О том, существует ли тайный меморандум МВФ, почему зарплату учителям могут так и не поднять и о самой большой бюджетной дыре Украины – Пенсионном фонде говорим с народным депутатом, екс-министром финансов Украины Виктором Пинзеником.
- Действительно ли тайный Меморандум МВФ, о котором говорит оппозиция, лежит в основе бюджета на 2017 год?
- Это беспредметный разговор, потому что Меморандум не видел никто, кроме правительства и МВФ, тех, кто его подписывал. Его нет на руках, и я не знаю, чтобы он «гулял» где-то, потому что есть единственная версия - англоязычная, я думаю, что она соответствует действительности, поэтому беспредметно сегодня говорить, есть или нет этого. П по моему субъективному мнению - нет.
- Относительно постепенного повышения пенсионного возраста, по вашей информации, в проекте бюджета на 2017 год действительно предусмотрено сохранение 15-процентного налогообложения пенсий для работающих пенсионеров?
- Часть действующих сегодня норм сохраняется. Но что касается налогообложения, то оно было отменено. Парламент уже уточнил эту норму. Что касается других решений, то как раз одна из моих тревог по бюджету то, что не решается одна из фундаментальных проблем - пенсионная. Поскольку проблема пенсионная заключается не в том, чтобы «наскрести» и сегодня выплатить жалкие пенсии пенсионерам. Это проблема навсегда. К сожалению, избегают ответов на эти вопросы. А проблема накапливается. Я очень надеюсь, что в Меморандуме поднят этот вопрос. Ведь он важен для страны, он должен быть решен. Но есть ли он в бюджете?
-…Нет?
- Нет. Бюджет предусматривает дотации пенсионного фонда на уровне 156 млрд грн, а в этом году дотации 145 млрд грн. То есть, учитывая некоторые нормы, касающиеся доходов и расходов, которые несколько уменьшают потребность, это говорит о том, что никаких решений в этой плоскости нет.
- Дефицит Пенсионного фонда растет, доходная часть также увеличена на следующий год. Как будет покрываться дефицит Пенсионного фонда? Насколько вопрос наполнения Пенсионного фонда и обеспечения пенсионеров будет остро стоять в следующем году?
- Когда я говорил о доходах, то оценивал доходы государственного бюджета, потому что не считаю их реальными. Ведь не может экономика, которая растет на 3% с инфляцией 8%, дать прирост почти 18%. И это при том, что некоторые налоги уменьшаются, например рентная плата за добычу газа и газового конденсата. Поэтому здесь есть проблема.
Но есть отдельная проблема Пенсионного фонда, потому что он оттягивает огромную сумму средств бюджета. Пенсионный фонд на 2/3 зависит от бюджета. Такой зависимости не было никогда. И эта зависимость не одного года. Знаете, если бы один раз можно было напрячься и закрыть проблему, то это одно дело. Но вопрос в том, что каждый год такие героические усилия нужны, а пенсия же мизерная. Баланс бюджета тесно связан с проблемами пенсионными, на которые надо давать ответ.
- Ваш коллега, председатель фракции «Народный фронт» Максим Бурбак, заявил, что в бюджете предусмотрено 17 млрд грн на ремонт и строительство дорог. По вашим оценкам, достаточно ли этого?
- Нет в Министерстве финансов восприятия такого слова «достаточно». В бюджете есть слово «есть ли у вас возможности». Я вам скажу, что недостаточно, и что? Конечно, недостаточно, но есть ли возможность это делать ресурсами – нет такой возможности. Если мы хотим в долг лезть дальше, а бюджет, к сожалению, продолжает эту политику наращивания долгов, то это иллюзия. Ведь вы берете сегодня гривни, забираете завтра не гривну - это залезание в карман завтрашний, ваш, детей, внуков и т.д.
Если говорить о решении в вопросе дорог, то надо говорить о реальных источниках финансирования. Но мы говорим не о главной проблеме, бюджет не может иметь отношения с проблемой только одной. Мы не можем оставить образование, мы не можем медицину оставить. Поэтому бюджет должны рассматривать с точки зрения - у вас есть ресурс, кому дать больше, а это означает - кому-то меньше дать, но должны давать честно, должны давать то, что вы имеете, а не говорить то, что вы хотите.
- На 30% обещают повысить зарплату педагогам. Не «съест» ли эти 30% реальная инфляция, которая будет в следующем году?
- Я не могу найти того (в бюджете. - Ред.), что вы сказали... Я сравнивал цифры расходов на образование с тем, что есть сегодня в бюджете, единственное, что это расходы на функции по образованию, они растут на 10 %. Я не сказал о зарплатах, я сказал о расходах на сектор. Детализированных цифр нет, поэтому я вам подтвердить или опровергнуть эту цифру не могу.
- С вашей точки зрения, какая будет реальная инфляция в следующем году?
- Я не могу сказать, что 8% не являются реальными. Но надо учесть одну вещь. Инфляция это не только показатель, который берется в качестве базы расчета. Это еще и результат самого расчета бюджета. То есть все зависит от того, какой будет бюджет. Если бюджет будет с огромным дефицитом, для покрытия которого будет использован Национальный банк Украины, тогда стоит ожидать инфляции другой. Так, как это было, например, в прошлом году, когда инфляция была 43%.
- Оппозиция говорит о «драконовских» нормах относительно аграриев, таких, как упразднение любых льгот...
- О чем идет речь? Кто платит НДС? Потребитель. Мы платим как наш вклад в образование, за медицину, то есть это непрямая оплата тех услуг, которые называются бесплатными, якобы. Бесплатно только сыр в одном месте бывает. Так вот, в этом секторе наша плата, которая предназначенная бюджету, оставалась компаниям. И это неправильно. Вот представьте себе, что подоходный налог с вас сняли, вы не платите его тоже, а платит компания, где вы работаете, а перечисления денег не произошло.
Поэтому это (отмена льгот. - Ред.) - правильное решение. Более того, норма, используемая сейчас, убивает тех, кто занимался инвестициями. Если бы кто-то из предприятий большой объем инвестиций имел, оно бы проигрывало в этом. Потому что это одна из кричащих проблем страны - когда одни имеют лучшие условия, чем другие. Если вы помните очень популярную тему борьбы с офшорами, то это классический офшор, только не на Кипре, а в Украине. Офшор, который используется, и время от времени здесь возникает скандал.
- За семь месяцев этого года в пользу государства поступило лишь 78 тыс грн конфискованных средств и средств, полученных от реализации имущества коррупционеров. Почему так мало?
- Это свидетельствует о низкой результативности. Хотя у меня все-таки появилась надежда за последние месяцы, что есть сдвиги в этой сфере и есть много таких громких дел, которые будут доведены до конца. Началось очень поздно, последние только месяцы, а юридические процедуры не такие короткие, чтобы завершиться конфискацией и получением результата. Но я все-таки надеюсь, что то, что за последние месяцы мы увидели, даст результат. А предыдущие месяцы, ну, это не результат.
- На следующий год, кстати, предусмотрено 10,5 млрд грн поступлений от конфискации средств, полученных коррупционным путем. Это реальная цифра?
- Если будут работать эффективно органы и доводить дело до суда, не просто желанием конфисковать, а доводить дело до суда обвинениями, а я думаю, что это возможно, то можем получить. Будет ли это, увидим.
- По вашим прогнозам, когда будет принят бюджет? Будет ли он доработан, вы на этом настаиваете?
- Никогда не принимался бюджет в форме, в которой его подавало правительство. Я бы очень хотел видеть в другой форме. Очевидно, здесь мои желания диссонируют с тем, что хотят мои коллеги. Я не хочу увеличения расходов, я хочу баланса, я хочу того, что держит опору страны, что превращает бюджет в бюджет. Будет ли он - трудно мне сказать. Но думаю, что в любом случае бюджет не будет принят быстро, несмотря на то, что мы его получили вовремя. Как всегда, будем готовиться к Новому году здесь, в зале Верховной Рады.
- Чего же все-таки следует ожидать в следующем году украинцам?
- Оно же не падает с неба как дождь. Не бывает хлеба, если вы его не посадили. Это здесь, в этом зале, можно ничего не делать, а все людям давать. Уже 25 лет дают. Задача страны - создать условия...
- Реформы, а их нет...
- Если нет роста, вы не можете потребить то, чего нет. Поэтому главная задача, которую сейчас должна обеспечить страна, заключается в создании условий для экономического роста. Этот рост меня не радует в этом году. Ведь он не имеет естественной причины - инвестиции. Ну, ударились вниз и отскочило. А бюджет - это фундамент для экономического роста, от бюджета зависит стабильность. Вспомните события последних двух недель. Волнения людей по поводу обменного курса. Так же волнуется инвестор, когда не может стать на землю для того, чтобы понять, что происходит.