Заезжая в последнее время на АЗС, а после, добираясь на работу и включая Интернет, чувствую определенный дискомфорт: несмотря на то что стоимость нефти сейчас падает небывалыми темпами, цена бензина в нашей стране, которая, кстати, является импортером нефтепродуктов, стойко держится на определенном уровне (А-95, который я покупаю в одной из популярных сетей АЗС, уже несколько месяцев стоит 22 гривни 49 копеек за литр — и что-то не похоже, чтобы цена хоть как-то реагировала на тенденции мирового рынка нефти).
Когда предложение впереди спроса
Посему возникает вопрос: почему — в то время, когда нефть в мире дешевеет, — бензиновый рынок в Украине живет собственной жизнью и практически «не замечает» этого процесса? Что позволяет операторам внутреннего украинского рынка нефтепродуктов держать столь высокие цены: какие-то внутренние факторы, не доступные пониманию рядового потребителя, которые влияют на формирование цены на бензин, или банальная жадность? И до какого уровня должна снизиться цена барреля нефти, чтобы наш рынок таки отреагировал на это, порадовав автомобилистов хотя бы минимальным падением стоимости бензина?
Кстати, тот обвал цен, который происходит сейчас на мировом рынке нефти, Украине как стране-импортеру однозначно выгоден. Этот важный факт отмечают практически все эксперты рынка нефтепродуктов. В цифрах ситуация выглядит так: поскольку, по последним данным, предложение превышает спрос на три миллиона баррелей в день, нефть и дальше дешевеет.
Так, стоимость нефти марки Brent колеблется около отметки в 48 долларов за баррель, марка WTI опустилась ниже 42 долларов. Мировые аналитики отмечают, что основы рынка не изменились — он без остановки продолжает двигаться вниз. Причина — переизбыток нефти на рынке (он ежесуточно составляет уже около трех миллионов баррелей), формируемый прежде всего тем, что США активно наращивают свои мощности по добыче «черного золота» (количество их буровых установок достигло 672 штук, причем это — вовсе не предел), а значит, спрос со стороны Америки постоянно падает. При этом наращивать добычу (в июле она дотянулась до рекордной отметки в 4,18 миллиона баррелей в сутки) планирует Ирак. Поставлять на мировой рынок 1,77 миллиона баррелей в сутки, а в октябре — 1,83 миллиона (самый высокий показатель за последние четыре года — с ноября 2011-го) намерена и Ангола. Потому эксперты категоричны: пока не будет сокращаться предложение, цены продолжат снижаться.
Цена нефти — не наше все
Кстати, цена нефти в структуре стоимости бензина составляет всего 50%, остальное — налоги, прибыль и влияние курса доллара. Но в любом случае было бы логичным, если бы вслед за снижением мировых цен на нефть в Украине снизились и цены на нефтепродукты. Но что мы имеем на самом деле? Как утверждают специалисты, пока что худо-бедно отреагировали цены на дизельное топливо. Так, по данным Консалтинговой группы «А-95» за последний месяц дизтопливо в розничной сети подешевело больше, чем на 2 гривни, снизившись со средних по стране 19,83 гривни за литр до 17,8 гривни. При этом, считают эксперты «А-95», потенциал снижения при сохранении текущей конъюнктуры внешнего рынка составляет еще как минимум одну гривню на литре.
Сергей Куюн«А вот бензиновый рынок пока что по-прежнему стоит на паузе, — разъясняет «Аналитической службе новостей» (АСН) директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн, — хотя давно должен был потянуться за нефтью. Это объясняется тем, что рынок бензина отличается от рынка дизельного топлива наличием в нем большого теневого сегмента, из-за чего деформирована конкуренция. Поэтому добросовестные операторы рынка — по причине наличия на рынке левого горючего, с которым им приходится конкурировать, — потеряли сегодня очень большие объемы. Как результат, они пока не спешат снижать цены, поскольку пытаются хоть как-то компенсировать ущерб, нанесенный им такими недобросовестными операторами». Но, уверяет Сергей Куюн, снижение цены на бензин — процесс неизбежный, потому что «цены просели серьезно».
Первая «ласточка» — на оптовом рынке бензин марки «А-95» за последний месяц подешевел на 6,5%, что создает предпосылки для снижения его стоимости в рознице на гривню-полторы. Но эксперты отмечают, что особенно в последний год рынок бензина стал трудно прогнозируемым из-за растущей доли фальсификата и контрабанды, которые живут по другим законам. В связи с началом работы с 1 июня 2015 года Энергетической таможни, которая взяла на себя оформление импорта энергоносителей, поставки контрабандного топлива резко снизились. Особенно велики теневые объемы импорта были на юге, где расположена масса мелких портов. Но того, что делается сейчас Государственной фискальной службой, слишком мало, чтобы избавить рынок от контрабанды.
Однако основной проблемой, говорит Куюн, является кустарное производство топлива внутри страны: его объемы достигают четверти общих объемов бензина на рынке. По словам же президента Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины Леонида Косянчука, многие сети, особенно из нижнего ценового сегмента, торгуют бензином «А-95» по ценам, которые ниже либо равняются себестоимости поставки заводского продукта. «Кто-то верит, — спрашивает Косянчук, — что они работают без прибыли?» По его оценкам, в 2015 году доля теневого рынка бензина может превысить 40%.
По итогам первого полугодия, утверждают эксперты, в тени находилось около 375 тысяч тонн бензина и еще около 100 тысяч тонн дизельного топлива. В денежном эквиваленте это равно сумме около 3,5 миллиарда гривен, которые благополучно «прошли мимо» государственного бюджета. До конца года эта цифра, скорее всего, достигнет 7 миллиардов гривен. «Поэтому мы видим, — подытожил Сергей Куюн, — что эта проблема бьет как по потребителю, который покупает некачественное горючее, так и по бюджету, который недополучает серьезные суммы денег, а еще и по бизнесу, потому что конкурировать с теневым рынком очень тяжело».
Чтобы развернуть с рынком бодяжного бензина серьезную борьбу, нужно, по словам аналитиков, усиливать аналитическую работу фискальной службы, потому как именно отсутствие нормальной базы данных, позволяющей оценивать все процессы, происходящие на этом рынке, не дает возможности вовремя обнаруживать очаги кустарного производства и прекращать их деятельность. Тут беда еще и в том, что качество бензина в Украине сейчас практически никак не контролируется: с одной стороны, у Госпотребстандарта на такие проверки уже в последние годы его существования банально не было денег. А после административной реформы, когда его реорганизовали в Госпотребинспекцию, функция управления качеством перешла в ведение Минэкономразвития, где о ней, как по мне, благополучно забыли. С другой же — существует запрет на проверки работы бизнеса, которые в этой ситуации оказывают стране на самом деле медвежью услугу. Вот и получается, что качество сейчас вообще никак не контролируется. По сути, потребитель ходит как по минному полю, ведь далеко не все операторы рынка нефтепродуктов свое доброе имя ставят на первое место — в ущерб зарабатыванию денег.
Рынок ждут изменения?
Но мировые цены на нефть, доля в украинском рынке нефтепродуктов бодяжного бензина и курсовые угрозы — далеко не все факторы, от которых на самом деле зависит цена на бензин в розничной торговой сети. Думаю, что те, кого так или иначе интересует этот вопрос, еще не успели забыть, как в начале августа появилось заявление крупнейшего украинского производителя — ПАО «Укрнафта» — о том, что цена на бензин может взлететь до 35 гривен за литр. И это в то время, когда нефть продолжала свой обвал.
На заводе, который, как известно, контролируется финансово-промышленной группой «Приват», свой прогноз связывали прежде всего с решением оператора нефтепроводной системы Укртранснафты отремонтировать нефтепровод, который соединяет нефтеперерабатывающий завод с хранилищами украинской нефти. С ремонтом быстро управились, с обещанным скачком цен, который оказался ничем иным, как пустышкой, — тоже, что глава Нефтегаза Андрей Коболев на своей страничке в «Фейсбуке» прокомментировал примерно так: мол, если «бурю в стакане снять на камеру под правильным ракурсом, может показаться, что надвигается настоящий шторм».
В общем, с высосанной из пальца надвигающейся бурей разобрались. Но где гарантия, что менеджерам группы «Приват», известной своим неординарным подходом к правилам игры на рынке нефтепродуктов, не придет в голову еще какая-либо идея, реализация которой однозначно пойдет на пользу ФПГ, тогда как польза государства, а в конечном итоге обычных потребителей, может оказаться весьма сомнительной?! Тем более, на фоне последних событий, связанных с нелепой смертью народного депутата Игоря Еремеева. Уход именно этого человека, который был серьезным игроком в этом бизнесе, уверены эксперты рынка нефтепродуктов, может оказать серьезное влияние на развитие нефтегазовой отрасли. И вопрос тут не в судьбе сети WOG (по ней меньше всего вопросов), говорит Сергей Куюн, а скорее в нарушении равновесия. Мол, «в лице Еремеева исчез противовес самой крупной и жесткой фигуре в нефтяной отрасли — его тезке по фамилии Коломойский. Несмотря на разные масштабы бизнеса и весьма условное звание олигарха, последние лет десять именно по оси «Коломойский — Еремеев» шла невидимая борьба за отраслевую справедливость. И это не была борьба за активы или потоки. Со стороны луцкого бизнесмена это была борьба за равенство возможностей. Если Коломойский всегда искал возможность быть равнее других, то действия Еремеева и группы его единомышленников на топливном рынке сводились к тому, чтобы этого не допустить».
В общем, уже сейчас ясно, что сеть АЗС «WOG» никуда не денется, а на самом рынке нефтепродуктов — скрыто или явно, это уже другой вопрос — рано или поздно, с той или иной степенью вероятности начнутся определенные процессы, целью которых будут изменения в пользу инициаторов этих процессов. «Надо четко понимать, что современный бизнес уже достаточно окреп и взял на вооружение такие системы управления, которые от акционеров зависят очень слабо, — разъясняет Сергей Куюн. — Как правило, акционеры контролируют деятельность предприятия — через собрание акционеров, наблюдательный совет. Но управляют крупными компаниями по типу «WOG» независимые менеджеры, поэтому даже такие утраты не способны дестабилизировать работу компании в целом».
В соцсетях люди более категоричны. К примеру, есть мнение, что уже «в ближайшие дни недели следует ожидать драматических событий в отрасли, к которой многие не безразличны: с уходом из жизни Игоря Еремеева нарушено хрупкое равновесие, которое он, с упорством муравья из придорожного муравейника, постоянно поддерживал и время от времени восстанавливал... Мы, очевидно, станем свидетелями грязной и беспощадной войны за наследство Игоря Еремеева, это первое. И активизации Коломойского на всех фронтах линии соприкосновения с бизнесом Игоря Еремеева (второе), не менее жесткое, наглое и беспощадное...»
По поводу упорства муравья, то с этим образным сравнением согласен и руководитель Консалтинговой группы «А-95», который подтверждает, что «тот же Еремеев часто олицетворял инициативы всего рынка и был лоббистом именно цивилизованных правил игры, равных возможностей, равной конкуренции. В том числе одним из проявлений этой борьбы были, конечно, частые конфликты с группой «Приват», у которой понятие «конкуренции» собственное. Можно вспомнить, к примеру, производство безналоговых нефтепродуктов в 2009—2010 годах, когда на Укртатнафте начали выпускать безакцизные так называемые компоненты бензинов. Это был, по сути, обычный бензин, только без налогов. Это и постоянные махинации с украинской нефтью, и владение через менеджмент компанией «Укртранснафта». Та же государственная технологическая нефть, за которую государство платит заводам группы «Приват» по 2,5 миллиона гривен ежедневно».
Посему главный вопрос, который возник на повестке дня в связи с происходящими событиями («Что ждет рынок?»), тянет за собой еще два, тесно с ним соприкасающиеся: чем это обернется для бюджета страны и почувствует ли передряги на рынке потребитель, который, как известно, за все расплачивается своим кошельком?! Да, и успеет ли хоть на гривню-полторы подешеветь бензин — до того, как бензиновый рынок страны захлестнет очередная волна «обновления» существующих на нем правил игры?