Комиссия по расследованию Смоленской катастрофы в Польше обнаружила следы взрыва на самолете Ту-154М, разбившегося под Смоленском в 2010 году. По данным комиссии, есть все признаки взрыва, а распад левого крыла Ту-154М начался еще до столкновения с деревом.
Смоленская трагедия и хаотичное захоронение
Самолет Ту-154 с президентом Польши Лехом Качиньским на борту разбился 10 апреля 2010 под Смоленском. В авиакатастрофе погибли 96 человек, включая президента Польши с супругой и высокопоставленными польскими политиками. Они направлялись в Россию, чтобы принять участие в траурных мероприятиях к 70-й годовщине расстрела в Катыни.
В 2011 году Межгосударственный авиационный комитет обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
Отмечалось, что президентский самолет при посадке на аэродром Смоленск-Северный в условиях сильного тумана столкнулся с деревьями, опрокинулся, рухнул на землю и полностью разрушился.
Но в сентябре 2016 года в Польше возобновили дело относительно неэффективного расследования Смоленской катастрофы.
В ноябре 2016 года в Кракове состоялась эксгумация тел Леха Качиньского и его супруги Марии. Выяснились тревожные факты: в гробу президента нашли фрагменты еще двух других тел, а после эксгумации тела польского генерала Бронислава Квятковского в его гробу были найдены фрагменты останков еще семи членов польской делегации. В гробу стюардессы Наталии Янушко судмедэксперты обнаружили части тел пятерых других людей.
В январе 2017 года следственные органы Польши потребовали и получили от России записи речевого самописца Ту-154. Вместе с тем в РФ подчеркнули, что эти записи «неоднократно проверялись в присутствии представителей Польши с участием польских экспертов».
Подозрительные факты
В 2016 году глава Минобороны Польши Антоний Мацеревич сообщил, что есть новые записи разговоров экипажа Ту-154М, а также представлены доказательства того, что «целью действий российских диспетчеров и кремлевских властей было крушение президентского лайнера с целой делегацией на борту».
«У нас есть настоящие доказательства, в том числе информация, которую скрывала комиссия Миллера. Мы располагаем ужасающими признаниями членов предыдущей комиссии», - заявил Мацеревич.
Министр также отметил, что за 30 секунд до крушения Ту-154 под Смоленском, в левом крыле лайнера произошла авария гидравлической системы. По его словам, на месте крушения не было никаких «природных причин» для катастрофы, а разрушение самолета началось еще в воздухе, задолго до того места, где, как предполагалось ранее, лайнер зацепил крылом дерево.
Мацеревич добавил, что фрагменты самолета нашли на деревьях за десятки метров от места крушения.
Кроме того, Министерство обороны Польши в сентябре 2016 года обнародовало фрагменты записок одного из членов комиссии полковника Мирослава Гроховского, занимавшегося расследованием катастрофы.
В своей записке от 12 апреля Гроховский написал, что представителей польской комиссии постоянно сопровождали члены российской комиссии, отдельных пропусков им не дали. Мало того, польской стороне не позволили принять участие в процедурах МАК, когда из обломков самолета достали регистратор типа ATM QAR.
Также выяснилось, что польская сторона не имела доступа к месту события, к обломкам самолета, было запрещено делать фотографии и аудиозаписи.
Уже в апреле 2017 года Генпрокуратура Польши обвинила российских диспетчеров и «третье лицо» в умышленном провоцировании авиакатастрофы Ту-154.
«Уже собраны доказательства, которые позволили прокурорам сформулировать новые обвинения в отношении авиадиспетчеров, а также третьего лица, находившегося в башне управления полетами, в умышленном провоцировании катастрофы, в результате которой погибло большое количество людей», - заявил зам генпрокурора Польши Марек Пощенек.
Теперь Польша требует у России возможности допросить всех подозреваемых. Вместе с тем в Кремле не собираются «соглашаться с такими выводами». Как заявил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, делом Смоленской трагедии занимаются и российские следственные органы, а обстоятельства катастрофы уже достаточно изучены.