По состоянию на 2 ноября средняя стоимость литра автомобильного топлива на отечественных заправочных станциях уже достигла 27,29 грн за бензин марки А-95. На некоторых АЗС выставили заоблачные 32 грн за литр. За литр дизеля в среднем просят 25,07 грн.
В Консалтинговой группе «А-95» связывают такой рост с резким сокращением поставок в Украину бензина марки «А-92» из Беларуси. В октябре было поставлено лишь 4 тыс. тонны, а это на 91% меньше по сравнению со среднемесячным значением текущего года.
«Резкое сокращение поставок от основного поставщика привело к дефициту баланса «А-92» в объеме 30-35 тыс. т, что составляет около 40% потребления этой марки. Такая нехватка будет провоцировать рост цен на моторное топливо», - отметили в «Консалтинговой группе», сообщает enkorr.
Также в связи с плановым ремонтом на Мозырском НПЗ, который начался 10 сентября и должен был закончиться до конца октября, были на 75% сокращены из Беларуси и поставки бензина марки «А-95». Из необходимых в месяц 40 тыс. тонн было поставлено в октябре лишь 10 тыс. тонн. Ситуация осложняется также уход на плановый ремонт с 23 октября Шебелинского ГПЗ, который продлится до 10 ноября.
«Нехватка белорусских поставок наряду с ростом мировых котировок будет удерживать ценовое напряжение в Украине на протяжении всего ноября. У нас была надежда на прохождение этого периода со стабильной ценой, но глубина недопоставок и рост цен в мире толкают цены вверх», – отметил директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
В том, что цены на автомобильное топливо скорее всего будут расти и дальше, уверен президент Ассоциации нефтетрейдеров "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук. С его слов, существует два фактора, которые существенно влияют на рынок топлива в Украине. Первый и более предсказуемый – это цены внешнего рынка на нефтепродукты.
В комментарии АСН эксперт уточнил, что за последний месяц на внешних рынках нефтепродукты подорожали на 50 долларов за тонну, а это где-то, добавляет 1,1-1,2 грн на литре бензина. Уровень роста зависит от экономики каждого конкретного предприятия.
Второй фактор, который еще существеннее влияет на стоимость бензина на АЗС – это курс гривны. За последние два месяца гривна девальвировала существенно, а со слов Косянчука, каждые 10 копеек удешевления гривны, прибавляют 7 копеек в стоимости литра топлива.
«К сожалению у нас валютная зависимость цены чрезвычайно высока, потому что мы покупаем нефтепродукты за доллары, а растаможиваем в евро. Для закупки нефтепродуктов доллары нужно покупать если не каждый день, то каждую неделю так точно. А в итоге за все заплатит конечный потребитель», - объяснил эксперт.
При этом он напомнил, что в Украину импортируется более 85% автомобильного топлива, а собственных ресурсов хватит для потребностей автомобилистов только на 5 дней. Косянчук отметил, что в связи с вышеперечисленными факторами есть все предпосылки, чтобы цена топлива на заправка до конца ноября выросла еще на 1,2 грн за литр. Существенный рост может произойти когда ресурс торговых сетей, который был закуплен по более низким ценам, начнет замещаться более дорогим ресурсом.