Смерть миллионов – это статистика, а смерть одного человека – трагедия, говорил класик. 26 июня в мире умерли тысячи детей - от голода, обезвоживания, болезней. Дети гибнут, будучи самыми незащищенными, уязвимыми и слабыми членами человеческого общества. В Украине статистика детоубийств ужасает, и каждый новый кошмарный случай детской смерти заставляет все громче говорить о необходимости ужесточения наказания для детоубийц.
Мученическая смерть 6-летней Алины Васютиной из города Горняк Покровского района Донецкой области - яркий пример бессилия системы и общества перед психопатами и маньяками. Малышка пропала 19 июня. Полиция, спасатели, водолазы и Нацгвардия искали девочку неусыпно больше недели. Даже случайно нашли другую, похожую потерявшуюся девчушку. Саму же Алину 26 июня обнаружили убитой. Ребенок провел последние часы своей жизни в подвале наполовину заброшенного частного дома. В сентябре Алине должно было исполнится 7 лет и она должна была пойти в школу.
Вечером 19 июня стало понятно, что Алина пропала, родители обратились в полицию. О дальнейших поисках мы знаем от главы Нацполиции Донецкой области Вячеслава Аброськина.
20 июня вечером, на вторые сутки поисков, полиция выяснила, что девчушка пошла из дому в магазин за мороженным. Но уже не вернулась. В первый день к поиску подключились не только полицейские, но и неравнодушные жители города, окрестностей. Алину искали 218 человек - на всех выездах из города патрули проводили инструктажи с водителями, рассказывали приметы девочки, работали кинологи. Но ее никто не видел.
Пропавшая девочка жила в неблагополучной семье, одной из таких, о которых социальные службы знают, но закрывают глаза на проблему. Дом, в котором живет семья с четырьмя маленькими детьми, – непригоден для жизни, особенно зимой.
По словам Аброськина – это стены и крыша, две грязные комнатки с одной кроватью на 6 человек – 2 взрослых и 4 детей. «Как оказалось, «все знали» о том, что младшие дети (6 и 7 лет) собирали металлические банки и сдавали на металлолом. Так они зарабатывали себе на конфеты и мороженое, а кормились дети в Доме молитвы», - написал Аброськин.
На третьи сутки количество людей, присоединившихся к поиску девочки, увеличилось, но результатов все еще не было. Спасатели, полицейские и шахтеры, водолазы и коммунальщики, а также просто неравнодушные граждане осматривали квартиры, заброшенные дома, лесопосадки, колодцы и ямы.
За каждым сотрудником полиции закрепили отдельную территорию. Отдельно правоохранители проверили около тысячи проживающих в городе ранее судимых граждан. Учитывая отсутствие результатов, для расширения радиуса поиска решили привлечь Нацгвардию.
К этому времени у полиции было 2 версии: Алина стала жертвой преступления, или девочка получила травму и не имеет возможности попросить помощи. Полиция создала оперативный штаб.
На четвертые сутки стало известно, что в одном из притонов города нашлась маленькая девочка со светлыми волосами. По приметам она была похожа на пропавшую Алину, и впервые затеплилась надежда найти ребенка живым. Но, увы, это оказался другой ребенок. Найденышем была 3-летняя девочка, которая жила в притоне, пока ее 23-летняя мама напивалась до беспамятства. Женщина рассказала, что приехала с ребенком из Донецка к знакомым. Ребенка забрали у матери-алкоголички и отдали соцслужбам, а поиски Алины Васютиной продолжились.
Для усиления операции полицейских заменили 50 сотрудников областного главка полиции Центрального отдела. На тот момент уже прочесали 80 км лесополосы, прошли 50 улиц и территорию бывшего завода с множеством канализационных колодцев, шахтных отвалов, дачный массив с 1090 домовладениями, проверили 195 заброшенных домов, опросили 1840 человек. Полицейские отмечали всех, кто 19 июня был не дома.
Не все местные жители помогали в поисках охотно, они не могли поверить, что столько людей ищут именно Алину – простую девочку из неблагополучной семьи, а не дочь чиновника или генерала, рассказывал в последствии Аброськин. Ему пришлось убеждать людей, что помогать нужно любому ребенку, независимо от того, алкоголики его родители или политики.
Ночью 26 июня поиски закончились ужасным результатом. Тело Алины Васютиной нашли в подвале со следами насильственной смерти. Был задержан и подозреваемый в убийстве – им оказалась 33-летняя «особь мужского пола». Позже убийца рассказал, что девочка сопротивлялась и "угрожала ему мамой". «Смерть ребенка была страшной», - кратко описал Аброськин. Ему, как отцу дочерей, было тяжело осознать увиденное.
Теперь Аброськин требует усилить законодательно наказание для детоубийц и насильников. Он напомнил историю в американском штате Нью-Джерси, где подонок изнасиловал и убил 7-летнюю Меган. Но там, в отличии от Украины, весь штат объединился в требовании принять закон о защите детей. Его в итоге так и назвали «закон Меган».
В Верховной Раде Украины уже зарегистрирован законопроект, разработанный нардепами Олегом Недавой, Мустафой Найемом, Антоном Геращенко и Дмитрием Лубинцем. Закон предлагает усиление ответственности за преступления, совершенные против половой свободы и неприкосновенности детей.
Но в Украине также необходимо усиливать ответственность родителей, не выполняющих свои родительские обязанности. История маленькой Алины учит - детей убивают не только преступники, но и равнодушие окружающих. Наверняка кто-то видел, как мужчина тащил по улице маленькую девочку. Видел, но не отреагировал. И это - самый первый признак деградации общества, которое существует и развивается лишь пока им движут коллективные интересы и сопереживание.
Будьте внимательны, не оставайтесь равнодушными, не проходите мимо, если кто-то, прежде всего - ребенок, попал в беду или подозрительную ситуацию. Ведь у вас тоже есть дети.
P.S. Когда статья уже была готова, мы получили еще одно трагическое известие об убийстве детей. На сей раз из Одессы, где мужчина убил двоих школьников и был пойман по горячим следам.