украинцев их никто смотреть не будет. Она посоветовала развивать сеть экспертов по вопросам Украины, налаживать контакты с зарубежными экспертами из Восточной Европы, ведь именно их оценки ложатся в основу статей влиятельных газет и журналов, их приглашают на ведущие политические ток-шоу.
Кристина Николайчук
«Например, в свое время большой резонанс имели статьи Андруховича и Петровской для Frankfurter Allgemeine Zeitung, которые затем другие СМИ перепечатывали. В конце концов, даже колонку того же Кличко в газете Bild постоянно цитировали другие издания. То есть в настоящее время в Европе на это есть спрос и поэтому грех этим не пользоваться», – рассказала она. Николайчук также обратила внимание на важность работы иностранных корреспондентов в Украине, которые затем в статьях для своих СМИ формируют имидж Украины. По ее словам, многие из них жалуются на очень плохие условия работы в Украине.
А первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам свободы слова и информационной политики, народный депутат Ольга Червакова добавила, чего Украине точно не нужно делать, так это идти по пути пропаганды и помогать РФ формировать свой позитивный имидж внутри нашей страны, показывая по ТВ российский продукт. Вместе с тем парламентарий отметила, что в стране, которая ведет войну, урезает социальные выплаты и едва удерживает экономику от падения, разговоры о расходах на киноиндустрию могут быть восприняты с возмущением. «Но очевидно, что эти инвестиции в будущее Украина должна сделать. Пока мы делаем тактические шаги», – уверена она.
Ольга Червакова
Кто крайний
Получается, за Украину и вместо Украины на мировом информационном фронте воюет коалиция ЕС–США. А нам с вами нужно меньше реагировать на выбросы России о ее победе в информационной войне, что не соответствует действительности. Нам необходимо коммуницировать с миром. Заявлялось, что именно необходимостью этого вызвано создание Министерства информации под руководством Юрия Стеця. Но проект сразу же был поддан критике – мол, ведомство создается исключительно для того, чтобы на законных основаниях наказывать «инакомыслящих», – и окрещен просто «МинСтець».
Между тем, по мнению главы Нацсовета по телевидению и радиовещанию Юрия Артеменко, альтернативы Мининформации нет. Роль этого министерства чиновник видит в том, чтобы создать «генеральный штаб информационной войны». Чтобы он стал площадкой для выработки решений и противодействия пропаганде. По словам Артеменко, перед Украиной стоит серьезная и почти невыполнимая задача: за считанные месяцы сделать то, что Россия делала годами.
Юрий Артеменко
Правда, в финансовом плане мы катастрофически проигрываем северному соседу. Так, например, составляя бизнес-план для создания телеканала иновещания Ukrainian Tomorrow, Нацсовет по телевидению и радиовещанию заложил в него бюджет 5 миллионов долларов. И это при том, что ежегодная смета той же «Russia-today», с которой мы хотим потягаться, – 570 миллионов долларов. Это так, чтобы все понимали, кому мы объявляем войну.
Министр Юрий Стець, кстати, уже анонсировал скорое открытие этого телеканала. По замыслу инициаторов, он будет создан на базе нацбанковского БТБ. Планируется, что его трансляция будет вестись на трех языках – украинском, русском и английском, а сам канал охватит аудиторию в 20 миллионов украинцев по всему миру и 100 миллионов русскоязычных людей.
Конечно, рассчитывать, что украинское иновещание быстро завоюет зрительскую аудиторию по всему миру и сможет конкурировать с аналогичными российскими телеканалами, не стоит. Так, первый замминистра внутренних дел Эка Згуладзе предостерегает: бороться с Россией очень трудно, поскольку с их ресурсами соревноваться бесполезно. Однако, по мнению чиновника, победит тот, на чьей стороне правда. Главное – выделить приоритеты.
Идеальный рецепт
Нам действительно сложно победить «ГебельсСМИ». Но и посыпать голову пеплом не нужно. Формула успеха достаточно проста: не поддаваться влиянию российской пропаганды и не переоценивать ее, создавать свое качественное вещание, развивать масс-медиа и коммуникацию с иностранными СМИ. Также важна активная работа дипломатов, экспертов, культурных деятелей.
Нужно помнить: проблемы Украины – это проблемы Украины. Нужно сосредоточиться и проводить реальные реформы во всех секторах, улучшать инвестиционную привлекательность. Притом делать это уже сейчас. Не дожидаясь окончания войны на востоке Украины или падения режима Владимира Путина. Тогда все будет хорошо, не придется думать об улучшении и без того хорошего имиджа.