Широко анонсированная налоговая реформа свелась к примитивной смене табличек на кабинетах чиновников Государственной фискальной службы. Такое мнение «Аналитической службе новостей» высказала политический эксперт Александра Решмедилова.
По ее словам, кадровые перестановки в ГФС, в том числе проведение конкурса на главу службы, изменение структуры аппарата и другие новшества в итоге привело только к изменению персон бюрократов, но не привело к качественному изменению подходов в функционировании Налоговой системы. О том, что подобного рода не оптимистичный прогноз, скорее всего, станет реалиями, свидетельствует кадровая и организационная ситуация в ГФС в последнее время.
«Во-первых, чрезмерную скандальность назначению Насирова придал тот факт, что была нарушена процедура его назначения. Конкурсная комиссия во главе с министром финансов Натальей Яресько в течение нескольких недель держала интригу. Всячески создавая эффект «публичного конкурса», в котором приняли участие 67 кандидата. Конкурс проводил Минфин, хотя согласно законодательству, глава ГФС назначается и увольняется Кабмином по представлению Премьера. То есть, он подчиняется всему Кабинету Министров, а не главе Минфина.
Во-вторых, о проблемах на этапе отбора кандидатов публично заявляли и другие претенденты на должность главы ГФС. Самым громким было заявление нардепа от БПП Оксаны Продан, она сообщила, что происходит закулисная борьба между командой Премьера и Президента. И что Арсений Яценюк лично был против ее кандидатуры и настоял на искажении и нивелировании открытого конкурса. После назначения Насирова Оксана Продан немного успокоилась, так как он является ее коллегой по блоку.
В-третьих, на должность главы ГФС был назначен малоизвестный, не публичный, достаточно политически зависимый персонаж – Роман Насиров. В силу своего молодого возраста, он еще не успел реализовался как чиновник, не имел опыта руководства масштабными госструктурами и организации такой деятельности как обеспечение функционирования системы налогообложения. Возможно та планка задач, которую предстоит выполнять чиновнику его ранга, окажется для него достаточно проблематичной. Очень хотелось, чтобы в Госфиксе не произошло очередного проявления фатальной некомпетентности, которое как вирус распространяется во многих госструктурах. Но опыт показывает, что то образование, бизнес и политическая карьера и ряд других факторов объективно навряд ли позволят ему достигнуть положительного результата в управлении ГФС.
В-четвертых, Роман Насиров неслучайное и вполне ожидаемое назначение. Он замечен в тесной связи с предыдущим руководителем ГФС Игорем Билоусом. Их связывают давние длительные отношения. В 2009-2011 годах Насиров и Билоус вместе работали топ-менеджерами в украинском офисе инвестиционной компании Renaissance, где господин Насиров сделал успешную карьеру инвестбанкира и финансового брокера», - отметила эксперт.
По ее словам, после Игоря Билоуса в ГФС осталось скандальное наследие. Он подал в отставку по собственному желанию после окончания служебного расследования. В феврале 2015 года Премьер-министр Украины Арсений Яценюк отстранил от исполнения обязанностей ГФС в связи с обвинениями в коррупции самого Билоуса, его первого заместителя Владимира Хоменко, заместителя председателя Анатолия Макаренко и сотрудника ГФС Александра Мухина. Теперь же Игорь Билоус рассматривается на должность главы Фонда госимущества - наряду с нынешним и.о. руководителя Фонда Дмитрием Парфененко. ФГИУ работает без полномочного руководителя почти девять месяцев. Оба правительства, возглавляемые Арсением Яценюком, не смогли за это время определиться с кандидатурой и объявить конкурс. Решение назначить Билоуса главой ФГИУ рекомендует принять глава Администрации Президента Борис Ложкин. Он же настаивал на сохранении Игоря Билоуса на посту главы ГФС пока шло расследование комиссии. При этом значительную роль в его назначении на пост главы ГФС также сыграл Виталий Хомутынник.
«В-пятых, Насирова тоже считают пропрезидентской квотой в правительстве из-за его партийной принадлежности к БПП. В парламент он попал впервые, под проходным номером 51 в списке пропрезидентской партии. Получил должность главы одного из самых влиятельных комитетов – по вопросам налоговой и таможенной политики. Хотя до этого он никак себя не проявил на ниве налоговой политики страны, ни в других сферах. Очень похожи на нового главу Государственной фискальной службы и его замы. Так первый заместитель Сергей Билан будет заниматься работой налоговой милиции, а Константин Ликарчук - работой таможни. Четко видна тенденция назначения так называемых «темных лошадок», - отметила Решмедилова.
Эксперт сомневается, что назначение Насирова принесет положительный результат.
«Хотелось бы, чтобы по истечению контрольного срока до октября месяца, который отвел главе ГФС Кабмин, можно было бы констатировать отлаженную, нормальную работу налоговой службы, но объективно в связи вышеперечисленными факторами позитивный результат вряд ли будет получен. При подготовке очередной реформы стоит четко осознавать, что не сможет смена ФИО начальника поменять систему налогообложения. Начинать стоит с кардинальной реформы самого налогового кодекса. Мы должны создать такую систему, при которой эффективность работы механизма не зависит от человека, сидящего в кресле. Смена руководителя не должна отражаться на системе. Вот к чему надо стремиться, а не к постоянной смене табличек на двери руководства», - резюмировала эксперт.
Авторские блоги и комментарии к ним отображают точку зрения их авторов. Точка зрения редакции информационного агентства ASN может отличаться от точки зрения авторов блогов, колонок на сайте и комментариев к ним. Редакция агентства ASN не несет ответственность за достоверность материалов из раздела «Блоги», «Колонки», сайт агентства только обнародует данную информацию.