counter
Лента новостей
Выбрать все
19 Апреля
18 Апреля
Все новости...

Игорь Ликарчук: Университеты тест на желание иметь качественного абитуриента провалили

Игорь Ликарчук: Университеты тест на желание иметь качественного абитуриента провалили

Несмотря на все трудности, которые переживает Украина, ВНО-2015 — со всеми его новациями и сложностями — позади. Часть его участников, которая не только преодолела тот пороговый балл, c которым в этом году ознакомилась вся страна, но и получила приличные результаты, готовится стать студентами. Некоторые пытаются обжаловать полученные баллы, потому что иногда не то что не хватает, чтобы попасть в заветный вуз, — не достает бала-двух, чтобы вообще получить право подавать документы в университет.

«Аналитическая служба новостей» (АСН) решила пообщаться с директором Украинского центра оценивания качества образования Игорем Ликарчуком (день, когда мы с ним встретились, был приемным и рекордным по количеству посетителей, однако Игорь Леонидович нашел время, чтобы пообщаться с журналистом), чтобы точно выяснить, чего достигло общество, модернизировав систему прохождения внешнего независимого оценивания, какой результат (а полученный негатив — это тоже результат) можно считать провальным для страны и что нас ожидает во время ВНО-2016.

— Игорь Леонидович, уже можно говорить о каких-то итогах ВНО-2015? Какой вывод Вы сделали именно на этом этапе?

— Прежде всего, следует отметить, что по масштабам это было очень большое внешнее оценивание — мы фактически отбыли три сессии. Подробный отчет о его результатах появится на нашем сайте не ранее середины августа — работники УЦОКО и так длительное время работают без выходных и праздничных дней. Но об основных результатах можно говорить уже сейчас.

Самое главное, нам удалось реализовать все запланированные новации. И это несмотря на то, что многие предвещали: «провалитесь», «не сможете», «не удастся»... Но мы не провалились, смогли и нам удалось. Первым наиболее весомым моментом я считаю введение новой системы определения результатов тестирования с помощью порогового балла. Вторым — проведение государственной итоговой аттестации (ГИА) по украинскому языку и литературе в форме ВНО. Третьим — внедрение в практику внешних экзаменов тестов двух уровней сложности по двум предметам.

У меня каждый день много посетителей. Обычно люди сейчас идут с одним-единственным вопросом: «добавьте один или два балла»! Мол, знаем, что нельзя, что не справились с работой, но — добавьте! Объяснял каждому, опираясь на результаты их работ. И именно это позволило сделать вывод: первый — пороговый балл таки сработал. Именно он разделил абитуриентов на тех, кто сдал ВНО, следовательно, получил возможность поступить в вуз, и тех, кто в этом году, как говорится, пролетел. Второй вывод — общество отвыкло от того, что экзамен, оказывается, можно провалить. Школы и вузы приучили своих воспитанников, что к сдаче экзаменов можно не готовиться. Положительная оценка гарантирована. А во время нынешнего ВНО этот уже устоявшийся подход не сработал... Осознание этой истины будет дополнительным стимулом готовиться лучше. И третий, который логически вытекает из первого, — пороговый балл для определения результатов внешнего оценивания следовало ввести еще пять лет назад, но лучше поздно, поэтому свою ошибку мы исправили.

— Насколько я помню, школьная ГИА в форме тестирования — это не новация, ранее уже были попытки действовать именно таким образом...

— Тогда это была попытка для тех, кто хотел стать студентом, а в этом году это касалось всех. Полученный нами результат привел к тому, что третьего июля на заседании коллегии Минобразования было принято решение о том, что со следующего года такое сочетание ВНО и ГИА будет уже по трем предметам: по украинскому языку и литературе и по иностранному — обязательному для всех, а третий предмет — математику или историю Украины — абитуриенты будут выбирать самостоятельно.

— Если что-то происходило во время ВНО, информация наиболее оперативно появлялась на странице в «Фейсбуке». Как в целом вы оцениваете такой свой контакт с обществом?

— Одной из моих концептуальных идей, с которыми я вернулся на эту должность, было обеспечение открытости и прозрачности в работе Украинского центра оценивания качества образования. Страница в «Фейсбуке» — моя личная, а не страница УЦОКО, хотя Украинский центр мощно присутствует во многих социальных сетях: и на ФБ, и на «Одноклассниках», различных образовательных форумах. Кроме того, если речь идет о прозрачности в нашей деятельности, то в этом году мы пошли на беспрецедентные шаги — открыли абитуриентам доступ к просмотру их тестовых работ. То есть они теперь могут при желании зайти на сайт и получить скан-копии работ. А на их персональных страницах есть карточки с результатами, которые позволяют увидеть и детально проанализировать все свои ошибки.

— Какую обратную связь имел этот шаг?

— А чего тут можно было ждать? Когда случается что-то плохое, обычно ругают. А когда что-то хорошее, то кто-то может сказать и «спасибо». Повлиять же на результаты (например, подставленные запятые или еще что-то), о чем еще иногда спрашивают, у нас априори невозможно — так устроена сама система. Но то, что абитуриент может взять свою работу, дает ему возможность пойти с этой работой к учителю или к репетитору, которому заплатили деньги, и спросить, почему не научили. Или самому искать ответ на вопрос «Почему я не учился так, как надо?»

— Вернемся к вопросу порогового балла: скажите, сколько абитуриентов не справились в этом году с украинским языком?

— Чтобы ответить на этот вопрос, коротко объясню, что такое «пороговый балл». До этого года все, кто сдавал внешнее оценивание, получали положительный результат. Таких, кто не сдал бы ВНО, не было. Но если на первых порах существования внешнего оценивания подобный подход был оправданным, то с годами стало очевидным, что он тормозит многие процессы. Поэтому мы решили, учитывая мировую практику, четко отделить тех абитуриентов, которые не имеют минимально необходимых знаний для обучения в университете, от тех, у кого такие знания есть. А для этого должен существовать некий «порог», сформулированный в каком-то количестве тестовых баллов, которые получает абитуриент за выполнение теста.

Это и есть «пороговый балл», то есть минимально допустимый. Если человек его не получает, то в этом году студентом вуза она не станет.

К примеру, ни в один из вузов в этом году не смогут подать документы те, кто по результатам тестирования набрал менее 25 баллов по украинскому языку и литературе. Таких 22 тысячи 610 человек. Добавьте к ним почти 13 тысяч тех, кто не явился на это тестирование. В общем имеем 35 тысяч 364 человека.

— Какие проблемы у этих выпускников? Чего именно надо не знать, чтобы не справиться с родным языком?

80% абитуриентов не разбираются в фонетике, не умеют различать глухие и звонкие согласные

— Вы не поверите, 80% абитуриентов не разбираются в фонетике, не умеют различать глухие и звонкие согласные. 70% из них делают ошибки, согласовывая числительное с существительным. 90% не знают, где в предложении с однородными членами надо ставить запятую. 80% не знают, где в бессоюзном предложении должно стоять двоеточие. И этот перечень, к сожалению, далеко не полный.

— А есть ли случаи, когда действительно была какая-то ошибка, — и имеем неправильно определенный результат (в процентном ли в количественном выражении)? То есть хоть кому-то один балл добавили?

— Нет, я никому ничего не добавляю — априори не могу этого сделать. Решение об изменении результата, если для этого будут основания, может принять апелляционная комиссия. И она это делает. Но можно как получить дополнительный балл, так и избавиться от нескольких, потому что комиссия может снизить результат. Случаи такие есть, хотя повышений на самом деле больше. Если речь идет о тестировании по украинскому языку и литературе, то апелляционный процесс не отличался от прошлогоднего. То есть в процентном отношении с апелляцией обратилось столько же людей, как и в предыдущие годы. В цифрах это 2 тысячи 600 апелляций. На самом деле это очень мало.

— Игорь Леонидович, по предварительным выводам, проблема у нас не только со знанием украинского языка и литературы. Вы говорите и о крайне низком уровне естественного образования. Раньше этого не было. Что происходит в стране с системой среднего образования?

— Что происходит? Буду оперировать цифрами. Возьмем математику: 75% абитуриентов не знают основных геометрических тождеств. 67% — определение логарифма. 15% абитуриентов не смогли раскрыть скобки в заданиях. 60% не могут решить простое линейное неравенство. Столько же не знают определения косинуса острого угла треугольника. 58% не умеют определить на координатной плоскости положение точки с заданными координатами. 35% не могут определить величину угла равнобедренного треугольника.

Все это — элементарные знания. Поэтому я должен сказать, что пороговый балл, который определили по математике (а это 10), позволил отсеять 24% абитуриентов. Это означает, что 24% людей не смогли решить 10 простых задач по математике за более чем два часа работы над тестом. Это позволяет сделать вывод о том, что математическое образование в школах почти уничтожено.

Ненамного лучше ситуация и с биологией. Там 80% абитуриентов не имеют представления о каких-либо понятиях генетики. А 70% не знают строения и функционирования кровеносной системы человека. Впечатляют и результаты по географии: 50% абитуриентов перепутали меридианы и параллели, не смогли перевести числовой масштаб в именованный; более 55% не могут отличить возвышенность от впадины; 87% не смогли определить азимут; только 3% установили правильное соответствие между формами рельефа и тектоническими структурами Украины... Понимаете, здесь уже по законам диалектики качественные параметры указывают на потребность каких-либо количественных изменений. Потому что так дальше продолжаться не может. А если учесть, что 75% абитуриентов, которые сдают ВНО, работают с репетиторами, то это серьезный диагноз нашей школьной системе образования...

— Здесь напрашивается закономерный вывод: если не знают дети, то это значит, что не знают учителя...

В этих учительских письмах было больше ошибок, чем допускали абитуриенты

— К сожалению, вы не ошибаетесь. Уже было несколько публикаций о том, что мы в отдельных регионах давали учителям наши тесты, с которыми ученики довольно прилично справились. К сожалению, многие учителя справиться с ними не смогли. Кто внимательно следит за моей страницей на ФБ, мог видеть, что я там публиковал письма учителей украинского языка, не довольных как самими тестами, так и результатами, которые получили их ученики. Так вот, в этих учительских письмах было больше ошибок, чем допускали абитуриенты в тех работах, которые они писали во время внешнего оценивания.

— В каких регионах Украины наиболее катастрофическая ситуация прежде всего с украинским языком, математикой и иностранными?

— Очень плохие результаты тестирования по украинскому языку были в Закарпатской, Черновицкой и Ровенской областях... Киев, Львов уверенно лидируют и имеют лучшие показатели по всем предметам, если сравнивать их с другими регионами. Немножко подтягивается Харьков, но не так быстро, как хотелось бы. Поэтому уже можно говорить о том, что мы имеем два мощных образовательные центра — это Киев и Львов.

— Вы как никто другой можете сравнить результаты ВНО за несколько лет. И из того, что сейчас рассказываете, складывается впечатление, что уровень знаний наших выпускников катастрофически падает. Причем быстрыми темпами. Возможно, есть такой нюанс, как более сложные тесты, но... Что делать?

— Конечно, уровень становится ниже. Что касается тестов, то обществу давно пора осознать простую вещь: в том, что у больного температура, термометр не обвиняют. Надо говорить о причине. Я сегодня готов назвать 472 школы Украины, в которых по меньшей мере десять выпускников не сдали тест по украинскому языку и литературе. Среди них есть гимназии, лицеи, городские и сельские школы. Вот и спрашивается: если в школе половина учеников не сдала тест по украинскому языку и литературе (это не английский, где можно сказать, что учителя нет!), что делать с такой школой? Что делать с таким коллективом? Что делать с образованием в этом регионе? Кто-то же должен принять это решение.

Где больше всего таких школ? Это Закарпатская, Черновицкая и Ровенская области. И здесь уже сложилась ситуация, которую снова можно сравнить с медициной: результаты анализов есть, результаты обследований — тоже. Осталось поставить диагноз и принять соответствующее решение, но это уже — не задача УЦОКО.

— С этим однозначно нужно что-то делать. Каким, по-вашему, должен быть первый шаг?

Нельзя всем платить одинаковую зарплату. Сейчас же хорошо ты работаешь или плохо, будешь получать столько же, сколько и другие

— Прежде всего, следует принять закон об образовании. И в этом законе четко прописать ответственность учителя, профессора, школы, университета органа управления образованием, в том числе министерства, за качество предоставления образовательных услуг. Нужно создавать систему обеспечения качества образования. Нужно менять подходы к оплате труда педагогов. Нельзя всем платить одинаковую зарплату. Сейчас же хорошо ты работаешь или плохо, будешь получать столько же, сколько и другие, потому что деньги начисляются по одной методике.

Нам надо думать, что делать с сетью школ, нужно ли содержать малокомплектные школы. Если нужно, то как там организовывать учебно-воспитательный процесс. А заодно подумать, стоит ли сохранять программу «Школьный автобус». Если проанализировать результаты ВНО учащихся сельских школ, то (по сравнению с 2007 годом) они стали хуже. Но за эти годы мы сколько денег вложили в школьные автобусы, которые должны обеспечить равный доступ к качественному образованию, что возникает вопрос: слушайте, а как мы потратили деньги?

— А у вас есть коммуникация с министерством по работе над законопроектом и каковы ее результаты?

— Конечно есть. Но учтите, что в настоящее время функции министерства очень ограничены — оно прежде всего определяет политику и стратегию. А непосредственно оперативное управление осуществляется на местах: министерство не назначает ни заведующих отделами образования, ни директоров школ... Даже не все руководители облгосадминистраций согласовывают с министерством назначения руководителей областных органов управления образованием. То есть сейчас это — уровень ответственности местной власти, и именно она за это должна отвечать реально.

Я скажу одно: когда закончим анализировать это ВНО, мы по каждой области подготовим очень краткую информацию, буквально на нескольких страницах, и направим ее персонально председателям ОГА. В каждую область. И дальше будет видно, что они с ней будут делать: отдадут отраслевым заместителю или руководителю областного органа управления образованием или, возможно, сами прочтут и воспользуются, чтобы принять определенные управленческие решения.

— Премьер-министр Арсений Яценюк считает, что система оценки качества образования должна быть прозрачной и независимой. Если о независимости еще вопросы есть, но вот разве она не прозрачна?

— Ну, я же не знаю, что имел в виду Премьер... А о независимости я могу сказать следующее: мы еще в прошлом году в октябре подали в Кабмин проект постановления, который сделал бы УЦОКО реально независимым институтом. И нам зарубили это постановление: юридический департамент Кабмина, все службы, которые согласовывают подобные документы в Минэкономики, в Минфине, в Минюсте... То есть, видите, Премьер сказал о том, что мы хотели сделать еще в прошлом году.

И мы теперь — уже после выступления Премьера — снова пустим этот документ по всем кругам ада, ведь чтобы пройти все эти институты, нужно иметь много сил и нервов. И держать несколько человек, которые будут заниматься только этим. Но мы ​​попытаемся еще раз. И я очень рад, что Премьер на заседании коллегии безапелляционно подчеркнул необходимость создания независимой системы оценки качества образования.

— В этом году наконец были введены двухуровневые тесты. Что они показали?

— Во-первых, то, что их давно надо было вводить. Во-вторых, то, что введение этих тестов подтвердило, опять же, слова Арсения Яценюка, когда он сказал на заседании коллегии, что у нас есть университеты, которые дают знания, а есть те, которые выдают дипломы. Из-за того, что у нас университетов, торгующих дипломами, больше, чем тех, что дают знания, лишь единицы из университетов требуют от абитуриентов тесты углубленного уровня. Представьте только: всего 9 университетов требуют тесты углубленного уровня по математике и 7 — по украинскому языку и литературе. Иными словами, университеты тест на желание иметь качественного абитуриента провалили.

— В интервью в прошлом году мы с вами не раз говорили и о том, что необходимо было бы ввести систему ВНО для выпускников бакалаврата. В этой области что-то где-то происходит или это пока на уровне идей?

— Уже происходит. На коллегии, о которой я уже упоминал, в частности речь шла о том, что возможно в следующем году как пилотный проект ВНО будет введено для выпускников бакалаврата по специальности «правоведение». Насколько быстрыми и успешными будут эти первые шаги, пока прогнозировать очень сложно.

— А почему именно правоведение?

— Во-первых, это — одна из самых массовых специальностей. Если я не ошибаюсь, у нас правоведов готовят почти 200 высших учебных заведений. Во-вторых, с точки зрения тестологии подготовить для них тестовые задания несложно. Кроме того, следует учесть еще и то, что сейчас правоведами, экономистами и менеджерами переполнен рынок труда, поэтому обществу нужно увидеть, кого на самом деле готовят эти университеты.

— Есть намерения после правоведения запускать для бакалавров тестирование по другим специальностям?

— Мы выполняем заказ: будет заказ, будет финансирование — сделаем. А вот определять, когда и каким будет этот заказ — не наша компетенция.

— Сколько нужно денег, чтобы запустить этот пилотный проект?

— Конкретно мы еще этого не считали. Могу разве сказать, что стоимость одного теста для одного абитуриента на сегодня — 110 гривен. Это, чтобы вы понимали, литровая бутылка водки. И не надо смеяться: литровая бутылка водки популярной марки стоит 107 гривен, а наш тест — 110.

— Вы получили поручение подготовить информацию о том, как сдали ВНО выпускники гимназий, лицеев и др. Неужели все так печально?

— Этот вопрос должен рассматриваться на заседании коллегии Минобразования. Что мы имеем? По украинскому языку не преодолели порог, то есть не сдали тест, 550 выпускников гимназий, 595 выпускников лицеев и 64 — это выпускники коллегиумов. Говорить, что в каком-то регионе таких больше, а где-то меньше, не стоит — представлена ​​вся Украина. А еще мы не посмотрели английский, французский языки — у нас же есть школы с углубленным изучением французского языка, как справились с тестированием их выпускники?

У меня есть информация о том, что многие выпускники этих школ вообще не сдавали иностранного языка. А что такое школа с углубленным изучением, то есть гимназия, лицей или коллегиум? Это разделение классов на группы, это доплаты учителям, это немного другие условия работы и тому подобное. Немного другие зарплаты — это не сельская школа! Поэтому мы обязательно подготовим такую ​​информацию, просто на все это нужно время. Думаю, до конца сентября справимся.

Кстати, по результатам всех тестов есть всего (!) два абитуриенты, которые набрали по 200 баллов по трем предметам, и 84, которые имеют по 200 баллов по двум предметам. Не густо. Особенно если учесть количество лицеев и гимназий. Больше всего 400-балльников в Львовской области (17) и Киеве (16). Нет ни одного в Кировоградской и Черновицкой областях. И очень интересно, что оба 600-бальника закончили общеобразовательные учебные заведения города Нежина.

— А каким был во время тестирований «улов» металлоискателей?

— Немалым: разнообразных гаджетов пытались пронести много. Если в цифрах, то это где-то примерно 700 случаев. Представлена вся география Украины — здесь нельзя сказать, что где-то хитрее, а где-то — менее хитрые.

— Мы уже упоминали сегодня о том, что вы из Полтавщины получили письмо возмущенных учителей...

— Не только с Полтавщины! Мы таких писем получали немало, но лишь несколько были обнародованы...

— Но главное, о чем говорилось в этом письме, — люди возмущены риторикой УЦОКО о месте учителя в подготовке к ВНО. Каким вообще должно быть место учителя в подготовке к ВНО — для того, чтобы мы имели положительный результат, а не так, как в этом году?

— Место учителя очень простое и одновременно ответственное: не работать на результат ВНО, а обеспечить качественное выполнение и усвоение учебной программы. Ученики сами сдают ВНО. То есть специально никого готовить к ВНО не нужно.

— Каким будет ВНО-2016: оно будет отличаться от нынешнего или станет его логическим продолжением?

— Во-первых, есть решение коллегии, о котором я уже сказал, но оно еще должно быть легитимировано приказом министра. И самое главное — это решение должно быть подтверждено необходимым количеством бюджетных средств. Если выполнить все запланированное, нам необходимо увеличить бюджет вдвое. В этом году он был 90 миллионов гривен. А нужно минимум 200 миллионов. Это большие деньги. Но если мы хотим что-то делать, если мы хотим двигаться дальше, то их надо найти.

— Но новаций планируется много?

— Первое, о чем я уже сказал, это ГИА, обязательная для всех выпускников школ, техникумов и колледжей, в форме ВНО по трем предметам. Второе — это тест общей учебной компетентности — для тех, кто закончил школу пять и более лет назад, а также для демобилизованных из зоны АТО, чтобы они не предметные тесты сдавали, а всего один тест. В 2008 году была проведена его апробация. Поэтому как только мы получим подтверждение того, что он все-таки будет, сразу внесем его в процесс доработки. Времени — до завершения следующего учебного года — на это нам хватит.

Кроме того, будем вводить изменения в технологию проведения ВНО, но об этом говорить рано.

Фото Дмитрия Липавского

Лариса Чайка, АСН



Просмотров: 289


Новости партнеров




Другие важные новости и публикации
Гороскоп от Павла Глобы на 20 апреля 2024 года для всех знаков Зодиака
Гороскоп от Павла Глобы на 20 апреля 2024 года для всех знаков Зодиака
20 апреля 2024 года представляет собой подходящий момент для установления порядка как на работе, так и в лично....
Обряд на быстрые деньги
Обряд на быстрые деньги
Деньги нужны всем и всегда, но если хочется получить их быстро, ознакомьтесь с простым обрядом на быстрые день....
Эффективные шепотки на любовь
Эффективные шепотки на любовь
Шепотки — это простые и быстрые заговоры, но при этом очень действенные, если воспользоваться ими правильно Уз....
Как улучшить свое финансовое положение: 7 полезных правил на каждый день
Как улучшить свое финансовое положение: 7 полезных правил на каждый день
Чтобы достичь финансового благополучия, простой работы и экономии недостаточно — необходимо хорошо постараться....
Убывающая Луна: что можно и что нельзя делать
Убывающая Луна: что можно и что нельзя делать
Наша жизнь неразрывно связана с лунными циклами Чтобы непростой период убывающей Луны прошел гладко и не прине....
больше материалов


/-0,33707618713379-/ /-pc-/
Top