Если говорить об инвестиционной привлекательности без учета рейтингов комфортности ведения бизнеса, которые формируются по идеальной модели предприятия и определяются критериями нормативными и статистическими, без учета социальной, политической, милитарной ситуаций в стране, то Украина может быть интересна мировым финансистам как 40-миллионный рынок потребительского спроса, то есть рынок сбыта своей продукции, и не важно, какой она будет, импортной или произведенной на территории нашего государства.
Такое мнение «Аналитической службе новостей» (АСН) высказал заместитель директора ОО «Публичный аудит» по информационной политике, специалист в области права Андрей Вигиринский.
Однако, убежден эксперт, этот потребительский рынок имеет свою особенность. Так, в течение последних двух лет его покупательная способность резко снизилась, а минимальные социальные стандарты, эквивалентные сумме в $45, не позволяют инвесторам, в конкретном случае ритейла, рассчитывать на значительную выручку от реализации. То есть, инвестор, допустим, желающий популяризировать и инвестировать средства в собственную торговую марку, монобрендовую сеть реализации, должен понимать, что ценовая ниша этой марки для обеспечения конкурентоспособности должно быть не просто демократичной, а просто таки максимально экономичной.
«При этом, – объясняет Андрей Вигиринский, – в краткосрочной перспективе улучшение материального положения потребителя не предвидится, а постоянные курсовые колебания, присущие экономике страны в течение последнего периода, полностью перечеркивая прогнозы регулятора и правительства, не дают возможности планировать окупаемость инвестиций и получение прибыли. А это значит, что инвестиции в развитие внутренней торговли в пределах Украины если и будут иметь место, то только в товарную группу с низкой себестоимостью и, как следствие, качеством и характеризоваться высокой рискованностью, а потому они сейчас не являются приоритетными и обоснованными».
Специалист также объясняет, какие именно факторы входят в группу сдерживающих инвестирования в экономику Украины.
С одной стороны, из-за низкого уровня жизни и гарантированных государством социальных стандартов и спада производства в целом наша страна может быть интересна инвесторам как рынок дешевой рабочей силы, что снижает себестоимость производимой внутри страны продукции. С другой, по словам Вигиринского, «налаживание производственного процесса на территории такого государства требует значительных средств, связанных с размещением, работами при запуске предприятия или линии.
Но размещать такие мощности в стране: а) с военным конфликтом, решение которого откладывается во времени в силу как внутренних (отсутствие слаженной политической воли участников процесса), так и внешних факторов, б) где механизм налогообложения меняется каждый год, где любые макроэкономические прогнозы, которые были озвучены в начале года, не оправдываются к его завершению, где даже при отсутствии других источников финансирования не обеспечивается выполнение программы реформирования, разработанной совместно с Международным валютным Фондом; в) где борьба с коррупцией происходит только на уровне создания институциональных структур, путем принятия соответствующего нормативного документа, и совершенно не отражается на практическом качественном состоянии борьбы с таким болезненным явлением; г) где судебная реформа, призванная создавать гарантии защиты инвестора и вложенных им средств, при нарушении его прав откладывается на неопределенный период; д) где система правоохранительных органов исторически является своеобразным бизнесом, призванным найти или, при его отсутствии, придумать нарушения и в дальнейшем претендовать на свою долю от дохода, – является слишком рискованным».
А существующие ограничения валютного и банковского рынков, добавляет эксперт, создают еще и дополнительные сложности в возвращении инвестиций. Кроме того, не все так просто и с инвестированием в аграрный сектор, что иногда представляется как некая «соломинка».
«Инвестировать в сельское хозяйство при отсутствии рынка земли в стране, а соответственно и минимальных гарантий безопасности инвестиций слишком рискованно, – объясняет юрист. – Опять же, обещания запустить этот рынок с 2016 года звучали в течение 2014–2015 годов, в частности это было требованием МВФ, но эти обещания остались невыполненными. Так же, как и не отменен полностью спецрежим налогообложения аграриев».
Для инвестора, делает вывод Андрей Вигиринский, это свидетельство безответственности политиков в стране инвестирования и, как следствие, – сигнал к тому, что все гарантии, о которых идет речь на уровне переговоров, могут быть пересмотрены уже на стадии реализации. Поэтому в условиях спада стоимости продукции сельского хозяйства, отсутствия положительной динамики на уровне нормативного регулирования внутри страны даже инвестиции в аграрную отрасль Украины в 2016 году крайне маловероятны.
Авторские блоги и комментарии к ним отображают точку зрения их авторов. Точка зрения редакции информационного агентства ASN может отличаться от точки зрения авторов блогов, колонок на сайте и комментариев к ним. Редакция агентства ASN не несет ответственность за достоверность материалов из раздела «Блоги», «Колонки», сайт агентства только обнародует данную информацию.