Довыборы в №205 округе в Чернигове наделали много шума и породили немало домыслов. Ситуацию подогревал и тот факт, что в городе высадился настоящий десант народных депутатов. Поскольку в округе победил пропрезидентский кандидат Сергей Березенко, большинство вопросов возникает к депутатам от БПП. Ведь немало было сказано и написано об использовании админресурса, давлении на оппонентов и прочих якобы незаконных действиях команды Порошенко.
В эпицентре черниговских выборов постоянно находился народный депутат от БПП Александр Грановский. О том, что на самом деле происходило в Чернигове и что на сегодня имеет место в большой политике, парламентарий рассказал в интервью АСН.
— Ваш личный вывод по итогам выборов в округе № 205 в Чернигове? Как относитесь к заявлениям, что в округе победил админресурс и деньги?
— Отношение сложное. Многое поросло слухами, кандидат от БПП (Сергей Березенко) стал заложником грязной игры, в которую его и партию умело втянул штаб основного оппонента. Могу твердо и откровенно заявить, что наши общие усилия предотвратили страшные последствия, которые, с высокой степенью вероятности, были запланированы. Постараюсь в одном предложении объяснить абсурдность заявлений штаба ГОК (Геннадия Корбана, — авт.) об использовании хваленого административного ресурса.
В классическом понимании использования административного ресурса мы должны были бы сделать следующие шаги. Во-первых, снять Геннадия Корбана с дистанции, получив решение административного суда, отменяющее регистрацию кандидата в народные депутаты в ЦИК. Основания для подачи такого иска были и есть, такая юридическая возможность анализировалась, судебные перспективы были и есть.
Во-вторых, могли обратиться в суд с иском с требованием демонтировать продуктовые палатки штаба Корбана, в которых ежедневно штабисты оппонента занимались подкупом избирателей, выдавая продукты питания в антисанитарных условиях, в палатках, на установку которых не было ни единого разрешительного документа. Представляете, мы сами контролировали наличие автомобилей «Скорой помощи» и коек в больницах в случаях отравления. И это не смешно.
В-третьих, задержать всех тех злополучных «спортивных журналистов», поддерживающих кандидата - оппонента. Правоохранительные органы прекрасно знали места дислокации всей этой армии. Насколько мне известно, было принято решение локализовать такие районы, чтобы эти люди не могли спокойно перемещаться по городу и создавать провокационные ситуации. В-четвертых, обратиться с иском в суд с требованием демонтировать аварийные детские аттракционы.
Уверяю вас, что в случае использования административного ресурса все эти четыре пункта (при большом количестве подпунктов) были бы реализованы в сжатые сроки. Думаю, никто в этом не сомневается. Другое дело, что мы себя так не ведем и умело продемонстрировали свое отношение к жизни, получив честный и убедительный результат.
— В одном из комментариев журналистам вы заявили, что выборы в Чернигове — это тест на демократичность Украины. Страна его прошла?
Гречку взяли, а проголосовали за того, кто ее не раздавал.
— Да. Гречку взяли, а проголосовали за того, кто ее не раздавал.
— Нужно ли усиливать ответственность за подкуп избирателей? Какими методами можно искоренить это пагубное явление во время избирательной кампании?
— Да, обязательно нужно усиливать. С такой инициативой уже выступил Президент Петр Порошенко. Вопрос внесения изменений в законодательство в части открытости бюджетов для использования в предвыборных рекламных целях, создания такой системы, которая совершенно четко позволяет идентифицировать понятие подкупа.
— Будущие местные выборы пройдут по частично открытым партийным спискам. По-вашему, на сегодня страна готова отказаться от мажоритарки? Кому выгоден такой отказ, а кто — в проигрыше?
— На мой взгляд, ответ на этот вопрос очевиден. Логика закона довольно примитивная: любой выдвиженец может заявиться исключительно от имени той или иной партии, а самостоятельно — нет. Другими словами, самодостаточный и состоявшийся политик вынужден заинтересовать своей скромной персоной политическую силу, обо всем договориться и только тогда — получить шансы на избрание.
Помимо всего прочего, новый закон не гарантирует претенденту на местный мандат попадание в список в случае, если политическая сила или он лично не набрал достаточного количества баллов. Справедливо или нет, время рассудит. Пока еще логика закона не опробована, и, уверен, шероховатостей будет достаточно.
Люди устали от безумной мажоритарной системы, которая позволяет «купить» мандат.
Кто в выигрыше — люди, уставшие от безумной мажоритарной системы, которая на сегодня позволяет «купить» мандат. Законодательство в текущем состоянии позволяет использовать избирательные технологии настолько, что достойный кандидат попросту не в состоянии представить людям свою программу, провести компанию и прочее. Основной аргумент — бюджет. Проигравшие — самостоятельные политики, которые, откровенно говоря, чаще всего не представляют честную идеологию.
— 28 июля начата процедура заочного осуждения шести экс-чиновников, включая бывшего президента Виктора Януковича. Верите в результативность этих судов или это бутафория?
— Верю. Сам факт осуждения - страшная вещь для этих чиновников. Как можно не верить, если после вынесения решения даже российские власти могут законно задержать всех этих людей. Да, вне всякого сомнения, должен поменяться политический ветер, но это вопрос, решение которого отложено во времени. Также не забывайте, что некоторые чиновники, которые сегодня не осуждены либо которым не предъявлено уведомление о подозрении, могут стать частью этого процесса, если первая серия судебных процессов завершится вынесением обвинительных приговоров.
— Насколько реально вернуть Украине деньги «семьи Януковича», незаконным путем выведенные за рубеж?
— Вполне. Да, это очень сложно. Да, украинские правоохранители не имеют такого опыта. Да, это требует значительного интеллектуального и других ресурсов. Да, службы финансового мониторинга работают по всему миру в надежде отследить такие денежные средства. Прошу не забывать, что люди, все еще распоряжающиеся этими деньгами, наняли лучших украинских и иностранных адвокатов, финансовых советников, обложились какими-то решениями судов, усложняющими арест средств, и прочее. Дайте время — и все будет снова дома на Родине.
Горячие головы в парламенте делают себе предвыборный PR на теме отставки генерального прокурора. Реальных оснований для отставки нет.
— Страну всколыхнула история с «бриллиантовыми прокурорами». Некоторые общественные активисты требовали отправить в отставку генерального прокурора Виктора Шокина. Эта отставка решит проблему коррумпированности в прокуратуре?
— Горячие головы в парламенте делают себе предвыборный PR на теме отставки генерального прокурора. Реальных оснований для отставки нет. Так уж устроен современный украинский избиратель, который критикует власть и часто ею не доволен. Люди, анализирующие властные и политические процессы, знают, что эта власть в собирательном образе сделала куда больше, чем предыдущие, вместе взятые. Критикуя действия власти, все забыли, что живем мы во время реальной войны как в военном, так и в экономическом смыслах. Двигать те или иные процессы, не забывая о рисках и компромиссах, невероятно трудно. Следуя этой логике, если бы сейчас назначили Сакварелидзе, мы бы собирали подписи за его отставку уже через пару месяцев, поверьте мне.
Бриллиантовый конфликт — мы все стали заложниками прокуроров-дилетантов, которые еще и ко всему ограничены в умственном развитии.
Бриллиантовый конфликт — мы все стали заложниками прокуроров-дилетантов, которые еще и ко всему ограничены в умственном развитии. Уверен, следствие сделает правильные выводы, и виновные будут наказаны. Все решения на сегодня приняты генеральным прокурором. И все эти решения корректные.
— Ваше отношение к Давиду Сакварелидзе как к человеку, которого сватают в кресло генпрокурора?
— Какова моя оценка деятельности Давида Сакварелидзе? Я бы не стал делать заявления на этот счет только потому, что говорить еще рано. На первый взгляд, этот человек вызывает уважение, очевидно, является специалистом. Сможет ли он и хочет ли стать генеральным прокурором, я сказать не готов поскольку сам Давид заявил, что генеральным прокурором должен быть только украинец. Не вижу в таком случае предмета для разговора.
— Насколько правдива информация о том, что «УДАР» пойдет на местные выборы отдельно от «Солидарности»?
— Решений по этому вопросу еще нет, но я думаю, они будут приняты в ближайшие дни.
— На прошлых выборах мэра столицы всем было понятно, кто победит. Ваш прогноз, какой будет предстоящая избирательная кампания столичного градоначальника?
— Часть информации все еще в «подковерном» состоянии, так что комментировать я пока не готов. Но однозначно могу сказать, что эта кампания будет напряженной и принесет много сюрпризов.
— Резонансный скандал вызвало принятие закона о реструктуризации валютных кредитов. Пока все дискутировали, подпишет или не подпишет Президент этот закон, на официальном сайте парламента появилось короткое сообщение, что «закон готовится к третьему чтению». Что это означает на практике: документ будут еще переписывать, когда возможно голосование?
— Осенью. Закон не имеет шансов быть принятым. Все, кто за него голосовал, искренне об этом сожалеют. Как вы знаете, в тот момент в зале была некоторая неразбериха в вопросе, ставит ли спикер на голосование возвращение к рассмотрению или же предлагает проголосовать в целом. Третье чтение закон не пройдет: популизм, предвыборная истерия, точка.
— Если анализировать последние голосования парламентского большинства, можно предположить, что коалиция на ладан дышит: многие законы проходили благодаря поддержке внефракционных депутатов и даже Оппозиционного блока. Существуют ли риски для коалиции уже в начале сентября, когда депутаты снова соберутся под куполом?
— Если абстрагироваться от слухов и постараться сухо проанализировать качество и перспективы коалиции, мы придем к таким выводам. Кто заинтересован в том, чтобы она осталась: Президент, премьер, Радикальная партия. Незаинтересованные: «Самопомич», «Батькивщина», Оппоблок. Они не заинтересованы исключительно из-за возможного более высокого рейтинга в случае проведения досрочных выборов. К таким выводам партийные лидеры придут после местных выборов, протестировав свои возможности «на земле». Совсем не уверен, что результаты будут такими, на которые партии рассчитывают. На вопрос о монолитности коалиции можно ответить, подсчитав голоса, о которых я говорил раньше.
— Можно ли побороть кнопкодавство? Как?
— Уже практически никто не «кнопокодавит». Появились персональные санкции.
— Вам хватает нынешней депутатской зарплаты? Можете назвать сумму, в которую вы оцениваете депутатский труд?
— Мне — нет, но у меня есть сбережения. Я думаю, 60—80 тысяч гривен — это справедливая цена за депутатский труд на сегодня. Уверен, со временем зарплату необходимо пересматривать. Многие в этом парламенте не живут на зарплату или, точней сказать, подавляющее большинство. Люди работают из чувства патриотического долга.