Игра в выборы – любимое занятие отечественных политиков. Они, постоянно придумывая новые правила и приемы, так входят в кураж, что напрочь забывают об окружающем мире. Живут одним днем, где главное – нарастить влияния и рейтинги. Очередное подтверждение этому – события в парламенте, которые вылились в выяснение отношений в коалиции.
Украинцы же, наблюдая за такими событиями, давно не знают, кому верить. Но до сих пор наивно ждут, когда же депутаты, избранные после Революции Достоинства, перестанут драться за булаву, а начнут выполнять обещанное.
Радикализация кризиса
Что осенью следовало ожидать обострения конфликтности в парламентском большинстве, факт прогнозируемый. Ведь уже давно в провластной коалиции сформировалась внутренняя оппозиция. «Большевистские» фракции «Батькивщины», «Самопомочи» и «Радикальной партии» Олега Ляшко заняли такую позицию, что сторонний наблюдатель не смог бы и подумать, что эти силы де-юре провластные.
Жизнеспособность большинства была под вопросом. Президенту же приходилось отвечать на вопрос о перспективах досрочного роспуска им парламента. "Не дождетесь. Украина имеет проевропейскую коалицию. Конституционную. Я уверен, что это дает нам возможность и ответственность провести конституционные изменения, которых ждет страна. Думаю, что народ свое дело сделал. Перезагрузка произошла. И я настаиваю на местных выборах, потому что мы должны провести перезагрузку местных элит и власти и обеспечить эффективную деятельность коалиции в действующей Раде», - заявлял в июне Петр Порошенко, отвечая на вопрос АСН о вероятности роспуска парламента осенью этого года.
Тогда еще никто не знал, что толчком к очередному конфликту станет именно один из этапов голосования за конституционные изменения, во время которого под Радой произойдут события, которые назовут кровавым понедельником. Но учитывалось, что и без того шаткое большинство может посыпаться из-за местных выборов. Рассматривалась возможность его функционирования без оппозиционной тройки, то есть «Блок Петра Порошенко» + «Народный фронт» + внефракционные депутаты. «Этот вариант может несколько продлить жизнь ВР этого созыва. Ведь в наших реалиях малое большинство не эффективно», - рассказывал АСН летом пропрезидентской депутат. И добавлял, мол, очень сомнительно, что какая-то из фракций выйдет из коалиции.
Более того, мало кто поверил в серьезность намерений «радикалов» официально перейти в оппозицию. Когда 1 сентября Олег Ляшко озвучил такие намерения, парламентарии шутили, что это у него такая привычка. Что он все время выходит, а потом остается, рассказывая, как его «все просили об этом». И вспоминали, как 21 апреля 2015 года Ляшко театрально с трибуны ВР заявил о сложении полномочий координатора совета коалиции, а сам никуда не пошел.
Выход или бегство
Зато на этот раз оказалось, что главный «радикал» – автор слов «сами из коалиции не выйдем, даже если вперед ногами будут выносить» - сменил позицию и таки вывел фракцию из коалиции. Его версия: произошла измена, совместное голосование с «Оппозиционным блоком» и «представителями олигархических групп». Возможно, Ляшко втихомолку ожидал, что его попытаются удержать. Но большинство очень легко отпустило: в тот же день на совете коалиции с «радикалами» попрощались. А те, в свою очередь, пошли в кафе, которое якобы принадлежит однопартийцу и пока еще члену Кабмина, вице-премьеру Валерию Вощевскому.
Андрей ЛозовойК тому же, поговаривают, что соратники Ляшко планируют выйти из фракции, но все же работать в провластной коалиции. Конечно, просто несогласных не отпустят. Заместитель председателя фракции Андрей Лозовой в интервью АСН заявил, что перебежчикам «будут ломать ноги», поскольку «депутат, который прошел по списку вместе с партией, разделяет политическую ответственность. Если кому-то не нравится, пусть оставляет мандат и уходит в сексуально-пешеходном направлении». Но императивного мандата у нас нет. Его хотели ввести, но Конституционный суд признал это предложение как такое, которое не соответствует Основному закону. Поэтому и среди «радикалов» могут появиться «тушки».
Это было празднование или поминки (учитывая фразу самого Ляшко о «вперед ногами»)? Трудно сказать. И потерь у радикалов действительно много. Ведь хоть в оппозиции легче, поскольку нет прямой ответственности за власть и говорить можно все, любые уголовные дела называть притеснениями оппозиции и свертыванием демократии, теперь им, в частности, закрыта дорога во властные кабинеты: на позиции в обновленном правительстве уже не стоит надеяться, и Вощевского в должности не удержать - и кабинет вице-премьера придется освободить. Тем более, что кандидат на него давно есть. Это народный депутат от «Блока Петра Порошенко» Игорь Кононенко, который и сам подтвердил недавно, что согласен стать вице-премьером, правда, при условии расширения полномочий.
Игорь КононенкоКстати, сам Кононенко говорит, что радикалы из большинства не вышли, а убежали, испугавшись последствий черного понедельника. «Радикальная партия» вместе со «Свободой» и «Укропом» несут политическую ответственность за те события. Я считаю, что на руках их лидеров, и господина Ляшко в частности, есть кровь, которая пролилась под ВР. А выход из коалиции - это попытка уйти от ответственности. И думаю, прокуратура совместно с МВД должна расследовать те события, а виновные должны нести ответственность».
Бывшие друзья или любимые враги
Поэтому хлопнуть дверью у «радикалов» не получилось. По ним не унывают. И, несмотря на сплетни и прогнозы, не вызвал их выход и принципа домино: «Самопомич» и «Батькивщина» остались официально провластными. Хотя и оставили себе пути для отступления.
Олег БерезюкВ частности, бывший соратник, а теперь политический оппонент Олег Березюк отметил, что коалиция - это всегда временное явление. «Коалиция после невероятного обесценения управленческим процессом парламентской процедуры переформатировалась. Появилась настоящая оппозиция. И это пример того, что нельзя нарушать правила, потому что это разрушает... Мы люди, которые есть в коалиции, работаем в ней ради того, чтобы государство было успешным», - как всегда, сложно и с подтекстом прокомментировал ситуацию он. Березюк также опроверг информацию, что в коалиции «Самопомич» держат силой - открыв производство в ГПУ в отношении лидера Андрея Садового. И отметил, что теперь в коалиции не должно быть интриг и слухов, а только открытая конструктивная работа.
Сергей ВласенкоВ свою очередь народный депутат от ВО «Батькивщина» Сергей Власенко отметил, что позиция фракция проста: то, что происходило в коалиции раньше, когда две большие фракции - ББП и НФ - принимают решения самостоятельно, а иногда им подголосовывают «Оппозиционный блок» и группы «Воля народа» и «Возрождение», - это неправильно. «Мы, как «Батькивщина», в коалиции будем делать все от нас зависящее, чтобы заставить две большие фракции начать выполнять коалиционное соглашение, обеспечивать социальную и экономическую политику. Мы будем указывать на очевидные ошибки. И работать до тех пор, пока будет такая возможность. Если увидим, что продолжаются подковерные игры, нам говорят одно, а происходит другое, вносятся не согласованные с нами или являющиеся ложными для украинцев и Украины предложения, - мы будем садиться и принимать решение. Но пока я верю, мы сможем обеспечить нормальную работу коалиции», - объяснил Власенко планы соратников Тимошенко.
Координаторы и модераторы
Хотя с выхода «ляшковцев» «Батькивщина» и «Самопомич», говорят, пытаются получить дивиденды. Участники коалиционных совещаний рассказывают, что они хотели, например, заставить большинство принимать решения исключительно консенсусом. То есть, если хоть одна из фракций провластного большинства выступает против рассмотрения какого-либо вопроса в зале, этим на него накладывается вето. Такая инициатива не прошла, ведь, как утверждают «порошенковцы» и «фронтовики», это заблокирует работу не только коалиции и парламента, но и правительства, остановит ряд непопулярных, болезненных, но необходимых реформ. Более того, на фоне местных выборов даже технические вопросы могут политизироваться.
Кроме того, выбивались дополнительные властные полномочия под должность координатора коалиции. И якобы именно отказ предоставить рычаги стала причиной отказа Юлии Тимошенко от координации работы большинства, потому что она не хочет быть номинальным лидером коалиции. Да и сами коалицианты не слишком горят желанием иметь такого руководителя. Еще раз покоординировать их работу склоняют Юрия Луценко.
Так, в частности представитель Президента в парламенте, народный депутат Степан Кубив сообщил АСН, что предлагалось возглавить совет коалиции спикеру Верховной Рады Владимиру Гройсману, но тот отказался - из-за того, что является главой парламента. Поэтому остановились на Луценко. «Все признали - Юрий Луценко был эффективным координатором в сложных условиях формирования парламента. Он показал себя эффективным менеджером. Как депутат могу сказать, что Юрий Луценко - эффективный управленец, сумевший наладить консолидацию Верховной Рады, правительства и Президента, а также другие процессы», - отметил Кубив.
Бои по правилам
Как видим, о досрочных выборах, на размышления о которых натолкнуло определенное сокращение состава большинства, никто пока не думает. Разве что «Оппозиционный блок», но на словах. Похоже, что и он делает заявления-страшилки, четко осознавая, что роспуск парламента если и станет актуальным вопросом, то не раньше, чем завершатся местные выборы. И что, согласно Конституции, парламент, избранный на досрочных выборах, в течение года распускать нельзя. То есть до декабря месяца, даже если коалиция исчезнет, никаких разговоров о перевыборах не может быть.
Александр ЧерненкоК тому же, парламентариям важно успеть изменить законодательство о выборах народных депутатов. Ведь действующий закон о выборах предусматривает смешанную систему. А большинству выгодна чистая пропорционалка. Опять же, работу над законом не стоит привязывать к возможным досрочным выборам. Как пояснил эксперт по вопросам избирательного права, народный депутат Александр Черненко, для принятия качественного закона нужно, чтобы процесс не был привязан к каким-то конкретным выборам и к их особенностям. «Нам нужен качественный закон в целом, а не «под выборы». Если, не дай Бог, так сложатся звезды, что весной у нас станут возможными досрочные выборы, страшно даже подумать, какой закон под них примут», - подчеркнул он в беседе с АСН.
В то же время есть неофициальная информация, что хоть планировалось принять новый закон только в IV квартале 2017 года, определенные наработки есть уже сейчас. «Закон уже пишется, говорят на Банковой, и по принципу, заложенному в закон о местных выборах», - сказал АСН один парламентарий на условиях анонимности.
Официального подтверждения этой информации нет. Но Кононенко отметил, что на заседании фракции ББП тема изменений в законодательство действительно поднималась. «Мы обсуждали этот вопрос на фракции, планируем ввести законопроект, который будет базироваться на законе о местных выборах, но с определенными дополнениями и модерацией. Действовать поспешно нет необходимости», - сообщил он. Чем также подтвердил, что вопрос вероятности роспуска Верховной Рады седьмого созыва нет оснований даже обсуждать еще как минимум несколько месяцев. А что будет позже? В украинской политике так далеко трудно прогнозировать. Но сомнительно, что парламентарии хоть когда-то откажутся от облюбованной ими игры в перманентные выборы.