Махинации с бюллетенями, подвоз избирателей и нарушения тайны голосования - основные нарушения местных выборов. Об этом на пресс-конференции сообщил аналитик ОПОРЫ Александр Неберикут, передает корреспондент АСН.
"По данным ОПОРЫ, ключевым зафиксированным в день голосования злоупотреблением являются попытки выдачи бюллетеней избирателям без предъявления паспорта или на основании ненадлежащих документов, например, ксерокопии. Такие случаи были зафиксированы на 13,1% УИК, где проходило голосование, в частности: в Сумской , Житомирской областях. В большинстве случаев наблюдатели ОПОРЫ предотвратили совершение таких уголовных преступлений", - заявив он,
Однако даже при наличии независимого наблюдения и реагирования со стороны наблюдателей, по его словам, практика незаконной выдачи бюллетеня толеруется членами избирательных комиссий или даже сопровождается попытками формального закрепления таких действий коллегиальными решениями комиссий.
"То, что такие неправомерные действия членов комиссий обычно находят поддержку и понимание у избирателей, указывает на критически низкий уровень правовой культуры граждан и их осведомленности с законом и последствиями его нарушения. Единственным законным основанием для голосования на выборах является предъявление паспорта или временного удостоверения гражданина Украины. 92,6% избирательных участков последовательно придерживались этой нормы закона", - сказал он.
В день голосования критически проявились проблемы с печатью бюллетеней, на которые обращала внимание ОПОРА накануне, информируя о том, что в 59% (118) территориальных общин ни были созданы контрольные комиссии, которые должны обеспечить контроль за изготовлением избирательных бюллетеней на предприятиях-изготовителях, соблюдением требований по уничтожению печатных форм, технических отходов, полиграфического брака, ошибочно изготовленных избирательных бюллетеней.
"Следовательно наблюдатели Гражданской сети ОПОРА с начала дня голосования зафиксировали ряд фактов ненадлежащего изготовления избирательных бюллетеней, включая отсутствие в их текстах кандидатов, ошибки в написании персональных данных кандидатов, некорректное указание названия выборов. Эти случаи включают отсутствие кандидата в тексте бюллетеня в одном из одномандатных избирательных округов Станиславской ОТО Херсонской области, Лука-Мелешковской ОТО Винницкой области, Малодевицкой ОТО Черниговской области. Неточности в написании фамилии кандидата в бюллетене зафиксированы в Баранинской ОТО Закарпатской области и Звановской ОТО Донецкой области, неправильно указано имя кандидата в избирательном бюллетене обнаружено в Малоданиловской ОТО Харьковской области. В Великомостицкой ОТО Львовской области ГИК получили избирательные бюллетени для голосования за мэра без указания в соответствующем месте вида выборов и даты их проведения. В Овруцкой и Радомышльской ОТО Житомирской области установлено несоответствие установленной форме 6 бюллетеней (бюллетени без текста или без нанесенных степеней защиты). Вместе с тем в Андреевской общине Донецкой области для трех избирательных округов были изготовлены бюллетени в меньшем количестве, чем предусмотрено законодательством", - добавил он.
В течение всего дня голосования наблюдателями было установлено более 10 инцидентов в различных общинах, которые были связаны с ненадлежащим изготовлением избирательных бюллетеней. И хотя такие факты часто являются результатом безответственного отношения УИК к исполнению своих обязанностей, по своим последствиям для установления результатов голосования они подрывают доверие граждан к избирательному процессу и ставят под сомнение соблюдение принципа состязательности выборов.
В день голосования наблюдатели ОПОРЫ установили случаи нарушения тайны голосования на 0,8% избирательных участков. На 0,8% УИК зафиксированы попытки фотографирования избирателями бюллетеней. Незначительное количество таких инцидентов и их уменьшение по сравнению с предыдущими местными выборами являются положительными признаками того, что такие нарушения практически в оказывают влияния на результаты волеизъявления.
В течение дня голосования появлялись единичные сообщения от наблюдателей о подвозе избирателей на участки (Харьковская, Запорожская, Ивано-Франковская, Сумская области). При наличии фактов подвоза избирателей правоохранительные органы должны были проверить, на какие средства осуществлялся такое подвоз, подвозились только сторонники отдельных кандидатов или все избиратели. К сожалению, во всех подобных случаях работники правоохранительных органов не прибегали к активным действиям с целью выяснения обстоятельств инцидентов.