Уже почти месяц врачебное сообщество столичного роддома №3, расположенного на Борщаговке возле рынка «Днепр» в столице, не на шутку лихорадит – скандал, связанный с якобы вымогательством врачами взятки за роды, обрастает новыми подробностями и предстает в несколько ином свете. Если коротко обозначить видимую верхушку айсберга этого конфликта, то все выглядит примерно так. Месяц назад в «Фейсбуке» – на странице Сергея Бакшеева, одного из врачей этого роддома – было выложено видео, которое, судя по всему, должно было стать документальным подтверждением взяточнического нутра руководства лечебного учреждения. На видео одна роженица утверждает, что слышала, как с другой в больнице требовали 3.5 тысячи гривен якобы взятки за то, чтобы она получила возможность здесь родить.
Сколько айсбергов у этой истории
Роликом сразу заинтересовались телевизионщики – и посыпались телесюжеты. Из них выяснилось, что героиня неприятной ситуации – 28-летняя жительница Боярки Юлия – была на учете в этом роддоме. А когда пришла рожать, ей сказали, что нужно заплатить деньги, иначе не примут. После выяснений отношений (женщина, как сообщила ее мать Валентина Корендюк, уже собиралась ехать в другой роддом, но врачи «Скорой» отказались везти: мол, что делать, если роды начнутся прямо в машине?) родственники Юлии таки оплатили эту сумму. А когда она родила сына, решили эти деньги забрать: как сказал на камеры Александр Корендюк, отец Юлии, «чисто из принципа». Тем более, что Сергей Бакшеев – тоже на камеры – убеждал: мол, сейчас в роддоме никаких благотворительных взносов нет – требование внести определенную сумму может быть расценено только как попытка получить взятку.
Просмотрев несколько сюжетов и перечитав в Интернете, что пишут коллеги, решила разобраться, ведь реально задело. С одной стороны, все мы знаем, каким является государственное обеспечение отечественных больниц (и не имеет никакого значения, это роддом или, например, онкоцентр, где на лечение пациентов идут действительно астрономические суммы). С другой, если вспомнить 49-ую статью действующей Конституции Украины, становится понятным, на первый взгляд, праведный гнев людей, вынужденных обращаться к врачам за помощью: мол, нам Конституция гарантирует, поэтому вы обязаны. Вопрос «За чей счет?» таких пациентов обычно не интересует – у них своя правда. Еще один важный момент, о котором нельзя забывать, – кроме благотворительных взносов (а именно такой и фигурирует в истории с третьим роддомом), врачи все же берут деньги (в виде «благодарности»), и об этом знают все. Причем многие действительно благодарные пациенты платят абсолютно сознательно, потому как учитывают уровень зарплаты наших медиков.
Лирическое отступление, касающееся темы
А теперь немного – об уровне зарплат, хотя это никоим образом не оправдывает взяточников. Так вот, мы очень хотим в Европу – и вся эта катавасия, что сейчас творится в нашей стране, заварилась перед Майданом именно из желания добиться европейского выбора вектора развития государства. Затем были смерти на Майдане, аннексирован Крым, наступление России на востоке (а что руками внутренних наемников – это уже дело десятое) и – под прикрытием экономического кризиса, в котором оказалась наша страна, – закручивание гаек по всем фронтам. Чего стоят только доведенные до сведения граждан тарифы на жилищно-коммунальные услуги! Правительство говорит: всем тяжело – потерпите. Однако простому человеку невдомек, почему он должен терпеть, а деньги со счетов тех, кто обдирал нашу страну до Майдана, до сих пор не вернулись в госказну? Вывод, который лежит на поверхности, – это кому-то выгодно, причем уже из тех, кто входит в нынешнюю властную верхушку. Кому именно? Можно строить догадки, но от этого никому не полегчает.
Еще о европейском выборе. В развитых странах Европы есть две профессии с достаточно высоким уровнем оплаты. Возможно, это прописные истины, но напомнить таки стоит. Речь в первую очередь об учителях (они закладывают основу для остальных профессий) и врачах (потому что им мы доверяем самое ценное, что у нас есть, – здоровье и саму жизнь, поэтому они должны делать свою работу качественно, а не думать, где заработать еще немного денег, чтобы обеспечить собственную семью). У нас что первые, что вторые имеют мизерные зарплаты. Высокопоставленные чиновники говорят: вся страна в долговой яме, нет возможности кому-то повышать зарплату. И – пытаются урезать и то, что есть. Но людям, опять же, все равно, где вы возьмете деньги и как переформатируете бюджет, главное – каждый за свой труд должен получать в соответствии с квалификацией. Чтобы обеспечение семьи не превращалось в невыполнимую в принципе задачу. А все просьбы «немного потерпеть», обещания, что «со временем все наладится», гроша ломаного не стоят – люди хотят жить сегодня, а не тогда, когда «станет лучше». Не справляетесь? Так, может, уступите свои должности кому-то другому, кто справится с такой задачей ?!
Кому на руку скандал
И снова к ситуации. Есть несколько важных вопросов, на которые хотелось бы получить ответ. И, скорее всего, несколько наслоений этого «айсберга», который пока поворачивается к нам одной стороной. Поэтому вопросы, которые лежат буквально на поверхности. Первый: действительно ли требовали деньги и сколько? Зачем? И это взятка или не взятка, а благотворительный взнос, как говорят врачи?
Чтобы выяснить все, так сказать, у главной фигурантки скандала, «Аналитическая Служба Новостей» решила позвонить теперь уже маме Юлии, которая родила в этом роддоме сына. Женщина взяла трубку, но, услышав вопрос, – после странной паузы – нервным голосом начала говорить, что журналист ошиблась номером. Называю номер телефона – правильно, но, мол, «вы ошиблись» – и точка. Переспрашиваю «Так вы Юлия или нет?» – в ответ короткие гудки. Что же, откровенное нежелание общаться с журналистами и прояснить ситуацию – это тоже позиция, которая наталкивает на определенные выводы. Но каждый пусть делает их самостоятельно.
Юрий КувитаВ скандале фигурирует сумма размером 3.5 тысячи гривен. В больнице подтверждают: да, именно столько платят роженицы за медицинское сопровождение физиологических родов. «Но никто не дает деньги в руки врачам, – разъясняет главный врач этого медицинского учреждения Юрий Кувита, – это действительно благотворительный взнос и платится в фонд, с которым мы сотрудничаем. Кстати, всем, кто внес деньги, обязательно выдается квитанция, корешок которой остается у менеджера фонда, потому что это – документ, который от фонда требуют все проверяющие организации». Можно ли родить ребенка или, например, прийти на операцию, и при этом ни копейки не заплатить? Конечно, можно, убеждает Юрий Васильевич, но тогда врач, который ведет роды или готовит оперативное вмешательство, напишет список необходимых лекарств – и их придется приобрести самостоятельно. Кому удобно так – нет никаких проблем. И добавляет: «Родственники Юлии могли не скандал устраивать, а просто купить лекарства и принести их». Почему тогда так поступили? Вариантов ответа может быть несколько, но гадать на кофейной гуще не будем.
Олег ВиноградовВспоминаю о намерении отца Юлии забрать деньги и у меня возникает совершенно логичный вопрос, а можно ли в принципе это сделать, если уже оплатил. И обращался ли к руководству этого конкретного благотворительного фонда, с которым сотрудничает роддом, кто-то из родственников Юлии, чтобы вернуть те три с половиной тысячи, вокруг которых – столько плясок? «Можно ли вернуть деньги? – переспрашивает президент Международного фонда помощи больным с последствиями травм и заболеваний (именно так называется эта благотворительная организация) Олег Виноградов. – Конечно, можно – надо только написать нашему менеджеру соответствующее заявление, указав причины, – и никаких преград не будет. И ни ко мне, ни к другим сотрудникам фонда не только по этому поводу – вообще никто не обращался: «АСН» позвонила первой».
На питание роженицы – 51 копейка в день
«На самом деле, – продолжает Олег Виноградов, – размер благотворительного взноса заранее не определен: если человек хочет его заплатить, он может это сделать, руководствуясь собственными доходами. Хотя ориентиры по расходам на определенные категории медицинской помощи есть. Но при этом наш менеджер или волонтеры из числа работников больницы, которые ему помогают, объясняет людям, что деньги используются на различные нужды больницы, а не только на медикаменты, ведь лечебный процесс на самом деле – более широкая категория, которая не ограничивается только приобретением лекарств. Нужны дезсредства, чистое белье, в конце концов, деньги на питание женщин, ведь им после родов надо нормально питаться».
Интересуюсь уже у главного врача, как в роддоме с питанием. «А как вы думаете? – задает встречный вопрос Юрий Кувита. – Как можно говорить вообще о каком-то питании наших пациенток за счет бюджетных средств, если в этом году в день на одну женщину выделяется аж 51 копейка?! Мы – за счет внебюджетных средств – кормим их на 25–30 гривен в день. Еще нужны цифры? На медикаменты в день для одной пациентки государство выделяет всего чуть больше 10 гривен. Так как, скажите на милость, я и мои врачи должны обеспечивать эту норму Конституции, о которой нам постоянно напоминают? Что мы сделаем без этих внебюджетных поступлений, из которых кому-то сегодня очень хочется сделать «взятки, которые требует руководство третьего роддома»?» Кстати, именно об уровне бюджетного обеспечения учреждений здравоохранения говорилось недавно на «круглом столе» «Европейские подходы к финансированию здравоохранения», который проводили пациентские организации под руководством «Совета защиты прав и безопасности пациентов».
Виктор Сердюк«Ключевым является то, что государство не в состоянии самостоятельно обеспечить право граждан на здоровье, – отметил президент этой организации Виктор Сердюк, – поэтому оно (то есть прежде всего правительство, - авт.) должно это откровенно признать и обратиться за помощью к обществу, частным структурам. Ведь сейчас на систему здравоохранения в нашей стране ежегодно выделяется примерно 3-4% ВВП. В то же время ВОЗ и Европейским Союзом рекомендовано финансирование этой сферы на уровне не менее 7% ВВП (это опять к вопросу европейского выбора, - авт.). Для примера: в Швеции, где собираются налоги на уровне почти 50% с каждого, на здравоохранение выделяется примерно 10% ВВП». Украина – страна, где в виде различных налогов тоже взимается очень высокий процент доходов граждан, однако когда речь идет об их перераспределении, здравоохранение руководители государства, похоже, не считают такой уж важной отраслью. О конфликте в третьем роддоме Виктор Сердюк знает, и, что интересно, на этот раз он не встал на сторону пациентки, как, по логике, должно бы быть. На вопрос корреспондента «АСН», как он расценивает то, что там происходит, господин Сердюк ответил, что «пока у нас будет такое обеспечение отрасли, требовать от врачей бесплатно предоставлять качественные медицинские услуги не совсем честно».
Так это взяточничество или нет?
Сергей ГулаЭто – главный вопрос, вокруг которого закручены события. Главный врач говорит, что те 3.5 тысячи гривен – обычный благотворительный взнос, который платят все пациенты, которые понимают реальное состояние больницы и могут это сделать, а им выдается соответствующая квитанция. Юлия с родственниками и те, кто стоит за ними (если такие режиссеры, конечно, есть; если их нет – заранее извиняюсь) утверждает на камеры: взятка! А вот растолковать пациенткам этой больницы разницу между взяткой и благотворительным взносом взялись представители общественной организации «Нет взяточничеству!», которые устроили перед входом в роддом флешмоб. Руководитель ОО «Нет взяточничеству!» адвокат Сергей Гула настаивает, что благотворительные взносы выглядят несколько иначе, чем в этом роддоме. «Они могут поступать в больничный благотворительный фонд только через банковское учреждение, давать кому-то в руки какие-то деньги недопустимо, – сказал Сергей Гула, – а любые вымогательства денег со стороны администрации могут быть расценены как преступление. И, что очень важно, пациенты должны знать, на что именно потрачены их средства, причем до последней копеечки, и отчитываться перед роженицами за это должен главный врач».
В тот же день, когда под дверью роддома участники флешмоба показывали свой мини-спектакль даже с актерами Молодого театра в ролях, в самой больнице творилось невесть что: кто-то встречался с журналистами, а кто-то – принимал гостей (комиссию направили по решению департамента здравоохранения КГГА), которые собирались проверить финансово-хозяйственную деятельность роддома. Главврач только устало махнул рукой: пусть проверяют – если найдут взяточников, я им только благодарен буду. Мол, «нас только в феврале проверяла комиссия Госфининспекции (бывшее КРУ, - авт.), каких-либо серьезных нарушений не нашли, есть все необходимые бумаги». И – предоставил «АСН» целую кучу подтверждающих сказанное бумаг.
Максим БарышниковИтак, как видим, главный конфликт на самом деле – не между роженицей и руководством роддома, а между пациентом и государством, не обеспечивающим декларируемую в своем же Основном Законе норму. «Конституционная норма о том, что каждый имеет право на бесплатную охрану здоровья, одна из самых либеральных норм всех конституций, написанных в целом мире, – отметил в комментарии «АСН» специалист по медицинскому праву Максим Барышников. – Я специально исследовал этот вопрос, и могу отметить, что нет абсолютно никакой прямой связи между самим наличием этой нормы Конституции и уровнем здравоохранения, качеством медицинских услуг и тому подобное. Дело в том, что существует понятие неоплачиваемой медицины и – отдельно от него – бесплатной. Должен отметить, что бесплатной медицины в мире нет. Ее никогда не существовало. Но ХХ век, по вполне объективным факторам, сделал медицину очень дорогой. И она еще будет дорожать, поскольку стоимость оборудования, расходных материалов, научных исследований для изготовления новых препаратов, новых методов лечения постоянно увеличивается. Причем эта стоимость совершенно не зависит от Украины как государства – в силу определенных обстоятельств. Поэтому говорить о бесплатной медицине мы не можем. А то, что происходило в Украине в конце ХХ века, и происходит до сих пор, – всего-навсего политические игры вокруг важного вопроса. Никогда эта норма Конституции не выполнялась на 100%. И, скорее всего, никогда уже не будет выполняться». Что надо сделать? Как отметил глава крупнейшей в Украине пациентской организации Виктор Сердюк, честно признать, что мы как государство не можем этого сделать. Следующим шагом логично было бы внести изменения в Конституцию, чтобы ее нормы не раздражали людей. И одновременно заниматься реальными реформами системы здравоохранения, а не жить от концепции к концепции (то есть, как метко сказал один из медицинских экспертов, от одного министра к другому). Как именно – это уже тема для другого выступления.
Станет ли панацеей страховая медицина
Напоследок хочется поставить точку и в неприятной истории, о которой говорится выше. Общаясь с «АСН», главврач сказал, что причина – не в тех деньгах, на самом деле она намного глубже. «Дело в том, – пояснил Юрий Кувита, – что все началось тогда, когда я подписал контракт на должность главного врача, пришел в роддом и сразу начал бороться с действительно теневыми схемами, так называемыми «частными» палатами, которые отдельными врачами использовались для собственного обогащения. Над этими врачами нависла угроза увольнения, поэтому они, как я понимаю, защищаются именно таким образом».
А уж совсем не на диктофон кое-кто из персонала сообщил, что даже тех врачей, которых подразумевает Юрий Васильевич, могут использовать в своих интересах еще более серьезные фигуранты общего процесса. Мол, речь идет о том, что в Киеве давно создана своеобразная пирамида-кормушка. И, например, получить серьезную должность (того же главного врача, к примеру) за «спасибо» не удастся – и даже высокий уровень профессионализма не поможет. Что тогда? Ну, настоящий украинец – человек сообразительный, он догадается. И если в пирамиде появляются «кирпичики», которые имеют смелость протестовать, от них пытаются избавиться. И здесь, как говорится, оружие не выбирают – все пригодится, лишь бы сработало.
Ну, и самая свежая информация: вчера на одном из интернет-сайтов появилось сообщение, что под стенами Киевской горгосадминистрации собрались киевляне. Люди протестовали против вымогательства и хаоса уже в киевском роддоме № 7, в котором 7 апреля – якобы из-за халатности врачей, которые не хотели принимать роды, потому как ничего не было договорено, – умер младенец. С одной стороны, со всеми подобными случаями должны бы разбираться правоохранители, чтобы виновники не вышли сухими из воды. С другой, все-таки пора прекратить пустые разговоры о реформе – ее нужно делать. И врачебное сообщество, и много общественных организаций, занимающихся проблемами здравоохранения, возлагают большие надежды на систему страховой медицины, которую чиновники обещают запустить уже с января следующего года. Но остается открытым вопрос, не станет ли это намерение очередной концепцией, которую спустя какое-то время тоже упрячут под сукно?!