Когда ее пытались втянуть в коррупционный скандал, она не стала молчать. Всемирно известная спортсменка, олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике открыто выступила против чиновников министерства, задача которого развивать спорт, а не медленно уничтожать все то хорошее, что уже сделано. Она не дала себя сломать, а продолжила работать над проектом, который уже не первый год формирует имидж Украины.
В интервью «Аналитической службе новостей» (АСН) Стелла Захарова рассказала, почему, организовывая международный турнир по спортивной гимнастике, в этом году отказалась от бюджетных денег, о деятельности профильного министра, а также о том, что заставляет профессионалов уезжать из страны.
— Стелла Георгиевна, осталось совсем немного времени до проведения в Киеве XIV Международного турнира по спортивной гимнастике Ukraine Nation Cup. Как идет подготовка?
— Хочется, чтобы каждый нюанс был отработан, чтобы все было красиво. Это международный турнир. Приедут гости. А мы — лицо Украины, народа. Нам важно, что скажут люди, уехав от нас, что напишут их СМИ.
Важно, чтобы нашим спортсменам было комфортно выступать именно в Украине. Чтобы они не уезжали. А вы знаете, такая тенденция есть. И рискует усилиться.
— Украина в политическом и экономическом кризисе. На востоке — война. Крым аннексирован. Это не могло обойти спорт. Ведь так?
— Действительно, нам, имея большой, 12-летний, опыт, приходиться начинать буквально с нуля. Из года в год мы повышали рейтинг в глазах мировой общественности. К нам приезжали олимпийские чемпионы, чемпионы мира, Европы. Мы стремились, чтобы приезжала элита. Ведь тогда рейтинг мероприятия намного выше. В 2014 году страна столкнулась с бедой, с войной, и Кубок мы не проводили.
Но, несмотря на все проблемы, нужно двигаться вперед. Миру нужно показать: «Да, время тяжелое, но Украина развивается». Опять же, Кубок — это не некая прихоть Стеллы Захаровой. Бороться за Кубок ежегодно приезжают более сотни ведущих спортсменов по рейтингу «Топ-20» Международной федерации гимнастики. Это мероприятие проводится на государственном уровне. Оно в календарном плане Министерства молодежи и спорта Украины. Но я отказалась от бюджетных денег — не хочу быть связана по рукам действиями чиновников. Средства находить сложно, но мы это сделали.
— Что значит «быть связанной по рукам»?
— Спорт — это продукт, который несет позитив. Прославляет страну. Информирует о стране. Это факт. Была не так давно в Панаме. И когда узнали, что я из Украины, сразу вспомнили Андрея Шевченко и братьев Кличко.
Министерские чиновники толкают нас назад. Тотальная коррупция в министерстве. За 14 лет я видела многих министров. Но такого безобразия, как наблюдается с 2014 года, не было никогда. Такая алчная и жадная политика профильного министерства пагубна тем, что украинские спортсмены уезжают из страны. Мы теряем элиту. И не только спортивную. А без золотого потенциала спорта, культуры, науки у страны не будет фундамента.
Спортсмены не хотят спорить, бороться с чиновничьим беспределом. У них нет времени. Они за свой каторжный труд хотят получать нормальные деньги — зарабатывать, а не воровать. Люди травмами, мозолями, болью добывают медали, завоевывают их. После Олимпийских игр еще больший отток спортсменов. Почему этот труд не должен достойно оплачиваться?
Очень хочется говорить позитивные вещи. Но, к сожалению, правда иная. Чиновники, заявляя о реформах, нагло врут. Их речи — популизм. А коррупция процветает.
— Вы обсуждали эти проблемы с Игорем Ждановым?
— Он просто не хочет слышать. Даже на прием не попасть.
— А спортсмены-политики помогают? Например, Денис Силантьев сейчас народный депутат.
— Это позиция свадебного генерала. Спорт якобы представлен в парламенте, а законы необходимые не принимаются, встречи, «круглые столы» со спортсменами не проводятся.
Ничего не делается. Например, до сих пор не принят закон о меценатстве. Он важен для нас. Ведь если оно не будет облагаться налогами, станет легче находить средства на спорт. И не нужно у государства их просить, бороться с бюрократической машиной, привыкшей жить за откаты.
— В прошлом году бюджет Кубка был равен 4 миллионам гривен. А в этом?
— Тоже. Экономим на всем. Один Дворец спорта выставил нам 530 тысяч гривен. Гостиницу надо предоставить. Питание. Охрану. Техническое обеспечение дорого стоит — это семь фур железа для установки помоста. Но мы вложимся. И вход будет бесплатным. Думаю, что если бы государство такой проект делало, он бы обошелся в 4 миллиона не гривен, а долларов.
— Борьба с коррупцией — тема №1 в политической повестке дня. Официально заявляли о злодеяниях? Возможно, стоит в Национальное антикоррупционное бюро обратиться?
— Не верим уже никому. Куда мы только ни обращались. В лучшем случае отписки получаем. Например, в прошлом году обращались в Комитет ВР, к Егору Соболеву, передали ему папки документов относительно использования бюджетных денег в ходе проведения международного турнира по спортивной гимнастике Ukraine Nation Cup в 2015 году. Нас мутузили полтора месяца. Потом, думаю, договорились. И господин Соболев сказал: «Я заниматься этим не буду».
— Согласны, что сегодня в Украине спорт — это развлечение для богатых? Мечтать о теннисе, гимнастике, футболе может далеко не каждый ребенок.
— Задумывались, почему так происходит? Посмотрите, как ведут политику по отношению к спорту экономически развитые страны. Социальное направление там очень важно. СМИ много пишут о спорте. В уважающих себя странах есть спортивные телеканалы.
Я жила в Швеции. Там здоровая нация на первом месте. Они прекрасно понимают, что это экономически выгодно, сокращаются расходы на медицину. Там на спортивные проекты дают беспроцентные кредиты, помогают их воплотить в жизнь.
У нас же нет залов, беговых дорожек, бассейнов. Все стерто. Никакого массового спорта. Информации — ноль. Первый национальный канал, получающий государственные деньги, очень слабо освещает спортивную жизнь Украины и мира. Коммерческим же каналам это не интересно. В эфире — политика, скандалы и мыльные оперы. А спорт — не рейтинговой.
Люди, погруженные в мысли, как оплатить коммунальные услуги, заработать на кусок хлеба, думать не думают о спорте
Это зомбирование нации. Люди, погруженные в мысли, как оплатить коммунальные услуги, заработать на кусок хлеба, думать не думают о спорте. А та «элита», владельцы огромнейших средств, не думает об общей массе людей, о талантах, а лишь как бы свое чадо пристроить в модную секцию. О том, что районы были донорами потенциальных олимпийских чемпионов, не думает никто. А что деткам обычным некуда ходить — вообще забыли.
— О селекции чемпионов в Украине даже не спрашивать?
— Ее нет. Посмотрите статистику. В 2008 году было 254 лицензиата на Олимпийские игры от Украины. В этом году — 108 лицензий. О чем это говорит? Что спортсменов нет. Нет селекции никакой. Система больше не работает. Она разорвана.
Я прошла через советскую спортивную школу. Не могу сказать, что при СССР нам жилось хорошо. Это не так. Нужно брать, модернизировать и внедрять новые технологии. Но были хорошие наработки. В Украине была самая мощная спортивная школа. На Олимпиаде 1980 года 80% медалей взяли украинцы. А вот Китай в спорте тогда был никем. Что они сделали? Приезжали к нам, все фотографировали, кропотливо записывали. И сегодня они лучшие во всех видах спорта. А работают по системе советской школы, которую модернизировали, улучшили и внедрили. Мы же все потеряли. А украинские тренеры приезжают уже со спортсменами от других стран.
— Недавно 17-летняя украинская гимнастка Элеонора Романова решила выступать за Россию. Как вы прокомментируете это?
— А кто-то задумалась, почему так произошло? И почему тех, кто говорит, что это не так, начинают заклевывать? Мало кому известно, кто такой Жданов. О предыдущем министре Булатове, который сейчас в АТО — наверное, хочет себя отбелить, — тоже все забыли.
Что девочка имела в Луганске? Ее подхватили. Девочке уже квартиру там дали. Это шанс в ее жизни. А министр Жданов — вместо того, чтобы предоставить ей шанс в Украине, — обозвал девочку предательницей. Она была первым номером у нас. Но с ней не было подписано ни одного договора. Да, это нехорошо. Да, в нее вкладывались какие-то деньги. Но если бы ей дали пусть меньшую зарплату, небольшую квартирку в Киеве, она бы не уехала. Давайте смотреть правде в глаза. Министр должен землю грызть, чтобы такого не происходило. Он — власть. Он отвечает за таких девочек и мальчиков.
Мы, спортсмены, — тоже как на войне. Через нас необходимо проводить информацию, что Украина — это не только война, аннексия, кризис. Есть хорошее и доброе
Опять же, мы, спортсмены, — тоже как на войне. Через нас необходимо проводить информацию, что Украина — это не только война, аннексия, кризис. Есть хорошее и доброе. А все завязано. От имиджа зависит инвестиционная привлекательность страны. Спорт — это возможность заработать большие деньги.
— Вы лично рассматриваете возможность уехать из Украины?
— Нет. Мы жили в Швеции, могли остаться. Вернулись. Помню, зашла в квартиру, открыла окно, села, плачу. И сказала себе: «Не хочу уезжать». Кто думает, что за рубежам очень хорошо, ошибается. Нас там уважали: мы — спортсмены, из знаменитостей. Но найти там мигрантам достойную работу практически невозможно.
Я очень люблю свою страну. Почему я должна куда-то уезжать? Нужно тут делать все, чтобы нашим детям лучше было жить. Для этого есть все возможности. Но каждому нужно начать с себя. Голосовать осознанно, а не за деньги и гречку. Самим что-то делать. И требовать от власти работать, не воровать, говорить правду. Иначе следующие поколения обречены жить в нищете.