Через 5 лет на Днепре появится 56 новых островов. И это только в пределах Киева. А все из-за обмеления главной водной артерии Украины. Экологи констатируют – Днепр из мощной и широкой реки превращается в «цветущее» болото.
Все цвета радуги на водоемах столицы
Уже традиционно с приходом лета столичные водоемы окрашиваются в разные цвета. И этот летний сезон не стал исключением. Наоборот - в этом году Днепр и озера Киева «зацвели» особенно «пышно».
Глава Ассоциации рыболовов Украины Александр Чистяков объясняет: вода цветет из-за малой проточности. С 1927 по 1975 годы на реке было сооружено 6 плотин. По словам эколога, это привело к тому, что Днепр лишился течения, а как следствие - река не в состоянии смыть все то, что в нее попадает с производственными и бытовыми стоками и сливами. А их немало - на берегах крупнейшего в стране водоема стоит множество мегаполисов, металлургических и химических предприятий.
«Экосистема Днепра изменилась. Река с мощным течением превращается в «стоячее болото», в котором движение воды происходит только по «желанию» чиновника, который открывает «заглушку» на дамбе или гидроэлектростанции. Энергетики не хотят рассматривать Днепр, как живой организм, для них он «водоем с технической водой» для получения электроэнергии», - прокомментировал Чистяков.
Еще одна проблема – обмеление столичной акватории Днепра. Со слов эколога, сегодня в пределах Киева обнаружено 56 мелей, которые через 5-10 лет превратятся в острова.
«Сегодня посреди Днепра можно стоять по колено в воде! Особенно явно мели проявили себя у моста им. Патона, а также напротив памятника основателям Киева», - констатировал Чистяков.
Из-за фосфатов в воде умирает все живое
Как следствие, Днепр меняет свое русло, и дно реки сильно замуливается. Также в результате обмеления вода быстро прогревается. А это способствует бурному росту фитопланктона и водной растительности. Ускоряют рост водорослей и фосфаты, которые попадают в Днепр.
«С каждым годом в воде все больше накапливаются остатков фосфатов, которые беспрепятственно попадают в Днепр, прямо из наших стиральных и посудомоечных машин, поскольку очистные сооружения их попросту «не видят», - заявила председатель Всеукраинской экологической Лиги Татьяна Тимочко.
Более того, около 2,5 тыс. автомоек Киева, чтобы не тратиться на очистку, сливают свои грязные стоки в ливневую канализацию, по которой они попадают прямо в Днепр.
Со слов эколога, эта проблема еще более глобальная, чем обмеление реки, ведь из-за фосфатов гибнет рыба и планктон водоема. Соединения фосфора, попадая в воду, стимулируют интенсивный рост буро-зеленых водорослей, которые вытесняют кислород из воды.
«Сколько раз природоохранная общественность инициировала создание законопроекта, запрещающего применение фосфатов в стиральных и моющих средствах, но депутатам явно не до него», - отметила Тимочко.
Озера столицы в ужасном состоянии
С внутренними водоемами столицы ситуация еще хуже. За годы независимости Киев потерял 110 озер – из 480 осталось только 370. Многие из них засыпали и застроили, превратили в несанкционированные свалки.
Но даже оставшиеся не спасены от той же участи, поскольку только у 5% киевских водоемов есть водные паспорта, которые юридически определяют акваторию и природоохранную береговую территорию озера.
Так, по подсчетам экологов, в Киеве около 150 водоемов являются безхозными, то есть за них не отвечают ни парки, ни природно-заповедный фонд, ни коммунальное предприятие «Плесо». Кстати, на балансе последнего находится 70 озер. И они - в плачевном состоянии.
«Коммунальное предприятие «Плесо» из-за своего мизерного финансирования занималось лишь уборкой прибрежной территории.Это как подметать в подъезде и ждать, что от этого станет чище в самой квартире. Для поддержки озер необходим комплексный подход. В результате около 70% столичных водоемов требуют расчистки и дноуглубления, а также выкоса излишней водной растительности и зарыбления растительноядными видами рыбы с целью естественной мелиорации», - заявляет председатель Ассоциации рыболовов Украины Александр Чистяков.
Что нужно сделать
Также экологи настаивают на скорейшем принятии законопроекта «О запрете ввоза и реализации на территории Украины моющих средств на основе фосфатов», заставить все учреждения, работающие на берегах озер и Днепра подключиться к городским канализационным сетям и запретить строительство на землях водного фонда.
Еще один важный шаг, который позволит предотвратить сброс неочищенных стоков в Днепр, - это повышение штрафов за несанкционированные врезки в ливневые канализации, а так же сброс по ним неочищенных стоков. Это, в частности, касается вышеупомянутых автомоек, которые больше всего загрязняют столичные водоемы фосфатами.
Но учитывая то, что рассмотрение законопроекта «О запрете ввоза и реализации на территории Украины моющих средств на основе фосфатов» уже трижды переносилось, депутатам и чиновникам, скорее всего, экологические проблемы не столь важны, как политические козни.