После короткого перерыва депутаты перешли к рассмотрению более 1 тыс. поправок в законопроект Украины "О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты" во втором чтении, передает корреспондент АСН.
"Целью законопроекта является нормативное урегулирование процессуальных механизмов, которые должны обеспечить эффективную, справедливую, беспристрастную и своевременную защиту прав и свобод личности в суде", - говорится в пояснительной записке.
В частности, в законе предусматривается ускорение рассмотрения несложных дел через соблюдение разумных сроков рассмотрения, процессуальная экономия и уменьшение нагрузки на суды должны быть достигнуты за счет упрощения процедуры и ускорения рассмотрения несложных и менее значительных дел, а в предусмотренных законом случаях - рассмотрение дела без вызова сторон. В таких делах срок рассмотрения составляет не более 60 дней со дня открытия производства по делу.
В любом деле (за исключением отдельных категорий) стороны могут обратиться к неформальной процедуре рассмотрения - урегулирование спора с участием судьи, по результатам которой они могут либо заключить мировое соглашение, либо продолжить судебное разбирательство.
В хозяйственном и гражданском видах судопроизводства вводится возможность взыскания неоспариваемых задолженностей в порядке приказного производства.
Для подготовки дела к рассмотрению по существу устанавливается срок до 60 дней со дня открытия производства по делу. Вместе с тем само рассмотрение дела по существу должно происходить в течение короткого срока, но не более 30 дней и, за отдельными исключениями, без возможности остановки или возврата к стадии предварительного производства.
Законопроектом предусмотрено усиление роли судебного сбора как основного источника финансирования судебной системы и экономического стимула для сторон использовать новые процедуры рассмотрения дела (ставка судебного сбора при обращении в порядке приказного производства, подачи иска в электронной форме меньше), достигать примирения без судебного решения (законопроект предусматривает возвращение 50% судебного сбора в таком случае) воздерживаться от злоупотребления процессуальными правами и нарушение процессуальных обязанностей.
Предполагается также внедрение «электронного суда», в частности совершение всех процессуальных действий через средства электронной связи с соответствующими механизмами идентификации и безопасности.
Участникам дела обеспечивается возможностью принимать участие в судебном заседании в режиме видеоконференции, не покидая своего жилого или рабочего помещения, а для свидетелей, экспертов - в помещении другого суда. Материалы дел будут храниться, как правило, в электронном виде, что упростит доступ к ним участников дела, устранит временные, финансовые и организационные расходы, связанные с пересылкой материалов дела из одного суда в другой, упростит анализ и обобщение судебной практики и т.п.
Заключительные и переходные положения законопроекта, а также производные изменения в законы регулируют порядок постепенного перевода судопроизводства в режим "электронного суда". Следует вместе с тем отметить, что право участников дела обращаться в суд "в бумажной форме" останется у них и после внедрения "электронного суда".