Неумение или нежелание вовремя провести тендерные торги по закупке продуктов питания привели к тому, что в 2016 году почти половину средств, выделенных из государственного бюджета на обеспечение бесплатным питанием детей, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, пришлось перераспределить на другие нужды, поскольку они не были использованы.
Такими есть результаты аудита, который провела Счетная палата относительно эффективности использования средств государственного бюджета на бесплатное питание детей, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, обнародованы на сайте органа.
Согласно закону «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», государство должно обеспечить бесплатным питанием учеников средних общеобразовательных школ, профессионально-технических учебных заведений, студентов колледжей и техникумов (училищ), расположенных на территориях радиоактивного загрязнения.
Детям, которые не питаются в указанных учебных заведениях, а также за все дни, когда они не посещали эти заведения, до достижения совершеннолетия выплачивается денежная компенсация в порядке, определяемом Кабинетом Министров.
В 2016 году лишь 40,2% детей получили бесплатное питание
Однако из выводов Счетной палаты следует, что в 2016 году и январе-мае 2017 году государство со своими функциями справилась лишь частично.
Так в течение этого периода бесплатное питание таким детям обеспечивалось нерегулярно, а в марте-мае как 2016-го, так и 2017 годов было вообще прекращено. Только в 2016 году в течение марта-мая не были обеспечены бесплатным питания 83 тыс. пострадавших детей.
Виной этому, по данным аудиторов, стало затягивание районными управлениями социальной защиты населения проведения закупок этих услуг. Более того, в некоторых районах такие закупки вообще не происходили, а там, где тендеры таки состоялись, договора с победителями заключались через значительный промежуток времени после завершения процедур.
Поэтому, в большинстве учебных заведениях начали обеспечивать пострадавших детей бесплатным питанием только с сентября, а в Олевском районе Житомирской области и во Владимирецком районе Ровенской области - вообще с декабря 2016 года.
Из-за отмены торгов и отсутствия предложений в двух районах Житомирской области, в одном районе Ровенской и Сумской областей питание пострадавших детей не было вообще организовано. Как следствие 11,5 тыс. детей не получили гарантированного законом права на бесплатное питание.
В целом в 2016 году фактически предоставлено услуг по бесплатного питания всего на 40,2% от потребности.
В то же время компенсационные выплаты получили родители 83,7 тыс. пострадавших детей. А это в 4,5 раза больше, чем предусмотрено паспортом бюджетной программы.
В общем, сумма в 435,1 млн грн, которая была предусмотрена в бюджете прошлого года на эту программу, была уменьшена на 191,5 млн грн, то есть на 44%.
Аналогичная ситуация с организацией закупок услуг по питанию пострадавших детей была и в марте-мае 2017 года, в результате чего не обеспечено питанием 84 тыс. пострадавших детей.
Государство выделяет на одного ребенка 28,3 грн в день
Кроме того, что торги по закупке соответствующих услуг проводятся несвоевременно, они еще и не дают возможности обеспечить соблюдение определенных Кабмином норм питания в дошкольных и школьных учреждениях, считают аудиторы. Это и не удивительно, поскольку сами нормы питания были утверждены еще 15 лет назад.
А согласно закону, детей, которые считаются пострадавшими от Чернобыльской катастрофы, государство должно обеспечить еще и пищевыми приложениями, которые способствуют выведению радионуклидов из организма.
«Несовершенство механизма конкурсных торгов, критерием которых является самая низкая стоимость для таких специфических услуг, не позволяет при закупке услуг по питанию для пострадавших детей соблюдать особые условия и нормы питания», - говорится в отчете Счетной палаты.
Проанализировав суммы договоров, заключенных с организаторами питания, выяснилось, что в некоторых учебных заведениях стоимость питания на один день для одного ребенка составляла почти 50 грн, а в некоторых заведениях Житомирской, Киевской, Черниговской и Ровенской областей - всего чуть больше 21 грн.
И это при том, что, по расчетам Министерства социальной политики, на основании определенных норм питания эта сумма должна быть не менее 28,3 грн.
«Учет отдельными организаторами в договорах меньшей суммы на питание таких детей не обеспечивает полноценного одноразового питания и соблюдения норм питания», - констатировали в Счетной палате.
Что же касается выплаты денежной компенсации родителям пострадавших детей вместо бесплатного питания, то до недавнего времени ее размер был в три раза меньше стоимости питания в учебных заведениях. Такая компенсация до апреле 2017 года составляла 180 - 190 грн в месяц, или 9,5 грн в день. В апреле этого года эта сумма была увеличена в два раза. Но по мнению аудиторов, это тоже не решает проблемы обеспечения за такие деньги ребенка полноценным питанием.
Законодательные коллизии
Еще в 2015 году из закона «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» была исключена статья, которая идентифицировала территории, на которых должно осуществляться питания пострадавших детей. Как следствие, не понятно, в каких же населенных пунктах должна предоставляться указанная помощь.
Кроме того, в упомянутом законе употребляется термин «несовершеннолетние дети». Однако, согласно Семейному кодексу, несовершеннолетними считаются дети в возрасте от 14 до 18 лет.
«То есть обеспечение бесплатным питанием и выплата компенсации в соответствии со статьей 30 Закона № 796 не может быть применена для 66,7 тыс. малолетних детей в возрасте от 6 до 14 лет (78% пострадавших детей, имеющих такое право)», - говорится в отчете.
На эти недостатки Счетная палата уже обращала внимание Минсоцполитики в результатах предыдущих аудитов. Однако воз и ныне там.
Цифры берут "с потолка"
Вместе с тем аудиторы констатируют, что потребность в средствах государственного бюджета на обеспечение бесплатного питания пострадавших детей определялась министерством, по сути, «на глаз», поскольку никаких расчетов распорядители бюджетных средств низшего уровня ведомству не предоставляли, а реестр таких детей в стране не ведется.
Поэтому не удивительно, что в сметах 22 распорядителей средств Житомирской области за 2016 и 2017 годы утверждено расходов на 180,5 млн грн, которые не подтверждены соответствующими расчетами и экономическими обоснованиями.
По окончании 2016 года из выделенных более 435 млн грн бюджетных средств почти 6,5 млн грн Минсоцполитики так и не распределил между районами, а остаток неосвоенных местными органами социальной защиты средств по направлению составил более 8 млн грн.
Вместе с тем в министерстве отчитались, что все 100% пострадавших детей в Украине были обеспечены бесплатным питанием(по данным Счетной палаты - лишь 40,2%), а количество получателей денежной компенсации на 16,8 тыс. человек больше, чем посчитали аудиторы.
Счетная палата сообщила о результатах своего аудита Верховную Раду Украины и уполномоченного Верховной Рады по правам человека, а также направила его Кабинету Министров и Минсоцполитики, в который раз рекомендовав устранить все выявленные недостатки.