Присоединение Украины к WTO GPA (соглашению о публичных закупках) принесет определенные выгоды для украинских предпринимателей. В частности, это возможности для дальнейших дипломатических переговоров в торговой дипломатии и то, что украинские экспортеры получают доступ к огромному рынку госзакупок других стран. Такое мнение «Аналитической службе новостей» (АСН) высказал заместитель министра экономического развития и торговли Максим Нефедов.
«Три основные выгоды, которые получит Украина, это реально большой дипломатический успех, над которым работали с 2011 года. Работа шла, мягко говоря, ни шатко ни валко. Потому что особенного интереса заниматься международной интеграцией, как я понимаю, не было. То, что мы дожали этот вопрос, – успех торговой дипломатии. Во-вторых, это еще и дополнительные возможности для ведения двусторонних переговоров с другими странами, поскольку GPA - относительно молодое соглашение, куда входит приблизительно четверть всех членов ВТО. Это более 45 членов соглашения и два на ратификации (в том числе и Украина, тогда их будет 47). Соответственно, огромное количество стран не являются членами соглашения, как, к примеру, Австралия, Китай, Россия и т.д. Соответственно, то, что мы вступили первыми, дает нам дополнительные возможности вести с ними переговоры. Это оружие, которое мы даем украинским дипломатам», - рассказал Нефедов.
Заместитель министра отмечает, что наиболее очевидная выгода – это то, что украинские экспортеры получают доступ к госзакупкам других стран. По словам Нефедова, этот огромный рынок никогда ранее украинским экспортом не рассматривался не то что как приоритетный, а вообще, как интересный.
«Документы от украинской компании, если бы она принесла их на тендер где-то в Японии или в Таиланде, просто не приняли бы физически. Отказали бы в участии. И мы добились того, что ничего не меняем в своем законодательстве, не даем никаких дополнительных льгот или доступа для иностранных игроков, в то время как они открывают для нас свой рынок. Это вполне возможный канал продвижения украинского экспорта, особенно учитывая, что все государства в мире покупают в основном приемлемую по цене продукцию: не «Мерседесы», а что-то подешевле. И Украина тут действительно является конкурентоспособной. Если вы хотите экспортировать офисную бумагу, мебель или чашки - что угодно, основной критерий, как и у любых государственных органов, – это цена. Украина, в особенности после девальвации и при учете низкой оплаты труда (по меркам развитых стран), в таком сегменте конкурентоспособна. Можем говорить, что мы не конкурентоспособны в производстве «Мерседесов», но большинство стран мира их и не покупает. Но возьмем, к примеру, ту же самую, условно говоря, туалетную бумагу: Польша покупает - каждая школа, каждое воеводство и муниципалитет. Соответственно, это интересная экспортная возможность», - пояснил Нефедов.
Он подчеркнул, что пока речь не идет о том, что это возможность в течение месяца удвоить или утроить украинский экспорт. Но, по его словам, это еще один канал, над которым надо работать.
«Будем проводить семинары, учения в регионах. У нас уже есть договоренность с донорами, которые будут это финансировать. Будем пытаться учить украинский бизнес. Это как раз возможность для малого и среднего бизнеса. Большой бизнес и раньше мог принимать участие. Смотрите, какая тут асимметрия: если «Кока-кола» начнет что-то продавать на украинском рынке, у этой компании есть и юристы, и советники, она может построить тут завод, открыть представительство и вообще считаться украинской компанией. А украинская компания – средний экспортер уж никак не «Кока-кола»: не может где-то в Норвегии или в Новой Зеландии открыть представительство, нанять людей и финансировать. Раньше для малого и среднего бизнеса это был барьер. Можно сказать, что там открыть фирму и нанять людей – это потратить всего 50 тысяч долларов, но для маленького производителя из региона это большие деньги», - резюмировал заместитель министра.
Авторские блоги и комментарии к ним отображают точку зрения их авторов. Точка зрения редакции информационного агентства ASN может отличаться от точки зрения авторов блогов, колонок на сайте и комментариев к ним. Редакция агентства ASN не несет ответственность за достоверность материалов из раздела «Блоги», «Колонки», сайт агентства только обнародует данную информацию.