Сейчас уже никого не удивишь минипивоварней-баром-складом – заведением в популярном нынче хипстерском стиле, напоминающим, скорее, амбар, чем кафе. Вы знаете обстановку: барная стойка из нержавеющей стали, модная кирпичная кладка, которая выделяется аккуратными участками на белых стенах. Это называется «промышленный шик». На одной из стен обязательно виднеется произведение уличного искусства, типа граффити. Все официанты имеют спортивное телосложение, бороды и татуировки. Вкус авторского пива отдает нотами кофе и черной лакрицы. У вас уже появилось желание стать частью нового движения? Журналист издания Хеллен Коффи TheIndependent считает, что «хипстеризация» мира – не такое уж безобидное явление, пишет она.
"Было бы хорошо, если бы бар находился в Нью-Йорке или Портленде, хотя даже в этих местах у меня возникает вопрос, были ли местные предприятия изгнаны непрерывным натиском новых модных заведений. Но он находится во Вьетнаме. И я не могу не заметить, как легко становится представителю западной цивилизации в любой точке планеты почувствовать себя как дома.
Выйдя на улицу и увидев череду мопедов, рассекающих ночной воздух, я сразу убедился в том, что нахожусь в Хошимине, а не в Нью-Йорке. Но, за углом, я снова попаду в безликое французское бистро, где подают авокадо на тосте, а внизу находится бутик-галерея.
Глобализация раньше означала появление сети закусочных с мировым именем в каждом городе, убивая местный колорит. McDonald’s в Ватикане, Starbucks на японском горнолыжном курорте, Domino’s Pizza в Милане. Теперь же однообразие создается другим способом. Новые кафе могут принадлежать местным владельцам и быть независимыми, но они все выглядят одинаково: модно, красиво и очень-очень по-западному.
И, обычно, они являются продуктом воображения восторженных иностранцев, которым не терпится познакомить местных жителей с прелестями кофе ручной работы, алкогольных напитков на заказ и подпольными барами, где необходим пароль для входа.
Идея, в принципе, прекрасна, но, никто из них не пытается привнести в эти заведения местную культуру, может быть, создать гармоничное слияние Востока и Запада, сформировать концепцию заведения на основе колорита страны, где оно находится.
Конечно, я сам являюсь частью проблемы. Туристы, подобные мне, во время пешеходного тура по новому городу, любят заглянуть в привычное кафе. И, конечно, такие места растут и процветают, превосходя в количестве посетителей кафе и рестораны национальной кухни. Эти заведения олицетворяют процесс подавления одной культуры для восхваления другой.
Сначала меня тоже привлекли эти прелести. Но теперь, когда я смотрю на изумительный рисунок на пенке моего латте, или на идеально приготовленный коктейль, поданный не в чем ином, как в банке для консервации, я не ощущаю радости. Потому что какой смысл лететь через пол-мира, чтобы испытать те же ощущения, что и дома?"