Последний день лета точно войдет в историю: на площади Конституции пролилась кровь. Ситуация нагнеталась загодя. В парламент созывались не только народные депутаты, но и противники децентрализации, в частности сторонники партии «Свобода», «Правый сектор», а также радикалы Олега Ляшко. В том, что будут провокации, никто не сомневался. Боялись драк, поджигания покрышек. Не исключали даже поножовщины и стрельбы. Но то, что произошло на самом деле, трудно осознать! Этот понедельник оказался кровавым.
Утомленные «зрадой»
Напряжение чувствовалось с самого утра. И не только потому, что в Раду прибыли Президент Петр Порошенко, Премьер Арсений Яценюк и посол США Джеффри Пайетт. Особого фурора не произвели и «ляшковцы», которые пришли пораньше и первыми забаррикадировались в зале, не пуская туда не только руководителей парламента, но и обычных парламентариев. Ведь понятно было: Ляшко пытается выторговать закрытие всех уголовных дел против соратников, а заодно – «пакетом» – министерские квоты в будущем переформатированном правительстве.
Было как-то все равно, как поведут себя представители «Самопомочи», лидера которых вызвали в этот день в Генпрокуратуру для объяснения в рамках открытого производства относительно информации о попытках подкупа его депутатов. Зря интригу держали и члены «Батькивщины», воздерживаясь от любых комментариев на фоне разгона в социальных сетях информации, что «тимошенковцы» поддержат Президента. Сомнений не было, что Юлия Владимировна подготовила сюрприз. Но он вряд ли понравится Петру Порошенко, потому как она будет против.
«Оппозиционный блок» тоже, прогнозировано, вызвался поддержать детище Президента. Слово «на камеры» давал не рядовой «оппозиционер», а сам Сергей Левочкин. Такую же позицию заняла и «Воля народу». Представителям «Видродження» было дано право свободного голосования.
Поработать депутатам удалось лишь после полудня. Спикер Владимир Гройсман не стал беспокоить облюбовавших его рабочее место Ляшко и Ко, а провел регистрацию депутатов и непосредственно «конституционное» голосование с трибуны ВР. На табло – 265 «за» из 320 присутствующих парламентариев. Против проголосовали фракция «Радикальной партии», «Батькивщины» и «Самопомич» (за исключением 5-ти «инакомыслящих»).
Кто громче любит страну
Изменения в Основной закон приняли шумно, быстро, скомкано, традиционно приукрасив пламенными речами с криками «Ганьба» и «Слава Украине!». Но это происходило как-то театрально. Не по-настоящему. Казалось, все забыли, что происходит под Радой, где активисты под разными партийными знаменами пытались перекричать друг друга.
Конфликты были даже среди «своих». Например, когда начала выступать «свободовка» Ирина Фарион, «конкуренты» включили громкую музыку, заглушив ее. Была своего рода борьба, кто громче любит страну. Спор утих также быстро, как и начался. Толпа же раскачивалась. И рос градус напряжен.
Подземные пути депутатов
Но никто этому не предал нужного значения. Или почти никто?.. Из зала парламентарии выходили вроде обессиленными. Но как-то стремительно. Первыми, не дожидаясь закрытия заседания и завершения выполнения гимна, ВР очень быстро покинули «оппоблоковцы». Без промедления ретировались на «заседание фракции» и представители «Самопомочи» – они якобы собирались решать судьбу пяти нерадивых соратников: или пожурить, или исключить из своих рядов. Что, кстати, позже и произошло.
Короче говоря, под разными предлогами из здания уходили все. Что не удивительно – под окнами разворачивались настоящие боевые действия. С уже привычными слезоточивым газом, взрывпакетами, светошумовыми гранатами. О серьезности ситуации говорило то, как спешно охрана парламента закрыла все входы и выходы, и насколько настоятельно рекомендовала представителям СМИ не подходить к окнам.
На улице шла серьезная драка. Традиционно запахло слезоточивым газом. А потом прозвучало четыре взрыва. «Светошумовые гранаты», – сказал кто-то рядом. Оказалось, был прав, но не совсем. Кто-то в правоохранителей бросил боевую гранату. Якобы РПГ-5. Но кто? Версии расходятся. Многие из очевидцев утверждают, что ее бросили из рядов «свободовцев».
Среди боли и крови
В реальность того, что происходило на улице Грушевского и площади Конституции дальше, поверить сложно. Кровь, боль и страх перемешались с партийным угаром.
«Там такое! Там парню оторвало конечность», – с ужасом рассказывали одни.
«Возле Рады все в крови. Парень погиб», – добавляли другие.
Раненых, изувеченных правоохранителей было столько, что «Скорых» элементарно не хватало. Транспортировать легкораненых просили простых людей на личных автомобилях. На помощь сразу же приехали полицейские: предоставляли первую помощь и отвозили пострадавших в больницы. Вереницы машин не прекращались. Только «неотложек» было несколько десятков.
Также медикам помогали и ребята, приехавшие с АТО. Один из них, активный участник Майдана, полевой медик, недавно приехавший с фронта, отметил АСН, что чего-чего, а такого в центре Киева не ждал. И это требует немедленных выводов.
Нет дыма без огня
Но не все были поражены случившимся. Вы не поверите, но митинг жил своей жизнью – «сводобовцы» продолжали пламенные речи даже под непрекращающиеся звуки сирен… Их как-то не волновало, что реально в центре Киева случился теракт, хотя, зазывая людей под парламент, политики (не только от ВО «Свобода») должны были просчитать все риски радикализации ситуации.
Опять же, удивляет беспечность руководства правоохранителей. Почему МВД и СБУ не сработали на опережение и позволили пролиться крови, создать неблагонадежный образ официального Киева, «где даже под парламентом гранаты взрываются».
Вот что, скажите, мешало выставить дополнительные посты милиции на подходах к правительственному кварталу? Или же, например, задействовать кинологов со специально обученными собаками для поиска в толпе людей с оружием?! И не нужно тут говорить, что такие меры безопасности кто-то расценил бы как сворачивание демократии. Ведь потом, когда все произошло, выставили дополнительные посты, к Раде пускали только медиков, правоохранителей и прессу – все поняли, и никто не возмущался. А случись такое в другой стране, любой министр внутренних дел незамедлительно подал бы в отставку. Ведь и своих ребят не уберег, и, пусть косвенно, но помог провокаторам.
Да, теперь нас ждет много расследований и громких заявлений. Но случившееся уже не отменить. Как и резонанс от него. Теперь крайне важно, чтобы не только исполнители, но и те, кто написал «сценарий» этих кровавых событий, кто позволил ему сбыться, были названы и наказаны. Иначе все может повториться.
Фото Виктора Ковальчука