Если отойти от вопросов тарифов, их несправедливости, асоциальности и посмотреть на НАК «Нафтогаз Украины» как на государственную холдинговую компанию, которая должна приносить прибыль ее владельцу и наполнять государственный бюджет, то имеем определенную позитивную динамику в планах на ее развитие. Следует понимать, что речь идет именно о планах, а не о фактической их реализации, на этапе которой обычно и возникают подводные камни, которые убивают экономическую целесообразность проекта. Прежде всего, это коррупция при определении генподрядчика, качество, количество и объем выполненных работ, которые в дальнейшем влияют на саму возможность функционирования проекта.
Нафтогаз и его руководство рассматривают возможности диверсифицировать направление деятельности с целью получения прибыли в сфере производства электро- и тепловой энергии. Несмотря на то что гарантией безубыточности деятельности на указанных направлениях с 2017 года станет закон, принятый нашим парламентом летом этого года, который запрещает утверждать тариф на любую из указанных услуг или товаров, меньше экономически обоснованного, усматривается, что это направление деятельности действительно будет приносить прибыль и имеет все шансы быть реализованным.
Так, на этой неделе был подписан меморандум о намерениях по строительству нескольких энергетических комплексов с угольными котлами ЦКС суммарной электрической мощностью 820 МВт. Суммарная проектная тепловая мощность новых комплексов составляет до 1000 Гкал/час. Ожидается, что для финансирования запланированных проектов будут привлечены средства в рамках кредитного соглашения, заключенного между Нафтогазом и Государственным банком развития КНР в 2012 году на общую сумму $ 3,65 млрд. По этому соглашению НАК намерена профинансировать строительство современных, экологически чистых тепло- и электрогенерирующих мощностей на сумму не менее $ 1,5 млрд в течение следующих нескольких лет. Объем инвестиций, необходимых для реализации проектов в Киеве, оценивается в $ 1,35 млрд.
Опять же, иностранные инвестиции - это развитие внутренних товаропроизводителей, выравнивание платежного баланса, рабочие места, налоговые поступления и т.д. С точки зрения рынка коммунальных услуг для киевлян, то по рыночным правилам наличие конкуренции обычно порождает уменьшение стоимости товара на рынке.
Поэтому теперь есть все шансы для того, чтобы монополизм Киевэнерго на этом рынке пересмотреть, особенно учитывая то, что в 2017 году завершается срок действия договора, по которому эта компания управляет электро-, теплогенерирующими мощностями и сетями, которые принадлежат территориальной общине Киева.
По расчетам НАК «Нафтогаз Украины», благодаря использованию современных эффективных технологий стоимость производимой энергии для потребителей будет ниже, по сравнению с себестоимостью производства на текущих, устаревших мощностях киевских ТЭЦ, что позволит сократить потребление природного газа в Киеве более чем на 600 млн куб. м (почти на 20%) в год.
Это вообще замечательный расчет, поскольку реализация подобных проектов в других регионах позволит снизить объем потребления природного газа в Украине в целом, и со временем мы все придем к тому, что природного газа, добытого государственными предприятиями, будет хватать и на нужды населения, и на нужды тепловой генерации, а соответственно, из риторики МЕВП и НКРЕКП должен исчезнуть тезис о том, что тарифы для населения высокие из-за необходимости компенсировать импортным природным газом недостаток потребления в годовом балансе природного газа.
Поэтому ожидаем и иллюзорно верим в снижение тарифов...
Авторские блоги и комментарии к ним отображают точку зрения их авторов. Точка зрения редакции информационного агентства ASN может отличаться от точки зрения авторов блогов, колонок на сайте и комментариев к ним. Редакция агентства ASN не несет ответственность за достоверность материалов из раздела «Блоги», «Колонки», сайт агентства только обнародует данную информацию.