В четверг, 21 сентября, под Верховной Радой Украины прошла акция против увеличения полномочий Нацгвардии. Митинг прошел на площади Конституции, перед зданием парламента, передает корреспондент АСН.
Немногочисленная группа людей – до 50 человек - протестовала против принятия законопроекта № 6556. Организатор акции – Всеукраинская молодежная общественная организация «Фонд региональных инициатив» (ФРИ), призвал народных депутатов не голосовать за одобренный профильным комитетом проект закона, которым предлагается расширить полномочия нацгвардецев.
Как ранее сообщала народный депутат от фракции «Самопомич» Елена Сотник, проект закона №6556 о внесении изменений в полномочия Нацгвардии, «грозит правам и свободам граждан и противоречит Конституции Украины». «Законопроект противоречит положениям Конституции, так как предлагает предоставить военизированным формированиям правоохранительные функции, дублируя функции Нацполиции», - заявила она.
Отметим, что законопроект внесли в парламент нардепы от провластных фракций: БПП и «Народного фронта», а профильный комитет Рады 14 сентября рекомендовал его принять в сессионном зале. По словам Сотник, Конституция четко устанавливает, что военные формирования не имеют права никоим образом ограничивать права людей.
«Сейчас предлагается, чтобы Нацгвардия наравне с полицейскими ходила с автоматами по городам и фактически могла и имела право проверять документы, задерживать, выписывать административные протоколы за административные правонарушения», - пояснила она.
Много вопросов вызывает также предложенное нововведение о «безопасном расстоянии» между гражданами и нацгвардийцами и право применять силу, если гражданин еще не совершил правонарушения, но находятся на меньшей дистанции. «Безопасное расстояние вправе определять сам военнослужащий – оно четко не прописано. Кто-то будет считать, что на 5 метров вы приблизились и это – опасное расстояние, а кто-то будет считать, что он вас увидел за 500 метров, и вы уже находитесь в опасной близости», - пояснила Сотник.
По ее мнению, оправдывать необходимость этого нововведения будут со ссылкой на гибель нацгвардийцев под стенами Верховной Рады 31 августа 2015 года, но де-факто это непропорциональные права, не свойственные демократической стране. «Нет полицейскому государству! Есть риск, что законопроект пройдет и второе чтение с минимальными правками. Для Украины и с точки зрения безопасности, и с точки зрения угроз и возможности злоупотребления властью, в том числе использования Нацгвардии для собственных политических амбиций, - это чрезвычайная угроза. И с этой угрозой должны бороться не только политики, но и каждый гражданин, если вы не хотите жить в полицейском государстве», - добавила Сотник.
Главный риск законопроекта – дублирование функций армии и как следствие – потенциальный риск столкновения интересов силовых ведомств и возможность использования их в политических целях.
«Наличие структуры, которая вооружена на уровне армии, применяется в зоне АТО параллельно с ВСУ и при этом руководствуется из абсолютно отдельного от Вооруженных сил центра, МВД, - большая опасность для государства. Обратите внимание, в одной и той же структуре концентрируются танки, вертолеты, самолеты, и при этом полицейские функции», - подчеркнул нардеп от фракции "Батькивщина" Игорь Луценко.
Кроме того, по его мнению, Нацгвардия с такими силами и полномочиями может присоединиться к «крышеванию» наиболее выгодного криминализированного бизнеса, например, добычи янтаря или незаконной вырубки леса.
«Это будет полный коррупционный цикл, когда коррупционный бизнес будет силовым образом защищен и силовым образом обеспечен. Никто не сможет эту коррупцию уничтожить», - подчеркнул Луценко.
В свою очередь, председатель ОО «Правозащитная Инициатива» Михаил Каменев отметил, что если сейчас полицию обучают разрешать конфликты через коммуникацию, то у нацгвардийцев такой подготовки нет. «Более того, по этому законопроекту, нацгвардейцы, полномочия которых хотят расширить, не обязаны предъявлять свои военные билеты в случае задержания, проведения поверхностного осмотра и тому подобное», - добавил он.
«Законопроект признали опасным как экспертные круги, так и правозащитники. Было много обращений, в том числе и от омбудсмена, как к соавторов законопроекта, так и ко всем членам профильного комитета, но, несмотря на все эти обращения, Комитет рекомендовал принимать его в первом чтении», - резюмировал эксперт правозащитной коалиции Михаил Лебедь.