21 мая 2015 года Верховная Рада в первом чтении проголосовала за законопроект №2822 от 13.05.2015 г. «О Национальной полиции».
Потребность в реформировании существующей правоохранительной системы назрела уже давно. Число скептиков относительно эффективности милиции в ее нынешнем виде стремительно растет не только внутри гражданского общества, но среди самих сотрудников правоохранительных органов.
Очевидно, что силовой блок государства нуждается в концептуально новых подходах к развитию и адаптации к современным реалиям. В связи с этим на новый закон о полиции изначально возлагались поистине колоссальные надежды.
Но итоговый документ вряд ли оправдал ожидания. Не преуменьшая прогрессивных достоинств законопроекта №2822 от 13.05.2015 г., стоит все же обратить внимание на принципиальные упущения, которые не позволяют Украине получить качественно модерновую полицейскую систему.
О чем идет речь.
1. Законопроект «О Национальной полиции» не привносит ничего качественно нового в характеристики субъекта правоохранительной системы. Полицейский в плане морально-деловых и профессиональных критериев остается все тем же милиционером. Название, впрочем, сути не меняет.
Так, проект закона №2822 от 13.05.2015 г. в пункте 2 части 2 статьи 60 предусматривает ограничение в приеме на полицейскую службу, если лицо имеет непогашенную либо же не снятую судимость. Согласно пункта 1 части 3 статьи 48 и пункта 4 части 2 статьи 60 законопроекта, не могут быть также полицейскими лица, если они на протяжении последних двенадцати месяцев дважды и более раз привлекались к административной ответственности либо единожды за коррупционные правонарушения.
Исходя из вышеизложенного, получается: лицо, которое, к примеру, несколько раз отбывало наказание в виде лишения свободы за квартирные кражи, и потом его судимости были погашены (сняты), впоследствии может претендовать на должность полицейского.
Еще один вариант: в период более года до дня объявления конкурса лицо систематически совершало мелкие хулиганства, мелкие хищения, не повиновалось сотрудникам милиции и т.д. Но, согласно законопроекту «О Национальной полиции», этот злостный нарушитель по прошествии 12 месяцев с момента совершения правонарушений может претендовать на должность полицейского.
Уверен: если мы хотим, чтобы полицейский не имел даже в мыслях брать мзду, избивать допрашиваемых, хамить водителям на дороге, крышевать теневых дельцов, продавать незаконно изъятое и прочих пороков, - необходимо изначально исключить возможность прихода в полицию людей, допускающих даже малейшее, невинное и незначительное, на первый взгляд, нарушение закона (любого закона без исключения).
Германия, Франция, США, Израиль и другие цивилизованные страны давно идут по пути жесткого отсеивания лиц, имевших когда-нибудь даже малейшие проблемы с законом. Думаю, и для нас такой подход «отфильтровывания» кандидатов в полицейские был бы не лишним.
2. Законопроект «О Национальной полиции» не устраняет порочной практики продажи должностей в силовых ведомствах и использования должностей в качестве объекта политических торгов и в целях, абсолютно не связанных с борьбой с преступностью и поддержанием государственной безопасности и правопорядка в стране.
Основоположное отличие и преимущество западных полицейских систем по сравнению с украинской милицейской – за рубежом смена руководства полиции существенно не влияет на результативность функционирования этих систем. Действенный инструмент обеспечения стабильности зарубежной полицейской системы – исключение возможности «перебежек» чиновников с места на место в рамках различных государственных (в том числе правоохранительных) органов в поисках более выгодной должности.
Стабильная полицейская система ориентирует кандидата в полицейские с самого начала его карьерного роста именно на специфику конкретной работы в полицейской службе. Не в последнюю очередь именно за счет этого достигается формирование профессионального ядра полицейских, передача и прирост практического опыта между поколениями правоохранителей, соблюдение правил и традиций внутри полицейской среды, поддержание высокого профессионального и морального авторитета полицейского в обществе и, в конечном итоге, достигается устойчивость правоохранительной системы по отношению к негативному, в том числе коррупционному, влиянию извне.
Полагаю, что на руководящие должности в полицейских органах Украины должны назначаться сотрудники именно из системы полиции. Необходимо исключить переходы в полицию на руководящие должности прокуроров, сотрудников СБУ, органов юстиции, учреждений исполнения наказаний, а также представителей других силовых и гражданских ведомств и структур.
Не нужно изобретать велосипед. Нынче предлагаемые новшества в виде привлечения в отечественную правоохранительную систему «реформаторов» извне – давно уже пройденный за рубежом, показавший свою неэффективность, прием. Ни в Германии, ни во Франции, ни в США, ни в других государствах с развитой полицейской системой на должности в полицейских службах не назначаются люди не системы.
Упразднение назначений «пришельцев» на должности имеет и иной позитивный аспект: полиция, как уже отмечалось выше, потеряет свою «привлекательность» как объект политических торгов.
В этой связи довольно сомнительными выглядят положения законопроекта №2822 от 13.05.2015 г. «О Национальной полиции», в частности нормы ст. 77 о том, что в стаж службы в Национальной полиции необходимо засчитывать время работы в Верховной Раде, местных советах, центральных и местных органах государственной исполнительной власти.
Есть и другие существенные замечания к законопроекту «О Национальной полиции» в плане кадрового ее обеспечения.
Полагаю, что на службу в полицию должны приходить прошедшие службу в Вооруженных Силах Украины кандидаты. Теоретический, практический и просто жизненный опыт воинской службы является тем ресурсом, который позволит исключить попадание в полицию случайных и неготовых к реалиям правоохранительной деятельности людей. С другой стороны, и сама служба в полиции, как и в армии, станет более престижной.
Для иллюстрации: в тех же США и Израиле прохождение воинской службы – обязательное условие для кандидатов в полисмены. Результативность такого отбора – образец для подражания.
Также в свете провозглашенной властью новой идеологии реформирования правоохранительных органов считаю архаизмом и пережитком сохранение в украинской полиции генеральских званий и регалий (ст. ст. 79, 80, 82 законопроекта «О Национальной полиции»).
Ни в одной цивилизованной стране мира нет такого, чтоб руководитель полицейской службы, начиная с руководителя областного уровня, был генералом. Особенно если сравнивать количество украинских генералов на душу населения с реальными результатами борьбы с преступностью.
Авторские блоги и комментарии к ним отображают точку зрения их авторов. Точка зрения редакции информационного агентства ASN может отличаться от точки зрения авторов блогов, колонок на сайте и комментариев к ним. Редакция агентства ASN не несет ответственность за достоверность материалов из раздела «Блоги», «Колонки», сайт агентства только обнародует данную информацию.