Подписывайтесь на нас в Facebook
Спасибо, я уже с Вами.
counter
Лента новостей
Выбрать все
15 Декабря
Все новости...

Константин Ликарчук: Чтобы с людей можно было реально спрашивать, им надо платить не меньше 10-12 тысяч

Константин Ликарчук: Чтобы с людей можно было реально спрашивать, им надо платить не меньше 10-12 тысяч

После назначения на пост главы Одесской областной государственной администрации Михаила Саакашвили в центре внимания оказалась Одесская таможня. Заявив, что тут каждый год  воруют миллиард долларов, Саакашвили пообещал навести порядок и больше не допустить построения коррупционных схем.

О том, кто и при каких условиях может возглавить одну из самых скандальных таможен, и как в процессе реформирования изменится работа всех подразделений таможенной службы, в эксклюзивном интервью «Аналитической службе новостей» рассказал заместитель председателя Государственной фискальной службы Украины Константин Ликарчук.   

- За последние полтора года на Одесской таможне сменилось девять руководителей. Почему это происходит?

- Мне сложно сказать, что происходило в каждом конкретном случае. Но я так понимаю, что многие люди занимались там какими-то коррупционными вещами, получая неправомерную выгоду. Их убирали, заменяли другими людьми. Возможно, не справлялись с профессиональной точки зрения. Там ситуация очень непростая. Плюс были огромные политические проблемы. У предыдущего главы областной администрации было свое видение, как должна функционировать таможня.

- В чем оно проявлялось?

- Я не буду это комментировать. Вы спросили о возможных причинах частой смены руководства, я вам их называю.

- Михаил Саакашвили заявил, что необходимо провести конкурс, чтобы назначить нового руководителя. Когда он состоится? И кто, до тех пор, пока не проведут конкурс, будет исполнять обязанности?

- Такая кандидатура есть, но, пока не подписан приказ, фамилию называть не хочу. Скажу лишь, что это человек из системы.

Что касается конкурса, то мы уже разработали предложения по условиям его проведения. Обсудим с Саакашвили в телефонном режиме. Думаю, что согласуем в течение недели. И запустим процесс. Потому что Саакашвили хочет, чтобы новый руководитель был назначен максимум через тридцать дней с момента старта этого конкурса.

АСН, Ликарчук, интервью, таможенная служба, ГФСУ, отставка

- Это не перебор, когда глава областной администрации решает, кого ставить руководить таможней?

- Не перебор. У него по закону есть право, он согласовывает начальника таможни. И может не утвердить того, кто не прошел конкурс. Значит, начальника не будет. Поэтому, даже с точки зрения закона, у него подобные полномочия есть. А с точки зрения политической ситуации, наша обязанность ему просто помочь навести порядок в этом регионе.

- То есть вы будете искать варианты компромисса, которые бы устроили Саакашвили?

- Мы будем его поддерживать настолько сильно, насколько можем.

- В СМИ обсуждается кандидатура бывшего начальника Киевской таможни господина Романенко...

- Это точно не он.

- Михаил Саакашвили заявил, что ежегодно на Одесской таможне воруют миллиард долларов. Можете подтвердить такую информацию?

- Я не готов ни подтвердить, ни опровергнуть.

- Пытались проанализировать, что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию?

- Мы должны, прежде всего, проверять товары по номенклатуре, по весу. И это сейчас делается. Может, не всегда и не везде это исполняется правильно, но за последнюю неделю процесс более-менее упорядочился. Посмотрим, как будет дальше. В любом случае там нужно назначать исполняющего обязанности начальника, для того, чтобы на него ориентировались люди, которые работают на постах, и операторы рынка. Тогда там более активно будут оформляться грузы.

Без нарушений там, скорее всего, не обходится, но теперь по всем резонансным фактам субъекты могут обращаться ко мне напрямую. У многих людей в Одессе есть мои контакты. Звонят, мы проводим профилактические мероприятия. Стараюсь помочь, если это возможно. Например, отпустить груз, если он задерживается неправомерно.

- Вы человек, который никогда не работал в системе. Как оцениваете сегодняшнюю таможенную службу?

На центральном уровне служба достаточно разбалансирована. Это следствие непрекращающихся реформ

- На центральном уровне служба достаточно разбалансирована. Это следствие непрекращающихся реформ. Как в конце 2012 года они начались, так и продолжаются до сих пор. Нужно все-таки остановиться на каком-то варианте. Желательно, чтобы он был разумным в плане развития таможенного дела. И закончить эту всю историю. Или хотя бы приостановить. Чтобы дальше реформировать какими-то небольшими частями, но не глобально.

На региональном же уровне система относительно нормальная, потому что таможни там являются независимыми отдельными субъектами, у которых есть свой нормально функционирующий аппарат.

- То есть менять на местном уровне ничего не хотите?

Думаю, что было бы логично рассмотреть вопрос создания таможенных дирекций, которые бы отвечали за определенные участки границы

- Почему не хочу? Думаю, что было бы логично рассмотреть вопрос создания таможенных дирекций, которые бы отвечали за определенные участки границы.

У нас есть несколько таможен с похожими проблемами и одинаковой направленностью, с точки зрения оформления грузов. Например, это Одесская, Николаевская, Херсонская. Или, скажем, Черновицкая, Чопская, Львовская, Волынская. Если брать Киев и Киевскую область, то есть идея сделать межрегиональную таможню.

- В чем схожесть проблем?

- Они пересекаются в частности в том, каким образом незаконно перемещаются товары. Например, по всему направлению западной границы процветает схема, когда товары сначала везут на фурах из Польши или Румынии, а перед пунктами пропуска дробят на небольшие партии и перевозят микроавтобусами. Чтобы не платить налоги и сборы.

Мы будем обращаться к законодателям с просьбой пересмотреть норму товара, которую граждане могут ввозить без уплаты налогов

Так везут товары народного потребления, не очень габаритную бытовую технику, мобильные телефоны, одежду. Мы будем обращаться к законодателям с просьбой пересмотреть норму товара, которую граждане могут ввозить без уплаты налогов. Сейчас можно провозить 50 килограммов на 500 евро. Хотим снизить до 200 евро и 20 килограмм.

- А что даст создание таможенных дирекций?

- Мы могли бы за счет укрупнения подразделений оптимизировать функциональные обязанности. Люди могли бы разгрузиться, решая общие проблемы.

- То есть начальников таможен не будет? Будет единый куратор, который и возглавит дирекцию?

- Пока это только идея, ее могут и не принять. Общая концепция реформирования заключается в том, что мы должны объединить таможни с региональными управлениями ГФС. Создание дирекций идет вразрез.

- Не хотите все-таки отстоять самостоятельность таможенной службы? Насколько я поняла из ваших комментариев в СМИ, у вас есть такое желание.

- У меня действительно есть такое желание, но в рамках существующего процесса это невозможно сделать. Поскольку большая часть концепции по реформированию ГФС уже была наработана до того, как произошли наши назначения и удалось вникнуть в эту историю, заявить и обосновать некую позицию.

Очень много работы было проведено Министерством финансов с МВФ, это все невозможно перечеркнуть и сделать что-то другое в данных условиях. Но стратегически мое мнение такое, что должны быть отдельные две службы. Вот только тактически этого будет очень сложно достичь.

- Какие новации обсуждаются в рамках реформы?

- Разные. Например, обсуждаются предложения о том, чтобы подчинить таможенные посты заместителям начальников главных территориальных управлений ГФС.

- Будет ли во время реформирования создано отдельное подразделение внутри департамента анализа рисков и противодействия таможенным правонарушениям, которое бы занималось исключительно классической контрабандой (ст. 201 УК) и контрабандой наркотиков? Обсуждается ли вопрос о том, чтобы работники этого департамента получили полноценное право на оперативно-розыскную деятельность?

- Откровенно говоря, у меня еще нет окончательного мнения по этому поводу. Я думаю, что в текущей концепции, если это сделать, то такое подразделение перейдет скорее в налоговую милицию.

- Первый заместитель главы СБУ Юрий Артюхов заявил, что необходимо вернуть уголовную ответственность за товарную контрабанду. Вы поддерживаете такую инициативу?

- Не могу сказать, что я ее поддерживаю по состоянию на сейчас. Поскольку не знаю статистики до момента, когда была декриминализована товарная контрабанда, и не готов сравнить с теми данными, которые мы имеем сегодня в части нарушений таможенных правил при незаконном перемещении товаров через границу.

Не думаю, что возвращение уголовной ответственности поможет активнее бороться. Побаиваюсь, что она станет инструментом большего влияния правоохранительных органов на процесс таможенного оформления товаров. А, наоборот, хочется ослабления влияния. Это было бы удобно субъектам внешнеэкономической деятельности и решило бы много вопросов.

По крайней мере, тогда можно было бы сказать: если происходит коррупция в зоне таможенного контроля, то в ней виновата действительно таможня. И можно было бы предпринимать соответствующие меры воздействия по отношению к руководителям таможен. А сейчас ситуация такова, что там периодически находятся представители СБУ, налоговой милиции, прокуратуры. В результате действий, которые ими проводятся, усложняется порядок прохождения грузов. Все обвиняют таможню, а объективно это имеет к таможне очень-очень опосредованное отношение.

Большинство проблемных ситуаций, на которые жалуются субъекты, не связаны с деятельностью таможни, а, например, СБУ просит отобрать какие-то образцы товаров или прокуратура принимает участие в досмотре. Поэтому, я думаю, спешить с криминализацией товарной контрабанды не надо. Стоит проработать этот вопрос более детально.

- Такое направление, как таможенный аудит, пытались на каком-то этапе активно развивать, потом специализированное подразделение расформировали, а тех, кто там работал, частично перевели в состав соответствующего управления налоговой службы. Не планируете реанимировать это направление деятельности таможни?

- В рамках реформы планируется, что это все-таки будет общий с налоговиками департамент. Возможно, удастся создать в нем отдельное управление, которое бы занималось таможенным пост-аудит-контролем.

- Почему это так важно?

- Потому что это европейская практика выявления правонарушений не на границе, а потом, когда уже произошло таможенное оформление груза, и товар реализуется на внутреннем рынке.

- Боретесь за скорость прохождения грузов?

- Совершенно верно.

- С приходом каждого нового руководителя пересматривается вопрос таможенной стоимости и у бизнеса начинаются очередные проблемы. С чего начали вы? Тоже уделяете этому вопросу особое внимание?

- Вопрос таможенной стоимости – один из часто возникающих и часто обсуждаемых вопросов. Что мы делаем фактически с таможенной стоимостью в той модели, которая есть сейчас? Фактически мы, как таможня, сами определяем уровень налогообложения. А это неправильно. Только законодатель должен определять уровень налогообложения в государстве.

То, что мы это делаем, дает, в том числе, и основания для злоупотреблений на местах. Сегодня большинство деклараций принимается по первому методу. В основном, это сырьевая группа. Там очень сложно придумать какие-то другие методы. Но много идет корректировок в других случаях, есть моменты, связанные с неправильным определением таможенной стоимости.

А мы должны максимально работать по первому методу и принимать стоимость, указанную в контракте, не только в сырьевой, но и во всех остальных группах. Просто необходимо правильно оценивать риски. Если есть в структуре поставки, например, оффшорная компания, в деятельности субъекта ранее были зафиксированы нарушения по таможенной или налоговой части, тогда следует более пристально относиться к такому субъекту внешнеэкономической деятельности.

- Как решить проблему таможенной стоимости?

- Должен быть некий консенсус на уровне Кабинета министров, Министерства финансов, что мы можем эту ситуацию менять. И принимать ту стоимость, которая декларируется и подтверждена соответствующими документами. И не делать корректировки на основании предыдущих данных, которые есть у нас в базе.

Но последствия могут быть такие, что просядет бюджет. С другой стороны, это очень сильно уменьшит коррупционный элемент в работе таможни и в перспективе даст бизнесу более прозрачные правила налогообложения. И как следствие – большую оборачиваемость капиталов, больше рабочих мест, налогов в бюджет.

- Не думаете, что все получится наоборот? Насколько честны будут субъекты?

- Кто не будет честен, того надо реально наказывать.

- Есть понимание на уровне Минфина?

- Мы сейчас начинаем обсуждение по этому вопросу. Это ведь не единственная проблема, которая требует оперативного решения. Не менее актуален так называемый импортный сбор. В результате действия этого импортного сбора Министерство финансов рассчитывало получить дополнительно в госбюджет поступлений в размере 17,6 миллиарда гривен. Это, конечно, большие деньги. Но оказалось, что негативный эффект для экономики может быть намного больше. По крайней мере, из того, что мы слышим от субъектов, что мы реально видим по таможенным платежам, по сборам, которые мы получаем, абсолютно ясно: у нас есть серьезная проблема.

Ряд субъектов закрывают бизнес. База налогообложения сузилась. Насколько я знаю, в Прилуках «Бритиш Американ Тобакко Украина» приостановила производство и импорт. Черниговская таможня просела по платежам.

Я был на заседании Американской торгово-промышленной палаты. Возможно, то же самое произойдет с «Procter & Gamble». А это все крупные предприятия, это налоги, рабочие места… Думаю, что нужно еще раз посчитать финансово-экономический эффект и отказаться от импортного сбора.

- Почему в Украине до сих пор не появился порядок получения статуса уполномоченных экономических операторов? Когда это все-таки случится?

- Его нужно внедрять как можно быстрее, и мы это будем делать. Особенно учитывая изменения в порядке работы таможни.

- Что мешало его ввести ранее?

- То, что никто не поставил четкий дэдлайн, конкретную дату, когда это должно быть сделано.

- С какой целью была снова создана энергетическая таможня?

- Она создавалась еще при Макаренко. Логика, которую он преследовал, думаю, заключалась в следующем.

Она же работала раньше. А когда была ликвидирована, появились схемы Курченко, которые были связаны с прерванным транзитом по нефтепродуктам. Бюджет на этом терял колоссальные деньги. Поэтому концептуально предполагается, что в рамках единого института – энергетической таможни – можно осуществлять более оперативный и более четкий контроль передвижения на рынках нефтепродуктов. Учитывая тот факт, что Украина очень сильно импортозависящая страна, это становится уже вопросом национальной безопасности. Ситуацию легче координировать из единого центра, чем из двадцати пяти отдельных таможен.

- Каждая реформа влечет за собой сокращение штата. В этот раз удастся этого избежать?

- На самом деле нам нужно увеличивать штат на региональном уровне, но от нас требуют сокращения. И, скорее всего, они будут. Вместе с тем мы возвращаем очень многих людей, которые работали до Калетника, при Егорове, Хорошковском. Нам сегодня очень важны профессионалы таможенного дела.

- В одном из эфиров вы заявили, что необходимо повысить зарплаты таможенникам до 10-12 тысяч гривен. Реальна ли такая цифра в сегодняшних условиях?

- Справедливая зарплата должна быть еще больше, чтобы с людей можно было реально спрашивать. С одной стороны, мы боремся с коррупцией, с другой – у нас зарплаты вот такие. С третьей – у нас нет денег на большие зарплаты. Прервать этот замкнутый круг пока не удается.  

Фото Виктора Ковальчука

Татьяна Бодня, АСН


Просмотров: 164

Другие важные новости и публикации

Еще интересное
Ани Лорак подозревают в плагиате идеи Тины Кароль
Ани Лорак подозревают в плагиате идеи Тины Кароль
Пользователи соцсетей обвинили опальную украинскую певицу Ани Лорак и режиссера Алана Бадоева в том, что они з...
В ноябре руководству Министерства соцполитики начислено 739 тысяч гривен зарплат
В ноябре руководству Министерства соцполитики начислено 739 тысяч гривен зарплат
В ноябре 2017 года руководству Министерства социальной политики было начислено в общей сумме 739 тысяч гривен ...
В Генштабе показали новую военную форму, на которую ВСУ перейдут через год
В Генштабе показали новую военную форму, на которую ВСУ перейдут через год
Украинская армия через год окончательно распрощается с военной формой постсоветского образца Об этом сообщили ...
Определено самое смешное фото дикой природы в этом году
Определено самое смешное фото дикой природы в этом году
Жюри премии Comedy Wildlife Photography Awards смогло определиться с самым смешным снимком дикой природы, кото...
Разбитое лицо и камера: в РФ журналисты подрались за удобное место для съемки
Разбитое лицо и камера: в РФ журналисты подрались за удобное место для съемки
В РФ журналисты устроили драка возле входа в Замоскворецкий суд Москвы, где будет оглашен приговор экс-министр...
больше материалов


/-0,46677112579346-/ /-pc-/
Подписывайтесь на нас в Facebook
Top