В связи с появлением института госсекретарей многие коррупционные схемы разрушатся. Это касается прежде всего таких примитивных схем, как взятки, «благодарности», сбор «дани». Но «усовершенствованные» схемы, скорее всего, остануться. Такое мнение высказал в комментарии АСН политолог, эксперт Института политического образования Александр Солонтай.
«Сказать, что Закон «О госслужбе» на корню рубит последствия политического квотирования, слишком оптимично и наивно, - отметил политолог. - У нас схемы во многих министерствах вышли на другой уровень. Политическая коррупция - это немного больше, чем взятки, благодарности и сбор дани в своем секторе. Это преференции в некоторых секторах, это направление политики таким образом, чтобы определенные структуры на рынке выигрывали в борьбе с другими частными структурами. Поэтому у министров остается огромное пространство для политической коррупции», - обьяснил Александр Солонтай, добавив, что министру даже может быть выгодно, чтобы слаженно работал госсекретарь и госслужба: «Когда госслужба работает идеально, как швейцарские часы, это выгодно тому же министру, потому что он знает, что на схемах больше никто не зарабатывает, а глобальные схемы работают как надо. Госрегулятор есть — значит, есть возможность политической коррупции».
В то же время политолог позитивно оценивает появление института госсекретарей, которые не будут меняться при каждой смене власти и будут проходить отбор комиссии специальных и высших категорий госслужащих (последние еще предстоит сформировать). По мнению эксперта, институт госсекретарей приблизит Украину к европейской модели госслужбы. В Европе госслужащий не может заниматься политдеятельностью. Тогда как в Украине немалое количество госслужащих баллотировались на выборах, становились местными депутатами и совмещали должности.
Со вступлением в силу Закона «О гослужбе» с 1 мая 2016 года и в Украине госслужащий не может заниматься политдеятельностью. Но политик может стать министром, и он, по сути, должен стать идеологом и формировать стратегию развития отрасли. В то время как госслужащие должны быть хорошими администраторами, исполняющими законы, и внедрять политические решения в жизнь.
Более того, с приходом нового министра в ведомство не будет массовых увольнений, чуть ли не до уборщицы или гардеробщицы, убежден Александр Солонтай. Министр меняет только патронатную службу, которая является его политической командой. А деятельность апарата координирует госсекретарь. Апарат не формулирует политику, а просто выполняет команды, уточнил он.
Да и подчиненные не будут «ручными» из-за возможности начисления премий и надбавок руководителем министерства. Зарплатный фонд пока маленький и зарплата госслужащих неконкурентоспособная, отметил эксперт, но ставка со временем будет расти. Есть большая надежда на европейцев, которые обещали помочь с зарплатами госслужащих.
По мнению эксперта, госсекретарь не может получать маленькую зарплату, чтобы честно исполнять свои функции и ему доверяло общество. «Должно быть больше тысячи доларов», - убежден он.
Александр Солонтай напомнил также, что в 2001 году уже была попытка создать институт госсекретарей. Но авторитарные попытки управлять правительством в ручном режиме привели к полной ликвидации наработок в сфере госслужбы и института госсекретарей. «Спустя 15 лет мы возвращаемся к тому, что давным-давно надо было сделать», - подытожил он.
Авторские блоги и комментарии к ним отображают точку зрения их авторов. Точка зрения редакции информационного агентства ASN может отличаться от точки зрения авторов блогов, колонок на сайте и комментариев к ним. Редакция агентства ASN не несет ответственность за достоверность материалов из раздела «Блоги», «Колонки», сайт агентства только обнародует данную информацию.