Сегодня, 6 мая 2015 года, из Непала должен вернуться злосчастный Ил-76, на борту которого находятся 75 украинцев и 11 иностранцев (2 поляка, 2 грузина, 1 француз, 6 россиян). Спецоперацию Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Украины по эвакуации граждан из разрушенного после сильнейшего землетрясения Катманду, негласно уже стали называть «чрезвычайно ситуацией». Ведь, казалось бы, элементарная с технической точки зрения процедура — эвакуация украинцев из зоны бедствия, превратилась в затяжное циничное шоу с, надо полагать, далеко идущими последствиями.
Но обо всем по порядку.
Миссия «7 дней»
На два дня столица Непала Катманду и окрестности превратились в сущий ад. 25—26 апреля в стране произошло сильнейшее землетрясение: десятки населенных пунктов разрушены, более семи тысяч человек погибли, десятки тысяч раненых.
В зоне стихийного бедствия, по данным Министерства иностранных дел Украины, оказались более 200 украинцев. Их спасение на себя и взяла Государственная служба по чрезвычайным ситуациям Украины во главе с и.о. главы ведомства Зоряном Шкиряком.
30 апреля на борту военно-транспортного самолета Ил-76, представленного Министерством обороны Украины, Зорян Шкиряк вместе с десятком сотрудников ГСЧС и пулом из 14 журналистов (!) отправился спасать украинцев в Катманду. Но поездки «туда-обратно», как об этом говорили сопровождающим журналистам, не получилось. В Дели пилоты неожиданно выяснили, что в самолете вышел из строя один из четырех двигателей. Пришлось совершить вынужденную посадку. Ремонт затянулся на четыре дня.
А все из-за безалаберности некоторых чиновников. Судите сами. 3 мая необходимую для исправности самолета деталь — насос турбины — доставили в Дели. Но столь ожидаемую «посылку» долго изучала индийская таможня. После бумажной волокиты, переговоров на уровне дипломатов, деталь доставили механикам. Те тоже провозились еще шесть часов… Самолет не взлетел — не запускались двигатели.
«Самолет не могут завести, потому что в Дели доставили не ту запчасть. Теперь специальный рейс «Мотор-Сичи» везет в Индию правильную деталь», — сообщил на своей страничке в Фейсбуке журналист из пресс-пула Шкиряка Богдан Кутепов.
С горем пополам самолет все-таки починили. Но в Катманду он не полетел. Столичный аэропорт Непала из-за повреждений взлетно-посадочных полос запретил посадку тяжелых самолетов, а украинский Ил-76 именно такой. Ситуацию опять спасли дипломаты. 5 мая аэропорт Катманду в порядке исключения дал добро на приземление Ил-76. Шасси «спасательного» самолета коснулись земли столицы Непала около 18.00 5 мая. Не веря своему счастью, пострадавшие украинцы, иностранцы и журналисты погрузились на борт воздушного судна. Но вздохнуть с облегчением не рискнули. Ведь впереди дорога сначала в Дели, оттуда — в Баку, и только потом – в Киев. Мало ли что могло случиться.
Почем нынче «рабочий туризм»?
Относительно организации операции по спасению украинцев из Непала возникает множество вопросов. Пройдемся по самым резонансным.
Вопрос №1. Кто решил, что в Непал должен полететь военный Ил-76?
По неофициальным данным распоряжение на вылет Ил-76 дал непосредственно Президент Украины Петр Порошенко. В пресс-центре Воздушных сил Украины сообщили, что им поступила команда сверху. «Могу лишь сказать, что Воздушным силам Украины была поставлена задача подготовить самолет для эвакуации граждан Украины из зоны стихийного бедствия в Непале», — сказал АСН руководитель пресс-центра Воздушных сил ВСУ Роман Юрчило и уточнил, что перед вылетом самолет вдоль и поперек проверили. — Техническое состояние самолета проверялось. Перед вылетом самолет был полностью исправен. Он прошел все процедуры проверки».
Вопрос 2. Во сколько обошелся перелет Ил-76 в Непал?
Ответить на этот вопрос Роман Юрчило не смог, ссылаясьна то, что это не в его компетенции. АСН направила официальный запрос с соответствующим вопросом в Министерство обороны Украины. Ждем ответа.
На форумах авиалюбителей АСН удалось узнать, что только на топливо для перелета Ил-76 из Киева в Катманду необходимо потратить более 40 тысяч долларов (в одну сторону). Расчет прост: за час лету Ил-76 потребляет около 9 тон авиационного топлива — в пути девять часов — тонна топлива равна 500 долларам. И это не говоря о средствах, которые были потрачены на простой самолета.
«Самолет стоит который день в Дели и мы, украинцы, платим 500 долларов в час за его стоянку в аэропорту. Кто компенсирует эти затраты? Пенсионеры, студенты, налогоплательщики?» — возмущается народный депутат Борислав Береза.
Поэтому возникает закономерный вопрос, не проще ли было эвакуировать украинцев пассажирскими самолетами? Сам Зорян Шкиряк журналистам из своего пула говорил, что билет на рейсовый самолет обойдется в 600 долларов. То есть эвакуация 75 украинцев обошлась бы примерно в 45 тысяч долларов. Но, нет. ГСЧС решила идти более трудным путем.
«Я доложил сначала министру МВД Арсену Авакову о ситуации, которая сложилась с нашим самолетом Ил-76 в Дели, что нельзя гарантировать полной безопасности перелета из Индии в Непал и в Киев. Потом на меня вышел Премьер-министр Арсений Яценюк, и было принято решение отправить чартерный самолет, который всех заберет», — рассказал Зорян Шкиряк и уточнил, что чартерный самолет принадлежит компании «Атлас Джет Украина», «которая не ожидает никаких выгод от рейса». Во сколько обошелся бы этот чартерный рейс, выясняем — АСН отправила соответствующий запрос в Министерство финансов.
Вопрос 3. За чей счет жили журналисты?
Как удалось узнать АСН от коллег-журналистов, застрявших в Катманду, договор был таков: перелет и проживание за госсчет (официально проверяем эту информацию в ГСЧС, — авт.). Но форс-мажор с поломкой самолета внес свои коррективы и представителям пресс-пула пришлось обратиться в МИД за материальной помощью. «Из-за затруднительного положения, в котором я оказался в Непале, прошу предоставить мне единоразовую материальную помощь, оплатить проживание в отеле и отправку в Украину», — именно так, по сообщению Громадського ТВ, звучит обращение журналистов к послу Украины в Индии. Отметим, около суток журналисты и члены украинской делегации жили в палатках на территории резиденции украинского консула. Затем их переселили в отели. Якобы, все оплатил МИД. «При поддержке оперативной группы Департамента консульской службы МИД, которая находится в Катманду, за счет средств МИД было обеспечено транспортное сопровождение и питание граждан Украины», — значится на сайте МИД.
Вопрос 4. Ценность ценного специалиста?
Не обошлась эвакуация и без амурно-пикатных моментов. Выяснилось, что в поездку в Непал Зорян Шкиряк взял даму сердца, инструктора по йоге Екатерину Храмову. Зачем? Судя из пояснений господина Шкиряка, при ГСЧС нет штатных психологов, поэтому пришлось привлекать специалиста со стороны.
«Она хорошо знает психологию тех, кто живет в Тибете. Она была на борту и планировала командировку максимум на сутки. Я думаю, что здесь не должно быть каких-либо вопросов», — пояснил сам Зорян Шкиряк.
Но вместо одного дня, Храмова была со Шкиряком всю спасательную экспедицию.
Вопрос 5. Последуют ли отставки?
Бывшие главы ГСЧС Давид Жвания и Виктор Балога считают, что ответственность за такую провальную операцию по эвакуации должна обязательно последовать.
«В период, когда я возглавлял МЧС, мы забирали наших граждан и из Ливии, и из Сирии, и из Сектора Газы, и из Российской Федерации. Видели ли вы хотя бы раз министра Балогу в составе спасательной экспедиции? Или случалось ли, чтобы у нас поломался самолет, или куда-то опоздали, кого-то забыли забрать, или поставили в неудобное положение наших дипломатов? Ответ на все эти вопросы один — нет, такого не было, — пишет на своей страничке в Фейсбуке Виктор Балога. — Задача министра, как и руководителя службы, — руководить и координировать. А когда он занимается не своей работой, возникают такие ситуации, как сейчас в Непале. Более того, никогда в спасательные экспедиции с МЧС не ездил никто выше главного специалиста, или начальника отдела. Другими словами — специалисты, кадровые спасатели, а не начальство или политическое руководство. Координацию на месте осуществляют специалисты Мобильного спасательного центра ГСЧС, а не чьи-то родственники, а тем более — инструкторы по йоге».
Очевидно, учуяв запах потенциальной отставки, Зорян Шкиряк нанял (попросил) армию политологов и друзей начать кампанию по своему обелению. Иначе как объяснить поток хвалебных отзывов, которые 5 мая заполонили страничку Зоряна Шкиряка в Фейсбуке. Мнения десятка экспертов сводится к следующему: Шкиряк в провале Непальской операции не виновен, и вообще он — молодец, очень помогал людям во время событий на Майдане.