20 Апреля
19 Апреля

Успешный старт Vega и другие выдающиеся украинские достижения в изучении космоса

В новостях и соцсетях чаще пишут о «зраде» и неудачах в украинской экономике, политике, других сферах жизни общества. Попробуем переломить эту тенденцию и рассказать о свершениях украинцев, тем более что есть такой выдающийся повод - пресс-служба Arianespace сообщила, что 1 августа с космодрома Куру в Французской Гвиане успешно запустили ракету-носитель легкого класса Vega.

Она выводила на солнечно-синхронные орбиты два спутника израильского оборонного концерна Israel Aerospace Industries. Один спутник - OPTSAT-3000 весом 368 кг был запущен по заказу Министерства обороны Италии; второй - Venμs, весит 264 кг, его запускали для проекта израильского космического агентства и Национального космического агентства Франции.

По программе Vega в 2017 году уже произведено 2 запуска – один в марте и один 1 августа. В целом с 2012 года прошли 10 запусков, а на орбиту были выведены 25 спутников. Отметим, что одну из ступеней двигателя ракеты-носителя легкого класса Vega изготавливают в Украине. Маршевый двигатель РД-843 4-й ступени ракеты-носителя был разработан Конструкторским бюро «Южное» и изготовлен ПО «Южный машиностроительный завод им. А.М. Макарова».

Запускают ракеты с Гвианского космического центра. Это космодром, расположенный в департаменте Французская Гвиана в северо-восточной части Южной Америки на побережье Атлантического океана между городами Куру и Синнамари.

Комета Чурюмова - Герасименко и миссия Rosetta

Это далеко не единственные успехи Украины в покорении космоса. Первая комета, на которую приземлился космический зонд, – открыта была украинскими астрономами. Комета Чурюмова - Герасименко была открыта 23 октября 1969 года легендарным астрономом Климом Чурюмовым в Киеве на фотопластинках другой кометы - 32P/Комас Сола, снятых другим украинским астрономом Светланой Герасименко в сентябре в Алма-Атинской обсерватории.

В сентябре 2016 года завершилась миссия космического аппарата Rosetta, который 10 лет летел к этой комете, 2 года вращался на ее орбите, был спущен на поверхность кометы в 720 миллионах километров от Земли. После этого сигнал от него был потерян.

С момента запуска в 2004 году Rosetta прошла 8 млрд километров, пережила 31 месяц в глубоком «сне» перед возобновлением работы в январе 2014 года и стала первым космическим аппаратом, зашедший на орбиту кометы.

На поверхности кометы Чурюмова - Герасименко были собраны уникальные данные, сделаны снимки высокого качества. Изучены газы и пыль кометы, плазма в ее среде. Также космический аппарат обнаружил молекулярный кислород в облаке газа и пыли, окружающем комету. Исследователи пришли к выводу, что этот кислород образовался еще до формирования Солнечной системы.

комета, ракета, Илон Маск, космос, космодром, Клим Чурюмов

Полученные данные важны не только для Украины, но и для всей планеты. Исследование Rosetta вошли в учебники истории и астрономии.  Ведь кометы, по сути, представляют собой гигантские химические лаборатории, изучение их может дать ключ к пониманию процессов, приведших к возникновению жизни на Земле.

К сожалению, в октябре 2016 года легендарный украинский ученый и астроном Клим Чурюмов умер на 80-м году жизни. Он возглавлял Киевский планетарий, был президентом Украинской сообщества любителей астрономии. Ожидалось, что Чурюмов будет номинирован на коллективную Нобелевскую премию.

Ракетный комплекс «Циклон-4»

Существует еще один украинский проект – космический ракетный комплекс «Циклон-4», в который входят ракета-носитель «Циклон-4» и наземный комплекс, обеспечивающий проведение на космодроме работ по подготовке и запуску ракеты. Первоначально по данной программе Украина сотрудничала с Бразилией, однако в 2015 году Бразилия заморозила работы над проектом.

В марте 2017 года стало известно, что американская компания Maritime Launch Services, базирующаяся в Канаде, построит космодром в провинции Новая Шотландия, откуда будут осуществлять запуски украинских ракет-носителей «Циклон-4М». Предполагается, что строительство космодрома стартует в 2018 году, а первый коммерческий запуск будет произведен в 2020 году. В планах к 2022 году запускать с космодрома 8 ракет ежегодно.

На строительство космодрома американская компания потратит 148 млн канадских долларов. А на весь проект понадобится 304 млн канадских долларов.

Ракета-носитель «Зенит»

В Украине существует еще одна важная космическая разработка – ракета семейства «Зенит». Ракета космического назначения среднего класса «Зенит-2» была разработана генеральным конструктором В.Ф. Уткиным при конструкторском бюро «Южное» в Днипре. Первый успешный пуск ракеты-носителя «Зенит-2» без полезной нагрузки был осуществлен 21 июня 1985 года с космодрома Байконур.

Это двухступенчатая ракета летает на нетоксичных компонентах топлива: жидкий кислород и керосин РГ-1. Она предназначена для запусков космических аппаратов на низкие круговые (до 1500 км) и эллиптические околоземные орбиты различного наклонения.

Ракета удостоилась похвалы основателя компании SpaceX Илона Маска. Он назвал ее «лучшей после наших». Как известно, Маск через свою корпорацию занимается производством и запуском ракет Falcon9 - они считаются на данный момент самыми экономичными и качественными в мире.

Виктория Антонюк