Четвертый год идут военные действия на Донбассе, оккупирован украинский Крым, а украинцам продолжают продавать российские товары.
Причем часто граждане даже не имеют возможности узнать, что этот товар был произведен в стране-агрессоре. Только 22 июня 2017 года депутаты Киевской области приняли решение «О дополнительной маркировке товаров, происходящих из Российской Федерации, в торговых точках Киевской области».
Как сообщил директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей, депутат Киевского облсовета Алексей Дорошенко, облсовет подтолкнули к этому решению жители Броваров, которые заинтересовались, почему ничего не сделано для бойкота российских товаров.
«Большинство граждан Украины отказываются покупать товары, происходящие из страны-агрессора. Это адекватная, ненасильственная, абсолютно законная и справедливая реакция украинцев на действия РФ, ведь совершенно ясно, что, поддерживая Россию и ее экономику, наши граждане поддерживают боевые действия против Украины», - уточнил депутат.
Депутат напомнил, что только акция «Бойкотируй российское» в торговых сетях в 2015 году снизила продажи продуктов, которые происходили из РФ на $ 1 млрд.
Новым решением торговым точкам Киевской области рекомендовали маркировать отдельно продукцию, которая происходит из РФ, чтобы жители области могли сознательно отказываться от российских товаров. Отмечается, что маркировка должна быть заметной, не менее 5 см, с нанесением флага РФ. «На сегодня продукты питания, произведенные на территории РФ, почти отсутствуют. Поэтому это решение в большей степени будет касаться косметики и бытовой химии», - добавил депутат.
Отметим, что бойкот приобретения товаров страны-агрессора имеет позитивные примеры в мировой истории.
В частности, так боролись в Индии с английскими колонизаторами в начале 20-х годов XX века. Тогда по всей стране индийцы массово бросали работу в подконтрольных Англии правительственных учреждениях, бойкотировали суды, учебные заведения, отказывались покупать английские товары и публично сжигали их на площадях. Эти действия во многом способствовали упразднению аппарата колониального управления.
В отдельных регионах Украины с 2014 года пытаются маркировать и бойкотировать российские товары. Так, во Львове с лета 2014 года маркируют товары из РФ. Это стало возможным после решения депутатов Львовского областного совета, которые обязали местных продавцов маркировать российскую продукцию. Аналогичное решение было принято депутатами Ивано-Франковской, Черновицкой, Закарпатской, Тернопольской, Черниговской и Сумской областей. В Киеве также маркируют российские товары, их выкладывают на отдельных полках.
По российским товарам сильно ударило и решение Кабмина о запрете ввоза в Украину российских товаров. В перечень запрещенных вошли такие товары российского производства:
мясо и субпродукты крупного рогатого скота, свиней, птицы, рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные, молоко, сливки, кефир, сыры плавленые, кофе, жареный с кофеином, чай черный, кондитерские изделия из сахара без содержания какао, шоколад, шоколадные конфеты, продукты детского питания, хлебобулочные, мучные изделия, продукты для приготовления соусов и готовые соусы, пиво из солода (солодовое), водка, корм для собак или кошек, сигареты с фильтром, средства для мытья кожи, гербициды, средства, предотвращающие прорастание ростков, и регуляторы роста растений, оборудование для железных дорог или трамвайных путей, а также локомотивы.
Однако на общегосударственном уровне Верховная Рада Украины так и не ввела обязательную маркировку, хотя в ноябре 2016 года в парламенте был зарегистрирован законопроект № 5326 авторства нардепа Виталия Куприя, который предусматривал не только штрафы, но и конфискацию продукции и выручки предпринимателей, которые реализуют российские товары, не информируя об этом потребителей. Нардеп требовал не только маркировать российские товары, но и обязать представителей российского бизнеса в Украине размещать рядом с собственными вывесками и логотипами надпись «Это контролируется страной-агрессором».
Отметим, что даже в Великобритании распространяли социальную рекламу, которая призывала не покупать товары из РФ, чтобы не инвестировать деньги в российскую армию. Как рассказал нардеп Борислав Береза, британцы писали: «Каждый раз, когда вы покупаете российские товары, вы инвестируете в кровавую армию». Перед словом «армия» поставили зачеркнутое слово «Мэри», таким образом обыграв название напитка «Кровавая Мэри».