Есть много вещей, которые были ошибочно заложены в начале реформирования налоговой системы. Именно поэтому бюджет-2016 сбалансирован неправильно, он не решает реальных проблем содействия развитию экономики с точки зрения бизнеса. Такое мнение «Аналитической службе новостей» (АСН) высказал экономический эксперт Борис Кушнирук.
«Вопрос по бюджету сложнее. Это синтетический документ, отражающий вещи, которые уже были сделаны. Например, с одной стороны, полезность этого бюджета заключается в нескольких вещах. Во-первых, сократили реальный дефицит по статьям, которые ранее требовали много средств. Это касается НАК «Нафтогаз». Так что речь идет о важном положительном факторе этого бюджета. Далее: мы продолжили финансовую децентрализацию, и объем средств, которые остаются в местных бюджетах, - это тоже позитив. Но есть вещи, которые уже заложены в саму ошибочную систему, когда начали а-ля реформу налоговой и сократили ЕСВ до 22%. Но на самом деле это все не решает никаких проблем. Начисление ЕСВ плюс налоги на доходы физического лица велики, поэтому они не выйдут из тени. Мы фактически создали огромную дыру в бюджете, точнее - в Пенсионном фонде, которую надо было закрывать из бюджета. И, условно говоря, вы не можете исправить эту дыру потому, что она уже действует. Это самый негатив бюджета, он с этой стороны неправильно сбалансирован, не решает реальных вопросов содействия развитию экономики с точки зрения бизнеса, и исправить, просто что-то изменив в бюджете, ничего уже нельзя», - уверен экономист.
Кушнирук считает, что нужно отступить на несколько шагов назад в проведении реформы и делать совершенно по-другому.
«Еще один важный недостаток связан с тем, что в бюджете, с одной стороны, выделяются весьма значительные средства на коммунальные субсидии, но при этом нет средств, чтобы завершить установку приборов учета. Они нужны, чтобы люди платили за реальное потребление, а это бы существенно сократило расходы на субсидии. Этой зимой мы уже ничего изменить не сможем, но у нас есть следующий осенне-зимний период. Нужно было бы закладывать уже сейчас отдельной строкой средства, направленные на установление во всех многоквартирных домах обязательных приборов учета тепловой энергии, а там, где есть возможность, установить еще и квартирные», - рассказал Кушнирук.
Экономист выделяет еще один недостаток этого бюджета, который также связан с энергоэффективностью.
«Если вы посмотрите на бюджет, увидите, что такой себе конторе «Рога и копыта» - Агентству по энергосбережению - выделяется миллиард гривен на функционирование. Причем сама философия ее не может решить тех проблем, которые есть. В стране огромное количество государственных учреждений, финансируемых из бюджета, в которых нужно проводить тепломодернизацию. На самом деле этим бюджетом мероприятия по энергосбережению не предусмотрены. Сейчас планируются средства от приватизации - 17 млрд гривен (по моему мнению, надо идти на еще большую приватизацию), но эти средства предусмотрены на финансирование дефицита бюджета без расшифровки цели. А я бы направил их именно на проведение мероприятий по энергосбережению. Или, например, мы приватизируем Одесский припортовый завод. Я бы предложил, чтобы половина средств от этого пошла на многострадальную дорогу Одесса - Рени, ведь ее действительно надо достроить. Тогда население в Одесской области выявило бы желание, чтобы эта приватизация состоялась», - уверен эксперт.
Кроме того, обратил внимание экономист и на получение социальных выплат, собственно, на сам механизм проверки их получения. Кушнирук уверен, что Минфин не справится с проведением такой проверки.
«Инструментарий, который есть у Минфина, очень ограничен, у них нет первичной базы, которая есть у Минсоцполитики. И получается такая ситуация: у нас министр соцполитики сознательно заблокировал создание единого реестра получения социальных льгот. Возможности и база информационная у них есть, но они не создают реестр, что открывает возможности для коррупции и злоупотреблений. Теперь проверку будет вести Минфин, у которого нет ни персонала, ни возможностей. Максимум, что он будет делать, - это проверять, существуют ли эти люди физически. Но это абсурд. Если министр соцполитики этого не делает, то нужно менять такого министра, а не передавать Минфину функции, которые не относятся к его компетенции. Коррупционная система какой была, такой и остается. Могут быть определенные изменения в бюджете, но бюджет - это квинтэссенция украинской экономической политики правительства», - резюмировал Кушнирук.
Авторские блоги и комментарии к ним отображают точку зрения их авторов. Точка зрения редакции информационного агентства ASN может отличаться от точки зрения авторов блогов, колонок на сайте и комментариев к ним. Редакция агентства ASN не несет ответственность за достоверность материалов из раздела «Блоги», «Колонки», сайт агентства только обнародует данную информацию.