Последние дорожные происшествия, которые произошли в Киеве с участием общественного транспорта, демонстрируют, как опасно хаотичное, никем и ничем не регулируемое движение частных маршруток и коммунальных автобусов.
Последней каплей стала авария, которая случилась утром 4 ноября на улице Героев Днепра. Маршрутный автобус №464 смертельно травмировал двух пожилых людей, которые только вышли из троллейбуса, остановившегося в нарушение правил во втором ряду.
Как оказалось, правильно припарковаться для высадки пассажиров автобусу помешали стоящие на остановке легковушки. В образовавшееся между тротуаром и троллейбусом пространство на скорости и влетела маршрутка, сбив троих человек. Сами же представители компаний, которые занимаются перевозкой пассажиров, не отрицают, что водители часто нарушают правила дорожного движения. Однако что-либо предпринимать, похоже, не собираются, назвав последствия бардака на дорогах "неприятными".
«Это в первую очередь нарушение рядности, что допускает собой еще и пересечение сплошных двойных линий, проезд на красный сигнал, это все есть. Практически ежедневно возле станций метро, где большое скопление транспорта, бывают аварии. И график маршрута нарушается и тогда начинается этот беспорядок, с которого выплывают неприятные последствия», - рассказал директор компании, которая занимается перевозкой пассажиров, Владимир Назаренко.
«Маршручики также занимаются своими личными делами во время езды, они же и обелечивают пассажиров. Они часто играют в перегонки как с конкурентами, так и с частным транспортом. Поэтому мы имеем сейчас довольно таки сложную ситуацию с хаотичным движением маршрутного транспорта в Киеве», - констатировал основатель сайта dtp.kiev.ua. Влад Антонов.
Еще одной, уже упомянутой проблемой, является безнаказанность водителей легковых машин, которые паркуют свои транспортные средства в неположенном месте. В частности это касается и остановок общественного транспорта. Практически все остановки, которые находятся возле станций метро, заняты частным транспортом, уверяют перевозчики.
«Эвакуация не предусмотрена, если автомобиль существенно не препятствует движению, а это на усмотрение полицейского. Если он стоит поперек дороги или посреди тротуара и полностью перегораживает движение пешеходам, или же он стоит на пешеходном переходе, то автомобиль эвакуируют. Но если он стоит рядом с пешеходным переходом и просто ограничивает видимость – его нельзя эвакуировать без водителя. Поэтому, к сожалению, у патрульной полиции нет возможностей наказывать водителей», - объяснил эксперт.
Именно безнаказанность поощряет водителей общественного транспорта нарушать ПДД, ставя под угрозу жизни десятков пассажиров и переходов. Член правления Союза автомобилистов Украины Максим Моргунский считает, что нужно оборудовать такой транспорт специальными датчиками, которые будут в автоматическом режиме контролировать нарушение правил дорожного движения водителями. Одна такая система стоит 1,5 тыс. евро. Комплект включает камеру и GPS - значит вживую можно наблюдать за стилем езды водителя.
Кроме этого, по мнению эксперта, нужно усилить ответственность за парковку автомобилей на остановках, а еще лучше оборудовать остановки общественного транспорта таким образом, чтобы у частных автомобилей даже не было возможности парковаться на них или неподалеку. Это можно сделать, ограничив заезд в такие места.
«Также было бы целесообразно ввести в городе требование, чтобы все маршрутные транспортные средства, двигающиеся в пределах одного маршрута, ни в коем случае не обгоняли друг друга. То есть если впереди едет троллейбус, то все должны ехать за троллейбусом», - отметил Моргунский.
Эксперт добавил, что стоило б еще ужесточить контроль за рабочим временем водителя. Не секрет, что водители маршруток работают не по 6-8 часов, а по 12-16. За столько времени, проведенного за рулем, бдительность на дороге притупляется.
Чтобы подобного не было, Моргунский советует все транспортные средства оборудовать специальными электронными блоками, куда водитель сможет вставлять свою чип-карту. Устройство будет фиксировать, сколько времени он работает.
«И в любое время сотрудник трансбезопасности или полиции сможет посмотреть – переработал водитель или нет. Если переработал, то большое наказание получает и руководитель предприятия, и сам водитель», - объяснил эксперт.
А тем временем столичный департамент транспортной инфраструктуры с сегодняшнего дня, 9 ноября, совместно с «Укртрансбезпекою» начал рейды с инспекцией состояния подвижного состава перевозчиков. Как заявил заместитель Киевского городского головы по вопросам транспортной инфраструктуры Дмитрий Давтян, в случае выявления недостатков с перевозчиками будут расторгаться договора, их лишат лицензии и права заниматься перевозками.
Однако и чиновники, и перевозчики мало обращают внимание на другую, глобальную проблему столицы (и всех других городов Украины) - неудовлетворительное состояние остановок общественного транспорта. Абсолютное большинство из них не оборудованы специальными карманами для безопасной остановки транспорта и высадки пассажира. Также часто остановки и места ожидания транспорта захламлены торговцами или к ним слишком близко расположены МАФы.