Ровно полгода назад Верховная Рада решилась на кадровый эксперимент. Голосуя за новое правительство во главе с Премьер-министром Арсением Яценюком, в состав Кабмина ввели трех министров-иностранцев (они сразу же получили украинское гражданство, - авт.). Главой Министерства финансов стала уроженка США с украинскими корнями Наталья Яресько. Министерством экономразвития и торговли поручили управлять литовцу Айварасу Абромавичусу. А главным по медицине – министром здравоохранения стал грузин Александр Квиташвили.
Позже иностранцев начали брать в «замы». Так, первым заместителем министра внутренних дел Арсена Авакова стала грузинка Эка Згуладзе. Грузина своим заместителем взял и министр юстиции Павел Петренко. Прибыло иностранцев и в Генеральной прокуратуре. «Правой рукой» генпрокурора Виктора Шокина и основным по реформам в ГПУ назначен выходец из Грузии Давид Сакварелидзе. Кстати, последнего «сватали» на пост директора Антикоррупционного бюро (принять участие в конкурсе ему помешало гражданство Грузии, - авт.). Кроме того, на сегодняшний день в Кабмине работает более 140 советников из США и ЕС.
Такой спрос на заморских специалистов высшее руководство страны объясняло новыми вызовами перед страной, которые под силу эффективным менеджерам. В свою очередь, иностранцы обещали провести в Украине реформы – быстрые и радикальные. Обещали много, но что в итоге успели сделать за полгода? «Аналитическая служба новостей» (АСН) попыталась честно ответить на этот вопрос и оценить эффективность иностранцев.
Главная по кредитам
Одно из первых обещаний Яресько на посту министра финансов касалось получения Украиной кредита от МВФ. Длительные переговоры с Международным валютным фондом завершились успешно. В марте наша страна получила первый денежный транш. И, как говорят в кулуарах парламента, во многом это заслуга Яресько. И намекают, что будущие кредиты, которые может получить Украина, будут даны именно под это имя. Мол, за время работы в Госдепе Яресько обрела солидный политический и финансовый вес, и влиятельные финансовые институции видят в ней надежного переговорщика.
«В 2016 году НАК «Нафтогаз Украины» перестанет быть убыточным», - обещала Наталья Яресько. И первые шаги к реализации этого обещания уже сделала. По оценке самой Яресько, правительству за первые месяцы 2015 года удалось снизить убыточность «Нафтогаза» с 10-ти до 1,5 миллиарда долларов. В компании был проведен аудит за последние три года, постепенно искореняется коррупция. Помимо этого, как и обещала Яресько, «Нафтогаз Украины» пока вовремя рассчитывается с «Газпромом».
С именем Яресько связывают и «тарифную» реформу ЖКХ. Министр уверена, что повышение тарифов на газ в ближайшем будущем приведет к повышению энергоэффективности и упразднению «теневых схем» при распределении голубого топлива. То есть, условно говоря, Яресько прогнозирует, что в первое время украинцам будет больно, но потом они от рыночных тарифов ЖКХ только выиграют. А чтобы «смягчить» шок от платежек за «коммуналку», Яресько совместно с коллегой из Минсоцполитики наработали новую систему субсидий – якобы они предусмотрены только для действительно социально незащищенных слоев населения. А как оно будет на самом деле, покажет время.
Также Яресько направила действия правительства на снижение фискального давления в стране. Украина пошла по пути уменьшения количества налогов.
С двумя паспортами в кармане
Именно так работает министр экономразвития Айварас Абромавичус. Политик получил украинское гражданство, но не спешит оказываться от литовского. И почему-то в Украине, где запрещено двойное гражданство, все закрывают на это глаза. Но не будем акцентировать внимание на законопослушности Абромавичуса, а изучим его реформаторские способности.
В первые дни своей министерской работы Айварас Абромавичус обещал существенно сократить штат министерства (Минэкономразвития - самое большое министерство по количеству сотрудников в Европе, -- ред.). Но с сокращениями он пока не спешит.
Еще одно обещание литовско-украинского министра – в рамках дерегуляции бизнеса – отменить 177 лицензий. В полной мере реализовать это не удалось, но первые шаги сделаны. 5 марта 2015 года Верховная Рада поддержала правительственный законопроект «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности». Им отменено более 20 лицензий.
Совместно с Наталией Яресько Абромавичус успешно проллобировал принятие законопроекта, предусматривающего сокращение налогов и сборов с 22 до 9, а также отмену проверок для малого и среднего бизнеса на 2 года. В начале апреля он реализовал еще одно обещание – внес на рассмотрение Кабмина «приватизационный» список предприятий, при этом почти втрое сократив количество стратегических.
Но в графе «нереализованного» у Айвараса Абромавичуса еще очень много обещаний. До сих пор не представлен новый проевропейский закон по госзакупкам. Пробуксовывает инициатива министра относительно полного переизбрания всего состава Антимонопольного комитета. Медлит чиновник и с внесением изменений в назначение аудиторов в топ-100 компаний.
До сих пор украинцы не дождались обещанного сокращения процедуры регистрации собственности с 27 до 2 дней, сокращения сроков выдачи технических условий в сфере строительства с 30 до 10 рабочих дней.
В ожидании страховой медицины
Грузин Александр Квиташвили начал свою министерскую деятельность с «подтягивания хвостов» предшественников. Минздрав без промедления провел все тендеры по закупке лекарственных препаратов и оборудования. Более того, в марте по инициативе Квиташвили Верховная Рада приняла закон, согласно которому лекарства будут закупаться через ООН, Международную ассоциацию обеспечения медикаментами, Королевское агентство Великобритании, Глобальный механизм по обеспечению лекарственными средствами и Партнерство в сфере поставок и управления поставками. По словам министра, это позволит сделать закупки медикаментов кристально прозрачными.
В марте Министерство здравохранения упростило «процедуру лицензирования, предлицензионной проверки, лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по оптовой и розничной торговле лекарственными средствами». Также была ликвидирована 5-летняя перерегистрация лекарственных препаратов, зарегистрированных в странах Евросоюза, Австралии, Америке.
Всерьез взялся Квиташвили и за кадровый вопрос: уволены или отстранены руководители департаментов ведомства. Но главные реформы, как говорит этот грузинско-украинский министр, еще впереди. Он намерен к январю 2016 года привести Украину к страховой медицине. Улучшить зарплату медиков. Узаконить больничные кассы, создав четкую базу для расчетов стоимости услуг. А также запустить единую электронную платформу для сбора различного рода статистических данных.
Заместитель заместителю – рознь
Первый заместитель министра внутренних дел Эка Згуладзе времени для раскачки не брала. Она сразу же приступила к реализации своей основной идеи – созданию патрульной службы. Ожидается, что первые патрульные выйдут на работу в июне сего года в пяти пилотных городах: Киеве, Одессе, Харькове, Днепропетровске и Львове.
Згуладзе удалось оперативно провести конкурсный отбор новых патрульных, пригласить для их обучения инструкторов из США, обеспечить новыми авто и униформой. Планируется, что зарплата новых патрульных будет от 6-8 тысяч гривен.
Еще одно обещание Згуладзе – создание Национальной полиции. Пока полицейская реформа поставлена на тормоза. Согласованный законопроект до сих пор не внесен в парламент. Стопорится и создание спецназа по типу американского S.W.A.T. Згуладзе хотела создавать его на базе отряда специального назначения "Сокол". Слабо продвигается и процесс по сокращению количества МРЭО. По словам Эки Згуладзе, их количество должно быть уменьшено с 228 до 64. Правда, встречаться с гражданами Украины, которые не верят отечественным чиновникам и сделали ставку на грузинку, госпожа Згуладзе не успевала, поэтому чтобы не раздражать людей, в министерстве поступили просто - вычеркнули ее фамилию из графика приема, и все.
Больше на словах, нежели на деле удается проводить реформы заместителю генпрокурора Давиду Сакварелидзе. В феврале он обещал ввести в штат ГПУ должность антикоррупционного прокурора – тщетно.
Не запущен и открытый конкурс на занятие вакансий руководителей местных прокуратур. К слову, Сакварелидзе обещал, что вместо нынешних 638 районных прокуратур путем слияния создадут 178 местных прокуратур. Но воз и ныне там.
Дать шанс и присматриваться
Владимир ФесенкоОценивая деятельность министров-варягов, эксперты и политики расходятся во мнениях. «На данный момент те иностранцы, которых привлекли к работе в правительстве не только на должности министров, но и на должности их заместителей, выглядят достойно и активно. К ним есть претензии, но меньше, чем к министрам – нашим соотечественникам, и деятельность их более заметна», – говорит политолог Владимир Фесенко. – На сегодня этот эксперимент себя оправдывает. Но все же не стоит превращать его в долгосрочную и масштабную практику».
Евгений МагдаРаботу иностранных министров оценивать преждевременно. Такое мнение «Аналитической службе новостей» (АСН) выразил политический эксперт Евгений Магда. «Еще рано оценивать их работу, ведь прошло только полгода, как они возглавили министерства. Об этом даже Европейская комиссия говорит, несмотря на свою достаточно жесткую позицию по Украине», - сказал он. По его словам, одним из важных вопросов, который предстоит решить иностранным министрам, является реструктуризация внешнего долга.
«Яресько и Абромавичус имеют опыт работы инвестиционными банкирами, имеют хорошие связи. А деньги любят тишину и неформальные контакты. Мы многое еще увидим», – сказал Магда.
Руслан БортникНа сегодня Украина ничего бы не потеряла, если б не привлекла в правительство иностранных министров. Такое мнение АСН высказал директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. «В Министерстве здравоохранения Александра Квиташвили реформ нет и ими даже и не пахнет. В Министерстве экономики и торговли Абромавичуса ситуация не лучше. Внешняя торговля Украины сокращается. Потери экспорта из Украины за прошлый год составили более 6 миллиардов долларов, - считает политолог. - Министерство финансов, которое возглавляет Наталия Яресько, частично успешно в привлечениях внешних инвестиций. Однако вместо нужных 40 миллиардов удалось привлечь только 7 миллиардов МВФ, но их еще необходимо получить, а это непросто».
Игорь ПоповИностранцев обязательно надо привлекать в украинское правительство, но только на должности советников, консультантов, а не в структуру. В этом уверен экс-заместитель главы Администрации Президента Украины, народный депутат Игорь Попов. «Есть опасения, что не удастся преодолеть вопрос языка, знания законодательной базы, отказа от второго гражданства. Не хранят ли они вторые паспорта? Как должны нести ответственность?» - рассказал Попов.
Сергей ВласенкоКатегорически против назначения иностранцев в украинские органы власти высказался народный депутат Сергей Власенко. «Идея и дальше назначать иностранцев во власть – это абсурдный подход. Обратите внимание на информацию, что у Айвараса Абромавичуса до сих пор остается гражданство Литвы. Зачем нам «парашютисты», которые не живут Украиной, оставляют для себя пути отступления, думают «Здесь не получится, поеду туда»? Нам нужны люди, которые болеют за Украину», - возмутился Власенко. По его словам, назначение иностранца на руководящую должность в центральный орган исполнительной власти, по сути, уменьшает суверенитет Украины. «Если министерство определяет политику государства в определенной области, а им руководит иностранец, это означает, что он, а не украинское государство определяет политику. Следовательно, это частичная потеря суверенитета», - пояснил свою позицию он.
В чем едины эксперты, так это в том, что реальные реформы в Украине начнутся тогда, когда на это будет политическая воля всех ветвей власти страны. И тогда станет не важным, кто занимает кресло министра: украинец или иностранец. Ведь и среди наших сограждан есть талантливые менеджеры. Но не всем дают развернуться и реализовать себя.