Процесс возвращения Крыма будет длительным, поэтому необходимо разработать долгосрочную политику в отношении полуострова и определиться с тем, как поддерживать экономические связи с Крымом. Такое мнение «Аналитической службе новостей» высказал политолог, глава центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.
«Судьба Крыма, к сожалению, сейчас больше зависит от России, чем от Украины. Санкции не вернут Крым Украине. Функция санкций в данном случае – наказание России за нарушение международного права. Наказание конкретных лиц, есть ограничения. Кто думает, что санкции – это способ возвращения Крыма Украине, – это не так. Давайте не формировать себе иллюзии. Воевать за Крым никто не будет. Может, кто-то и хочет воевать, но он тогда не понимает, что попытка воевать за Крым создаст большой риск для всей Украины. От того, что будет с Россией дальше, как будет развиваться ситуация в России, от этого и зависит судьба Крыма в разных смыслах – от гуманитарной ситуации до социальной, экономической и политической», - рассказал Фесенко.
Также политолог отметил, что есть две крайности в стратегии по Крыму, между которыми и будет колебаться Украина.
«Первая – полная блокада Крыма. Думаю, что полной блокады не будет по разным причинам. В частности и потому, что там есть украинские граждане. Есть разорванные семьи и закрывать возможность для посещений будет неправильно и не по-человечески. Что касается экономических связей, опыт многих стран свидетельствует о том, что стратегическое отношение в таких случаях – юридическое непризнание. Но это не мешает экономическим отношениям. Это может быть оптимальной стратегией на будущее», - рассказал эксперт.
По словам политолога, блокада будет означать отказ по нашему собственному желанию от Крыма. Россия уже отрезала полуостров от Украины политически. Если экономически разорвать все связи с Крымом, то Украина только будет содействовать тому, что Крым все больше будет российским.
«Сохранение экономических связей с Крымом в перспективе важно. Если, например, в России ситуация будет разворачиваться таким образом, что РФ не может контролировать Крым, то тогда экономические связи дадут возможность быстрее и легче реинтегрировать полуостров», - подчеркнул Фесенко.
Эксперт рассказал, что создавать целое министерство по делам Крыма – это лишнее. По его мнению, совсем непонятно, чем оно будет заниматься и не станет ли только лишь большой бюрократической структурой.
«Я думаю, что должен быть спецпредставитель, определенное агентство, которое будет заниматься сложными вопросами, связанными с Крымом. Ну тут нужно очень четко определить функции этого органа исполнительной власти, чем именно он будет заниматься. Простой пример – надо заниматься защитой прав простых граждан на этой территории. Вопрос - как и через кого. Вопрос контроля торговых отношений, определения, чем мы можем торговать с Крымом, а чем – нецелесообразно торговать. К примеру, Китай, который не признает Тайвань независимым государством и критически относится ко всем странам, которые признают Тайвань, все равно торгует с ним. В свое время Федеративная Республика Германии торговала с Восточной Германией, хотя там тогда тоже была сложная историческая ситуация», - рассказал политолог.
По его мнению, в этом органе должен быть минимальный штат и четкий круг функций. Этот орган должен выполнять контрольные функции, заниматься интересами крымских татар. Фесенко критически относится к идее объединить в одном законе все ограничения касательно Крыма и Донбасса, поскольку там разные ситуации.
«На Донбассе идет война. Была гибридная война, а сейчас гибридное перемирие. Продолжение войны даже в ограниченных масштабах обусловливает блокаду. С Крымом войны нет, но уровень контроля, уровень безопасности, таможенный контроль должны быть как на государственном уровне. Нам надо готовиться к тому, что проблема Крыма – это не та проблема, которая будет быстро решена. Нет никаких условий для ее быстрого решения. Поэтому необходимо запланировать долгосрочную политику, которая бы минимизировала риски для Украины. Еще одна составляющая политики по крымскому вопросу - каким образом добиваться финансовых компенсаций от России. Но это надо сделать так, чтобы это не выглядело как наше согласие за определенные деньги от России признать аннексию Крыма», - считает политолог.
Фесенко рассказал, что функции крымского прокурора должны лечь на плечи прокурора соседней области, например, Херсонской. Создание отдельной должности прокурора Крыма – лишняя формальность.
«Думаю, что лучше было бы объединить. Например, назначают прокурора Херсонской области и большинство вопросов, возникающих с гражданами Украины, которые пребывают в Крыму, или правовые проблемы, связанные с границей, может решать прокурор Херсонской области. Он может выполнять обязанности прокурора Крыма. Это надо для того, чтобы подтвердить, что Крым остается в составе Украины. И в то же время это делается для того, чтобы не назначать формального прокурора, который будет просто получать зарплату», - подытожил Фесенко.
Авторские блоги и комментарии к ним отображают точку зрения их авторов. Точка зрения редакции информационного агентства ASN может отличаться от точки зрения авторов блогов, колонок на сайте и комментариев к ним. Редакция агентства ASN не несет ответственность за достоверность материалов из раздела «Блоги», «Колонки», сайт агентства только обнародует данную информацию.