Изменения в Конституцию, репрезентованные Президентом Петром Порошенко, – только косметические, а страна нуждается в абсолютно новой Конституции. Такое мнение «Аналитической службе новостей» выразил глава правления Института украинской политики Кость Бондаренко.
«Надо не просто вносить изменения, а принимать новую Конституцию. И, в первую очередь, необходимо, чтобы эта Конституция полностью перекроила страну, чтобы она передала максимум полномочий на места, максимум полномочий в регионы и оставила минимум для центра. Фактически это должно быть унитарное государство, но с правами регионов – не меньшими, чем у федеративных образований. То есть надо передать все полномочия, кроме вопросов национальной инфраструктуры, национальной безопасности, обороны и международных отношений. А все остальное можно отдать на места и ввести прямую выборную структуру руководителей регионов, зафиксировать новую бюджетную политику. Именно такой Конституции и требует сегодня страна, а не просто косметических изменений», - рассказал политолог.
Бондаренко отметил, что опасения по поводу того, что децентрализация, прописанная в проекте изменений в Конституцию, приведет к федерализации, напрасны, поскольку в мире есть 28 федеративных государств и ни одно из них не разваливается.
«То есть это миф, ошибка, обман, что федеративное устройство ведет к развалу страны. Разваливаются унитарные государства. Если мы посмотрим на новые государства, которые образовались в последнее время - Эритрея, которая вышла из Эфиопии, Южный Судан, который вышел из Судана – они все вышли из унитарных государств. Грузия никогда не была федеративным государством, но Абхазия и Южная Осетия откололись под действием внешней агрессии», - подчеркнул Бондаренко.
Также политолог отметил, что в первоначальном проекте Конституции был особый статус Донбасса, а сейчас этот особый статус исчез. По мнению Бондаренко, недопустимо, что Рада может назначать перевыборы в местные советы.
«Это недопустимо. Потому что местные советы формируются таким образом, чтобы они были органом местного самоуправления, на который не имеет влияния центральная власть. Это как бы противовес. С 1864 года, после земской реформы России, не было ни одного прецедента, даже в СССР, чтобы глава государства мог уволить того или иного главу совета или распустить совет. Это будет нововведение, это будет нивелирование самого принципа советов», - рассказал политолог.
Бондаренко также прокомментировал тот факт, что и Президент может увольнять глав местных советов в случае, если те нарушают Конституцию.
«А если глава (совета – ред.) нарушает Конституцию, то им должна заниматься прокуратура и СБУ, а не Президент. Тогда должны быть сделаны выводы и проведены перевыборы этого самого главы», - подытожил эксперт.
Авторские блоги и комментарии к ним отображают точку зрения их авторов. Точка зрения редакции информационного агентства ASN может отличаться от точки зрения авторов блогов, колонок на сайте и комментариев к ним. Редакция агентства ASN не несет ответственность за достоверность материалов из раздела «Блоги», «Колонки», сайт агентства только обнародует данную информацию.