Вадим Рабинович — явление в украинской политике. Не имея политического багажа, он «выстрелил» на президентских выборах, после чего прошел в парламент в авангарде «Оппозиционного блока». Правда, эксперты считают, что, объединившись с клоном Партии регионов, он нанес собственной репутации сильный удар. Впрочем, в народе Рабиновича все равно любят — он говорит то, что от него хотят услышать, называя вещи своими именами. Плюс обладает чувством юмора и харизмой, а на своей страничке в Фейсбуке размещает высказывания еврейских мудрецов и анекдоты про Рабиновича. В интервью «Аналитической службе новостей» (АСН) Вадим Рабинович рассказал, чем займется в теневом правительстве, о том, как за сутки побороть коррупцию, и почему в парламенте больше не продают водку.
Начнем с вашей новой должности — силовой вице-премьер в теневом правительстве. Зачем вообще создается альтернативный Кабмин? Чтобы некоторые политики могли потешить свое самолюбие, сидя в министерских креслах?
Я вижу две основные вещи. Мы все быстрее движемся к экономической пропасти. Поэтому когда нынешнее правительство рухнет, и его члены сбегут, нужно не ждать два года, чтобы набрать новую команду, наработать какие-то механизмы и мысли. А быть к этому готовыми. За это время ненужные люди отсеются, и останется команда профессионалов. Это очень важно, поскольку нет времени на раскачку. У страны должен быть такой вариант — на всякий случай. Что касается меня лично, то я согласился участвовать в этом правительстве, потому что мне отдали ту отрасль, в которой я считаю себя сильным — силовой блок и борьба с коррупцией. Думаю, в нашем «Оппозиционном блоке» я в этом плане самый удачливый человек. Конечно, мне ближе экономика, и у нас есть грамотные экономические выкладки. Но сегодня без борьбы с коррупцией это просто бесполезно. Даже если мы придумаем модель, как зарабатывать на два миллиарда больше, их все равно немедленно украдут. Поэтому сегодня, когда коррупция по сравнению с теми временами, когда правил Янукович, достигла стопроцентного превышения, нужно навести порядок в этой сфере. Мне лично для этого нужны сутки. Я знаю, что я хочу сделать и как.
С чего начнете?
Создам народное антикоррупционное бюро. Такое, как они собираются создать в 2017 году. Но, в отличие от них, у меня оно будет бесплатное и эффективное. Мы будем каждый день давать факты коррупции по стране, выносить их на публику, подстегивать правоохранительные органы, чтобы они шевелились. И хотя бы так будем спасать экономику страны.
Без борьбы с коррупцией любые экономические идеи бесполезны. Даже если мы придумаем, как зарабатывать на два миллиарда больше, их все равно немедленно украдут
Под такие проекты охотно дают деньги международные структуры. Есть ли у вас возможность использовать такую помощь?
Ни в коем случае. Мне ничего не нужно. Мне нужны только волонтеры, молодежь, которая реально хочет изменений в стране. Эти люди будут сидеть на полу и чертить схемы коррупции. А не те, кто в дорогих костюмах и галстуках ковыряются в зубах после дорого обеда с перепелками. И это будет реальной борьбой с коррупцией! Я этого добьюсь. А если нет, мне и так есть чем заниматься. Я не настолько очарован политикой, чтобы больше ничего не хотеть. Мне есть чем дома заниматься.
Вы обвиняете правительство в коррупции. Так докажите фактами. Ведь вы даже следственную комиссию хотели в Раде создать. Не получилось?
Скажите, а вы сами не видите, что в стране коррупция? Происходят страшные вещи, страну разрушают. Но когда был Янукович, все кричали и выходили на улицы, а сейчас чего сидите и молчите? Разве СМИ сейчас критикуют Яценюка? А я вам скажу, почему так. Потому что у нас традиция такая. Если «демократический» коррупционер, он хороший. А если коррупционер с провосточными взглядами — все, спускаем на него всех собак. Но нам не нужны коррупционеры ни пророссийские, ни проамериканские, ни проевропейские, ни прокитайские. Нам вообще не нужны коррупционеры! Пришла пора понять, что дальше страну грабить некуда. Украину загнали в такую яму, что дети и внуки будут отдавать долги этого Яценюка.
И что же делать, по вашему мнению?
Для начала — остановить внешние выплаты. Но, не объявляя дефолт. А сесть с Европой, Америкой, Международным валютным фондом, и сказать: ребята, вы все так любите Украину, так носитесь с нашим Государственным Флагом. Но Польше вы дали 80 миллиардов безвозвратно, а нам — хрен, кредит под огромные проценты и жесткие условия для населения. Помогите так и нам! Причем не нужно кредитов, которые все равно разворуют! Спишите старые долги! Помогите со стажировкой украинских студентов! Помогите с энергосберегающими технологиями! Вот это будет действенная помощь.
Вы как оппозиция можете донести свои соображения правительству?
Да им ничего не надо! У них нормальный бизнес. Представьте: проходите мимо подъезда и видите, как человек прямо из окна чужой квартиры что-то выносит. Вы ему говорите: Вася, что ты делаешь? А он только отмахивается — мол, не мешай. Вот вам пример: против Мартыненко возбуждено уголовное дело. Но выступает Яценюк и говорит: это продажная пресса написала. Разве можно так реагировать? Ты сначала проверь. А они сразу — это агенты Кремля. У них Путин украл семь миллиардов? Путин разрушил экономику? Да, у нас есть внешний враг. Так давайте все спишем на войну. Это удобно. Выступал глава Госфининспекции и говорит — за первых три дня проверки недостача 600 миллионов. Это Путин наворовал? Что они этого Путина себе придумали!
И все-таки: будет оппозиция расследовать эти факты?
Я буду пытаться делать все, что смогу. Я подал 19 законопроектов, из которых ни один принципиально в зал не вынесли. Еще бы, я же предложил отобрать у них то, что они считают своим. Например, «Феофанию» людям отдать. Единственное, чего я добился — водку из буфета все-таки убрали. Теперь в парламенте нет спиртных напитков. Им, конечно, тяжело без водки и коньяка. Многие на меня обижаются. Может, я не прав, но это мой метод — ловля на живца. Конечно, сухой закон в парламенте — это не все, чего я хочу добиться. Например, я подал законопроект о создании следственной комиссии вместе с Бориславом Березой. И ничего! Что ж, будем находить более действенные методы. Может, трибуну блокировать. Ведь нельзя просто сидеть и смотреть. В стране украли семь миллиардов, а мы сидим и ничего не говорим. Я считаю, что такое правительство даже не разгонять и не сажать надо. Не знаю, может, в котле варить. Вот у турок было хорошее наказание: чан с дерьмом. Возят преступников по городу в таком чане, и периодически янычар машет мечом над головами — хочешь не хочешь, нырнешь. И туда надо добавлять новых и новых коррупционеров. Я даже канал готов отдать, который будет это транслировать в прямом эфире.
Предыдущая оппозиция жаловалась, что их законы не рассматривают, и ездила в Брюссель рассказывать о плохой власти. Ваши теперешние соратники над ними смеялись, но теперь оппозиция делает так же.
Надо бороться. Как минимум за то, чтобы оппозиция получила контрольные функции, как это делают во всем мире. У нас смешная ситуация получается! Представьте, у вас завод, должна прийти контрольная ревизия. А директор завода говорит: хорошо, пусть ревизия, но только проводить ее будут мои. Именно так происходит на государственном уровне! Но на любую критику в адрес правительства говорят одно и то же: вы — агенты Путина. Сейчас наша задача как оппозиции — убедить людей, что мы можем сделать лучше, чем те, кто сейчас у власти. В этом плане я на своем месте. Я действительно хочу поменять ситуацию в Украине. И никто не упрекнет меня в том, что я — такой же коррупционер, как они. Я ничего незаконно не приватизировал, не действовал в своих интересах против государства. Хотя был вхож ко всем украинским президентам. Просто жил своей головой. В чем-то был более успешен, в чем-то менее. И сейчас в моей жизни очередной этап. Я делаю, что могу, чтобы спасти страну. Например, я считаю, что нам нужна широкая всеукраинская коалиция — от Донецка до Львова. Из нее должны быть исключены экстремисты — как с одной, так и с другой стороны. Надо забыть какие-то вещи, а какие-то, наоборот, вспомнить. Взять на двух листах бумаги и написать: то, что нас разъединяет — выбросить и забыть. А с тем, что объединяет, работать дальше. А то я слышу с телеэкранов, как разные умники рассуждают: вот, останется Правобережная Украина или Левобережная. Да какое право они имеют так рассуждать? Украина — неделимое государство. И тот, кто начинает ее разделять — преступник. Причем тут оппозиция или не оппозиция? Все должны бороться за единую Украину. И мы готовы работать на этот результат даже с властью. Но помогать им разворовывать страну — увольте. Ведь даже монголо-татары в 13 веке не смогли так разрушить государство, как эти сейчас.
Все должны бороться за единую Украину. И мы готовы работать на этот результат даже с властью
Вы призываете распустить парламент. Как это сделать технически?
Я не призываю распустить. Я просто утверждаю: если депутаты, зная о том, что правительство обвиняют в хищении семи миллиардов, не расследуют эти факты, то все они — члены организованной преступной группировки. Это значит, что слово «коалиция» встала над словом «Украина». Что важнее интересы группки людей, а не всего народа. Если они не виноваты, поручите это расследовать оппозиции. К примеру, мне. А если не хотят это расследовать, значит, они в доле. У меня нет других объяснений. Ну, или дураки. Мне все равно, что они выберут — дураки или в доле. Но, ни в том, ни в другом случае они нам не нужны.
Ваша предвыборная риторика по поводу того, что надо убрать всех, кто последние 10 лет занимал высокие посты, как-то поутихла…
Почему? Я вот буквально недавно повторил то же самое на одном из телеканалов. Я не только не отказываюсь от своих слов, я еще больше убедился в своей правоте. Все те, кто находился в правительстве или Администрации Президента последние годы, не имеют права занимать эти должности.
Включая ваших коллег по фракции…
Мои коллеги — в парламенте. Это избирательный орган. И мы не можем кого-то пускать в парламент или не пускать. Я говорю об исполнительной власти и об администрации. А в Верховной Раде — пожалуйста. Чем больше разных групп в парламенте, людей, которые видят происходящее в стране под другим углом, тем лучше. Пусть идут все. А народ определит — кто большинство. Правда, в прошлый раз он определил неправильно. Голосовали люди эмоциями. Выбрали таких, что лучше не выбирали бы. Но это как в жизни. Неудачно женился — ничего страшного. Нужно развестись и искать достойную пару. Надо признать, что Украине с Яценюком не повезло. Надо спокойно разбежаться, посадить их в тюрьму за то, что они украли, и искать новый альянс.
Иностранцы в правительстве не смогли спасти ситуацию?
Так ведь если бы лучших пригласили! Из Великобритании, Франции, США. А так взяли тех, которые в собственной стране занимались такими же схемами и против которых возбуждены уголовные дела. Для вас что, секрет, что Саакашвили находится в розыске? А мы их считаем гениальными управленцами. Так у нас таких «гениальных» — пруд пруди. Мы их сами можем в Грузию отправить!
Вам комфортно в одной фракции с одиозными представителями Партии регионов? Ведь, по сути, вы, баллотируясь от «Оппозиционного блока», взяли на себя тот негатив, который есть по отношению к ПР. Вам не надоело извиняться за прегрешения своих коллег по фракции?
Ни разу не оправдывался. Давайте я вам объясню по-человечески. Когда я пришел в политику, у меня не было никакого негативного багажа. И в этом плане я был в плюсе по отношению ко всем остальным. У меня была возможность идти самостоятельно. Но это было нереально: у меня нет наворованного добра, которое позволило бы создавать политическое движение, и возможности постоянно светиться в телевизоре. Поэтому я должен был с кем-то идти. С кем-то, с кем у меня более-менее совпадают базовые взгляды. Для меня важен мир. Поэтому я выбирал партию, которая выступает за установление мира и окончание войны. Это был «Оппозиционный блок». Кроме того, для меня было важно, что мне дали возможность заниматься экономическими вопросами, а сейчас еще и борьбой с коррупцией. До того как идти в парламент, я не знал людей, с которыми сегодня нахожусь в одной фракции. Ни Бойко, ни Вилкула, ни Королевскую. Да, возможно, к ним есть какие-то вопросы. Но точно также есть вопросы к тем, кто во фракции Порошенко, Яценюка… Неужели будем судить по принципу «рожа не нравится»? Так мне столько рож в парламенте не нравится, я тебе передать не могу! Неужели их нужно уничтожать или люстрировать? Нужно, чтобы все факты Генпрокуратура расследовала. Возвращаясь к вопросу. Пошел бы я один. Набрал бы еще пару процентов. Конечно, не прошел бы в парламент. Был бы популярным политиком, который не может ни на что влиять. Знаешь, как это называется? Политическое самоудовлетворение. Но я уже пожилой человек, чтобы заниматься такими вещами. Поэтому я выбрал команду, с которой смогу быть эффективным. Ну а куда я пойду? В «Свободу»?
А что, звали?
Ну, я думаю, они бы меня могли взять. Кстати, поделюсь секретом. Перед выборами у меня было много предложений. Например, от Олега Ляшко. Мы с ним тоже разговаривали на эту тему. И не только с ним. У меня со всеми хорошие отношения. И я считаю, что нам нужно всем находить общий язык и создавать правительство национального спасения. Ведь в чем недостаток нынешнего Кабмина, помимо беспрецедентной жадности его участников? Оно создано по партийным квотам. Нужно отказаться от этих партийных схем. Только профессиональная востребованность! Ну не в той мы ситуации, чтобы думать только о своем кармане. И пытаться выехать за счет пенсионеров и малоимущих. У нас и так пенсии ниже, чем в Африке. Пусть представители власти, гады, хоть раз сходят на завод, или на базар, или в сберкассе в очереди постоят, где люди последнее отдают за коммуналку! А то они у нас как общаются. «Слава Украине!», — и пошел. Я кричу: «Але, минутку! Давайте обсудим вопрос создания следственной комиссии!». А он мне: «Слава Украине», — и уходит.
Как вам показательные аресты в правительстве?
Мне нравится. Пусть хоть кого-то сами посадят. Пусть тренируются и готовятся. Нам меньше работы будет. Вообще, я бы на месте Президента и генпрокурора сказал: вот вам две недели. Покайтесь — принесите награбленное, и вам ничего не будет. Думаю, многие бы понесли. Они же понимают: рейтинги растут, «Оппозиционный блок» придет к власти, и посадят их точно. Я — точно посажу. Ровно два дня у меня будет длиться борьба с коррупцией. В один день я их всех посажу, поговорю с ними. А на второй — посмотрю, кто отреагировал на мои слова. И все — закончилась коррупция. Я — идеальный человек для борьбы с коррупцией. Знаю все схемы, но ни в каких не участвую.
У вас особое мнение по поводу внешней политики и обороны. Вы считаете, что мы должны быть нейтральным государством. Но разве нейтралитет спас нас от военной агрессии? Ведь если бы мы были, допустим, членом НАТО, вряд ли кто-то посмел бы на нас напасть…
Кто нас в НАТО берет? Что за детские разговоры! Никто нас туда не возьмет в ближайшие 70 лет. Я бы сравнил это с бытовой ситуацией: тебя человек не хочет. Ты ходишь за ним, ноешь, ну женись на мне, пожалуйста! А он не хочет! Говорит: я тебя видеть не могу! Или в лучшем случае отмахивается: потом, может, лет через 70. Так и здесь: дурят народ невыполнимыми обещаниями. Так что не надо мне про НАТО. У меня другое предложение. Если бы мы собрали все то, что за эти годы было украдено в Украине, то смогли бы каждый год выделять кредиты МВФ, Америке и России. Нам достаточно прекратить воровство, и мы — самая богатая страна в мире. Вообще, я считаю, должно быть введено чрезвычайное положение по борьбе с коррупцией. Собрать всех, кто занимал посты в правительстве, объяснить правила игры и дать им одну ночь. Чтобы они подумали, чем они могут помочь народу Украины. Только паспорта предварительно собрать. И браслеты надеть на ноги. С браслетом думаться будет лучше.
Ну, Президент, похоже, уже начал бороться с крупными капиталистами. Объявил курс на деолигархизацию страны. Вы не опасаетесь, что те олигархи, которые подпадут под этот курс, начнут мстить? Например, мутить воду в подконтрольных регионах, подстрекая к сепаратизму?
Да нет, не будет ничего. Да и в чем деолигархизация? То, что забирают у одних, спокойно перейдет в другие руки. Это процесс перераспределения материальных благ. Такого понятия, как деолигархизация, вообще не существует. Вот как это, по-твоему, должно быть? Вызывают человека, отрезают ему что-то и говорят: все, ты больше не олигарх! Или как отменить его статус? А то, что сейчас происходит, это естественный в наших условиях процесс: отобрать у одного и передать другому. Строить-то они ничего не умеют. Отбирают то, что уже кто-то построил. Янукович этим чудесно занимался.
Но ведь отлучить от государственной кормушки их нужно.
Да никто их не отлучает! Они просто менеджеров на госпредприятиях хотят поменять: чужих на своих. Что касается предприятий, то нужно их приватизировать, отдать в частные руки под грамотное управление. Правда, не сейчас, а когда ситуация стабилизируется. Ведь в горящем доме квартира стоит один доллар.
Кроме спиртного, вас еще что-то шокирует в парламенте?
Меня ничего не шокирует, там нормальные люди. Со спиртным я вопрос решил. Теперь нужно инициировать обязательное проведение психиатрической экспертизы. Даже пилоты самолетов проходят такую экспертизу, а мы страну ведем! И наркологическая тоже не помешает. Скорее всего, после этого из 420 человек останется 120.
Жесткие у вас методы.
По-другому нельзя. Мы, как спиртного их лишили, так должны лишить их и возможности обворовывать страну. С такой же скоростью и с такой же неотвратимостью.
Фото Виктора Ковальчука, АСН