Набор частных исполнителей в Украине стартовал. Сегодня, 15 мая, стартовал первый квалификационный экзамен для кандидатов в частные исполнители. В нем принимают участие 25 человек. Еще столько же претендентов будут сдавать экзамены во время следующей волны - 22 мая.
Лишь 5% судебных решений в гражданских делах исполняются
Необходимость менять судебную систему, в том числе и систему принудительного исполнения судебных решений, назрела в Украине уже давно. По подсчетам Всемирного банка, в Украине из-за неэффективной работы исполнительной службы и, как следствие, неисполнения судебных решений не распределены между законно признанными собственниками почти на 400 млрд грн.
Более того, по оценкам экспертов в стране лишь 5% судебных решений по гражданским делам выполняется в определенные законом сроки.
«Это значит, что в 95% судьи работают «в корзину». Конечно, в гражданских делах, коммерческих делах существенная часть должников бывает неплатежеспособной. Поэтому более-менее до 50% дел и на европейском уровне не всегда исполнимы. Однако 5% - это слишком мало. И те страны, в которых есть частные системы исполнения, демонстрируют показатели существенно выше - не менее 30-40% исполнения», - заявил лидер проекта ЕС «Поддержка реформ в сфере юстиции в Украине» Довидас Виткаускас.
Эксперты ЕС присоединились к реформированию украинской исполнительной службы именно с целью повышения процента выполнения судебных решений в Украине.
За 2-3 года всю исполнительную службу хотят перевести в частный сектор
5 октября 2016 года в Украине вступили в силу два ключевых закона "Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов" и "Об исполнительном производстве". Именно они являются основой для введения в Украине института частных исполнителей.
В то же время Довидас Виткаускас отметил, что украинская власть избрала более медленный путь перехода от государственных исполнителей к частным, поскольку рынок какое-то время все еще будет в руках как частных, так и государственных исполнителей.
«Исполнителей можно было бы за ночь «приватизировать» - это был бы лучший подход, основан на практике Балтийских стран и других новых стран ЕС. В Украине сейчас 5 тысяч государственных исполнителей. Можно им всем выдать лицензии, и пусть рынок отберет из них лучших. И тогда за ночь мы приватизируем службу. Есть конечно риск злоупотребления, но система за 2 года полностью заработает, как показывает практика других стран. Нынешний подход медленнее и осторожнее, это выбор политический, хотя в украинском контексте, возможно разумный», - считает он.
По словам европейца, украинские власти только через 2-3 года будут готовы полностью перевести исполнительную службу в частный сектор.
Для кандидатов в частные исполнители снизили проходной бал до 70%
Выбирать частных исполнителей будут с помощью автоматизированного анонимного тестирования, которое состоит из трех частей: тестовые теоретические вопросы, ситуативное задание, практическое задание. Первые две части тестов система будет проверять автоматически, а третье, практическое, задание оценивать будет уже Квалификационная комиссия, состоящая исключительно из представителей Министерства юстиции.
Для того, чтобы получить лицензию частного исполнителя, кандидату нужно набрать не менее 70% правильных ответов. Это уже сниженные требования, о которых Минюст объявил 12 мая. Ранее кандидаты должны были дать не менее 80% правильных ответов.
«Эти 10% проходного балла в разы увеличивают количество тех, кто пройдет. Я ожидаю что не менее трети будут успешными, возможно две трети», - уверен президент Международной общественной организации «Универсальная экзаменационная сеть UENet» Сергей Мудрук.
Модель квалификационного экзамена разрабатывалась с участием различных экспертов, в том числе и международных, говорят в Министерстве юстиции, посему уверяют - экзамены будут объективными.
Коррупционные риски при отборе
Однако в этом сомневаются сами кандидаты в частные исполнители. Трое из них, Алексей Воронько, Павел Коцюбинский и Сергей Арутюнян, уже обратились в Окружной административный суд Киева с требованием внести изменения в процесс допуска к профессии частных исполнителей.
По мнению юристов, приняв Порядок допуска к профессии частного исполнителя (приказ от 25.10.2016 №3053 / 5), Министерство юстиции Украины нарушило сразу три статьи (1, 8 и 19) Конституции Украины, статьи 2 и 15 Закона Украины "О центральных органах исполнительной власти", и 7 статей (17, 19, 21, 22, 23, 26 и 34) Закона Украины "Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов", - говорит один из истцов к Минюсту и кандидат в частные исполнители Павел Коцюбинский.
"Авторы реформы исполнительной службы ставили цель создать систему отбора кандидатов в частные исполнители, которая бы максимально исключала коррупционный фактор. Именно поэтому в Законе "Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов" прописано, что квалификационный экзамен для будущих исполнителей проводится путем автоматизированного анонимного тестирования лица, которое намерено осуществлять деятельность частного исполнителя. Такое тестирование необходимо, чтобы исключить человеческий фактор. Но чиновники исказили идею, заложенную в Законе. И сами себе позволили, по сути, "в ручном режиме" определять, кому быть частным исполнителем, а кому – нет. Они добавили к тестовым заданиям - практическое, оценивать которое будет не автоматизированная система, а Квалификационная комиссия Минюста", - говорит истец.
По мнению Коцюбинского, если Минюст не приведет упомянутые приказы в соответствие с Законом, после завершения первой же волны набора частных исполнителей результаты тестирования начнут массово оспаривать в судах, что фактически будет означать полную остановку реформы. Кандидаты настаивают на том, что и практическое задание должно проверяться автоматически, без вмешательства человека, например так, как это делает Минюст при отборе частных нотариусов.
Также вопросы у истцов вызвал порядок проверки офисов будущих частных исполнителей. Сергей Арутюнян считает, что эта норма содержит коррупционные риски.
"Закон говорит: проверке подлежат офисы частных исполнителей, осуществляющих деятельность. Минюст выписал свое положение так, что проверке может подлежать офис будущего исполнителя, который еще не приступил к работе. И от этой проверки будет зависеть - допустят его к работе или нет. Назовем вещи своими именами: можно считать, что, превысив полномочия, данные ему законом, Минюст создал барьер для доступа к профессии, с очень высокими коррупционными рисками", - убежден юрист.
Юристы готовы отозвать свой иск, если Минюст прислушается к их требованиям и внесет изменения в свои положения. Пока же иск остается в силе - Окружной административный суд Киева назначил рассмотрение дела на 2 августа 2017 года.
Кандидат сможет обжаловать результаты тестов в суде
Между тем в министерстве считают, что ажиотаж вокруг «практического задания» преувеличен. Заместитель министра юстиции по вопросам исполнительной службы Сергей Шкляр объясняет, при решении практической задачи частный исполнитель должен составить процессуальный документ, мол, все эти документы типичные и несложные.
«Человек, который готовился (к экзаменам. – АСН), в состоянии написать постановление, условно говоря, о передаче имущества на торги и тому подобное. Поэтому я думаю, что здесь такой искусственно созданный ажиотаж. Не надо это сравнивать, к примеру, с конкурсом в Верховный суд, где нужно написать решение суда - это совсем другая ситуация и ее оценивать можно по-разному. К тому же недовольный конкурсант будет иметь возможность обжаловать результаты в суде, сравнив с тем, каким, в принципе, это постановление должно быть», - считает Шкляр.
В то же время в Минюсте оставили без ответа вопрос, зачем к процессу оценивания этого задания был привлечен человеческий фактор, что создало повод для исков и обжалований результатов в судах.
Из 210 обученных кандидатов на экзамен согласилась лишь четверть
У европейских экспертов к механизму отбора кандидатов в частные исполнители пока что претензий нет. Но они вполне могут появиться, так как европейцы хотят увидеть, как пройдет первый экзамен, возникнут ли проблемы. Говорят, уже после будут готовы оценить эффективность предложенного Минюстом нового способа отбора. Но прежде всего европейцы настаивают - контроль общественности за таким отбором должен быть жестким.
«Мы сами по себе не критикуем Миньюст, например, за состав комиссии, потому что на практике она еще ничего не показала, плохо или хорошо она работает. Но на чем мы однозначно настаиваем, это на том, чтобы комиссия применяла внешние рычаги наблюдения, схожие с теми, которые применяются относительно отбора в Верховный суд», - отметил лидер проекта ЕС «Поддержка реформ в сфере юстиции в Украине» Довидас Виткаускас.
В Минюсте утверждают, что на первый экзамен, который, напомним, состоится сегодня, 15 мая, они пригласили представителей организаций, «которые помогали в воплощении реформы в жизнь, а также представителей профильных общественных организаций».
В то же время новации ведомства, похоже, насторожили и встревожили кандидатов в частные исполнители. То ли из-за опасений в коррупции при оценке результатов, то ли из-за слишком сложных заданий (или и то и другое), из 210 прошедших обучение в министерстве лишь 50 человек согласились пройти тесты. Остальные кандидаты заняли выжидательную позицию.