Черная сотня... Честно говоря, грустно... Во-первых, откровенно не самое лучшее название. Черносотенцы в Российской империи — это были ультраправые радикалы, шовинисты и антисемиты. В Повстанческой армии Нестора Махно «Черная сотня» - это, по сути, контрразведка, которая тоже гуманными методами никогда не отличалась.
Во-вторых, смысловое наполнение. Заградотряды — это значит, что граница (пункты пропуска) больше не контролируется. И центральный офис (читай — ГФС) это осознает. Это значит, что людям, которые там работают, больше не доверяют, но никто не хочет разбираться с тем, что там происходит.
Вместо того, чтобы глубоко вникнуть в процессы и понять мотивацию сотрудников таможни, диспозицию основных участников, объявляется очередная охота на ведьм.
В-третьих, это все уже было! «Контрабанда-СТОП» в 2005 году, которая превратилась в «Контрабанда — НОН-СТОП». Группы «Север», «Запад» и тому подобное.
Каких полномочий не хватает существующим органам для борьбы с коррупцией на границе?! Борьбой с «контрабандой» и коррупцией на таможне занимаются все, кому не лень, но никто толком!
Может, нужно назначить один орган, с которого и спрос будет? Да хотя бы новосозданное Национальное антикоррупционное бюро. Вместо этого афишируется создание еще одного органа с суперполномочиями. А, как известно, суперполномочия порождают суперкоррупцию.
О проблематике борьбы с контрабандой я писал не так давно.
Если говорить о борьбе с контрабандой в разрезе борьбы с коррупцией, то стоит отметить, что эффективная борьба с коррупцией, как ни крути, вписывается в четыре основных постулата.
Очень коротко:
Первый — уменьшение коррупционных возможностей. Это тот блок, которым так не хочет заниматься ГФС. А после кадровых чисток этим заниматься уже и некому.
Необходима ревизия технологий таможенного контроля, автоматизация процессов и внедрение соответствующих технических средств контроля.
Второй — создание системы мотивации для сотрудников таможни. Это тот блок, которым также не хочет заниматься ГФС.
Прежде чем карать инспектора, спросите у него, а как он добирается до пункта пропуска? Может, туда ходит ведомственный автобус, организованный руководством ГФС? Может, там есть профсоюзная столовая? Форму, наверное, инспектору выдают регулярно? Служебный автомобиль заправлен бензином, а служебная собака накормлена? В принтерах есть тонер и бумага?
Уже не говоря о том, что инспектора, наверное, живут хотя бы в общежитии.
Я никого не оправдываю, ни в коем случае! Но, не ответив на эти вопросы, продолжать разговор далее бессмысленно.
Третий — после решения первых двух задач — жесткие и репрессивные меры в отношении коррупции.
И в первую очередь реформирование подразделения внутренней безопасности (ВБ) – оно должно заниматься именно безопасностью личного состава, недопущением втягивания таможенников в противоправную деятельность. А не поборами и собирательством сплетен, как, к сожалению, это происходит сейчас.
На сегодняшний день коррупционные риски специально внедрены в Автоматизированную систему рисков. Она «улучшена» настолько, что сразу же выдает электронные сообщения с указанием номера мобильного телефона сотрудника УВБ «для связи».
Для бизнеса – ГФС ведь «сервисная служба». Поэтому сотрудник собственной безопасности идет навстречу бизнесу… для «сервиса», наверное, быстроты таможенного оформления. А если передумал сотрудник участвовать в досмотре – это еще бОльший «сервис» для вас.
Четвертый — внятная информационная политика. Пока все метания по поводу борьбы, по сути, с таможней выглядят как расправа. Поскольку не создано четких критериев, по которым можно определить, что начальник таможни «не справился» или «запятнал себя». Или еще как-нибудь «скомпрометировал себя».
И да! Для глоров Черной сотни Польши. Вы думаете, что коррупция только по эту сторону границы?!!
Я бы не идеализировал ситуацию, учитывая объемы незаконных поставок тех же сигарет.
Вместо низкопоклонства следовало бы встретиться со всеми руководителями таможенных ведомств смежных государств — членов ЕС и выработать совместный план действий.
Авторские блоги и комментарии к ним отображают точку зрения их авторов. Точка зрения редакции информационного агентства ASN может отличаться от точки зрения авторов блогов, колонок на сайте и комментариев к ним. Редакция агентства ASN не несет ответственность за достоверность материалов из раздела «Блоги», «Колонки», сайт агентства только обнародует данную информацию.