Украина — очень разная. Так сложилось исторически, что у нас есть средневековые замки и нетронутая природа, мегаполисы и заброшенные деревни. В одной стране раздаются различные языки и наречия. У нас есть горы и моря. Но даже соотечественники предпочитают заграницу, зная разве что о Киеве и Львове. А туризм по Украине отождествляют с рюкзаками и палатками. Более того, иностранцы часто не едут в Украину из-за мнения о том, что война у нас идет от границы до границы. Хотя цивилизованные страны существенно повышают поступления в государственный бюджет именно за счет тех, кто активно путешествует. Почему Украина не использует свой потенциал? Как исправить ситуацию? Об этом в интервью «Аналитической службе новостей» рассказала секретарь парламентского Комитета по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма Анна Романова.
— Есть ли у Украины шанс войти в число стран, зарабатывающих на туризме? Что для этого нужно сделать?
Знаете, все любят говорить, что Украина — Мекка для туризма, но ничего для этого не делают. Наша страна имеет значительный туристический потенциал, который мы не используем: природные ресурсы, рекреационные и т. д. Например, в Испании поступления от туризма составляют примерно 15% от ВВП, в Украине — едва достигают 2%. И чтобы выйти на показатель той же Испании, нужно популяризировать страну.
Более того, развитые страны тратят огромные деньги на презентацию — это в сотни раз больше, чем у нас. Но — выгода немалая. Средства приумножаются и возвращаются в экономику. Это не только наполнение бюджета, но и развитие инфраструктуры, новые рабочие места.
— Неужели у нас этого не понимают?
— Дело не в этом. Понимаете, в Украине нет соответствующего органа исполнительной власти. Агентство по туризму и курортам ликвидировано, а вместе с ним соответственно и финансирование развития туристической сферы.
Вот, например, маленькая Грузия тратит на свою популяризацию около 9—10 миллионов долларов в год. А что Украина? В госбюджете-2015 на эти цели не предусмотрено ни одной гривни. Важно принимать участие в международных выставках, таких как ITB в Берлине, FITUR в Мадриде. «Входной билет» на них недешевый — от 20 до 50 тысяч долларов. Оплата должна быть осуществлена из госбюджета участника.
У нас также нет Стратегии развития туристической сферы Украины. Хотя туризм может приносить более 10 миллиардов долларов в год.
— А можно развивать туризм во время военного конфликта в Украине?
— Можно. Для этого надо рассказать людям правду об Украине. Мы знаем прекрасные примеры стран, которые, несмотря на войну, смогли привлечь туристов — Израиль, Иордания, Колумбия, Грузия. Но все они серьезно отнеслись к вопросу продвижения страны. Прежний президент Грузии Михаил Саакашвили прилагал личные усилия к созданию промо-роликов о своем государстве, призывал всех приезжать на отдых в Грузию.
Министерство иностранных дел Украины также должно либерализовать визовый режим въезда в Украину для граждан богатых стран: ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР. Сейчас граждане этих стран должны проходить сложную процедуру получения визы. Наши визы одни из самых дорогих в мире. С этим тоже надо что-то делать.
Есть работа и для отечественного Министерства инфраструктуры. В первую очередь, необходимо создать качественную инфраструктуру дорог. Ведь, для примера, такие курорты, как Сходница, Трускавец, Славское и т.д., испытывают нехватку качественных подъездных дорог.
Нужно вести масштабную промокампанию «Путешествуй по Украине»
Но главное — нужно вести масштабную промокампанию «Путешествуй по Украине». Ее мы уже частично начали в социальных сетях, призываем людей посещать красивые места в своих городах, фотографироваться, рассказывать интересности и тем самым стимулировать друзей, знакомых, родственников открывать новую Украину. Думаю, если жители востока страны путешествовали бы по западу Украины, может быть, у нас не было бы войны. Не распространялись бы мифы о «националистах-фашистах-бандеровцах-западниках» и «донецких уголовниках-бандитах-пьяницах».
Нужно изучить изюминки всех регионов страны и соответственно развивать в них те или иные направления туризма: Одесса интересна морем, во Львове развивается конференц-туризм. Трускавец — это мощный медицинский центр.
— Есть проблема с качеством обслуживания. Как решить вопрос гостиниц, пансионатов советского типа?
— Корень зла кроется в схемах финансирования таких заведений. Они финансировались из Фонда государственного страхования. Руководители не задумывались об условиях проживания, развитии своих заведений. Они были уверены, что 100% путевок выкупит ФГС и ничего делать не нужно.
В этом году финансирование из ФГС не предусмотрено. Руководители сами вынуждены думать, как адаптироваться к рыночным условиям — улучшать свои заведения, привлекать гостей. Почему-то мне кажется, что самостоятельно «просоветские» руководители не справятся, и уже скоро многие заведения будут выставлены на продажу.
— Фанаты — средний класс, приехавшие на Евро-2012, были в восторге от Украины. Как вернуть эмоцию? Почему иностранцы свято верят в то, что у нас на всей территории война?
— В 2014 году в Украину приехало вдвое меньше туристов, чем в предыдущие годы. В 2012 году, конечно, был пик туристической активности. Украину посетили до 25 миллионов туристов. А это около шести миллиардов долларов в экономику страны.
В 2012 году эмоция от Украины действительно была, но сейчас мы ее потеряли. В 2014 году к нам меньше приехало, поскольку иностранные туристы в ужасе, будто война идет по всей Украине. Российская пропагандистская машина делает все для усугубления этого стереотипа. Украина — молчит.
Очень важно, чтобы Украина смогла донести до иностранных туристов информацию, что военный конфликт занимает менее 7% территории.
Очень важно, чтобы Украина смогла донести иностранным туристам информацию, что военный конфликт проходит на территории менее 7%. Когда иностранцы смотрят новости о Донбассе, то большинство даже территориально не представляет себе, где Донбасс, а где, например, Трускавец. Очень жаль, что они не имеют возможности посмотреть карты мирных территорий ни на официальном сайте МИД, ни на официальных сайтах посольств. В большинстве украинских посольств в европейских странах даже нет дорожной карты страны, чтобы показать иностранцам, куда они могут безопасно приезжать, а куда не стоит. Более того, какого-либо промо-материала о нашей стране нет ни в одном посольстве за рубежом. Послы просят предоставить им справочные, презентационные материалы об Украине.
— Вы сказали, что количество иностранных туристов уменьшилось вдвое. Надлом произошел за счет российских туристов?
Учитывая курс доллара, иностранцам выгодно приезжать в Украину
— Причина уменьшения количества туристов — дезинформация, страх приехать в Украину и то, что мы потеряли российского туриста, который составлял 60%.
Хотя, знаете, учитывая курс доллара, иностранцам выгодно приезжать в Украину.
— Кто может заменить российского туриста?
— Нам надо полностью переориентироваться. Если брать такие города, как Чернигов — областной центр, интересный исторический город, то транспортная система позволяет доехать в Чернигов только из Москвы, Минска, Питера. Три поезда курсируют. Ни с одним областным центром страны Чернигов не связан.
Есть такие города, которые имели исключительно российского туриста. И получается, что они остались в транспортной изоляции. Поэтому мэры городов, главы ОГА должны комплексно подойти к анализу своих населенных пунктов, не оказались ли они в транспортной изоляции от других украинских городов.
Мы с министром инфраструктуры должны изучить, как изменить маршруты украинской железной дороги, ведь они создавались в советское время, были подстроены под бывший СССР. Но если развивать внутренний или въездной туризм, то должно быть хорошее транспортное сообщение.
— Как решить проблему секс-туризма в Украине?
— Как бы мы не противились такому явлению, оно все равно будет. Народные депутаты не могут принять закон, запрещающий регистрироваться на сайтах знакомств или по подбору жен. Но вырисовывается такая тенденция: если раньше «женихи» приезжали в Украину и тратили средства, то сейчас — они наших девушек приглашают к себе.
— Начинает набирать обороты нелегальный туризм — в зону ЧАЭС, «мажоры» рвутся в зону АТО. Легализовать или бороться?
— Если он действительно есть, то его нужно легализовать. Но это не должна быть монополия, чтобы туры в Чернобыль или на Донбасс организовывала исключительно одна компания и обогащалась на нелегальном оформлении пропусков на КПП и тому подобное.
Но если количество таких экстремальных туристов — 100—200, то не стоит такой экстрим популяризировать.
— Украинские музеи чрезвычайно интересные, но обнищавшие. Что делать здесь?
— В 90% музейный менеджмент имеет малый опыт — в основном они имеют историческое или художественное образование, а предпринимательской жилки нет, — не умеют «продать» свой музей. Многие музеи не работают в выходные дни или вечером, когда теоретически должен быть самый большой наплыв посетителей. Нужно просматривать графики работы, креативить с рекламой музеев, устраивать различные акции.
Кстати, недавно с коллегой Ириной Подоляк внесли законопроект о том, как нужно назначать руководителей культурных учреждений, — преимущество людей, которые имеют качественное западное образование, менеджерский потенциал.
— Что скажете об уровне специалистов в туристической сфере?
— Должны быть хорошие специалисты в туристической сфере. У нас их якобы готовят высшие учебные заведения. Но ... У меня хобби — езжу по «вузам» и провожу лекции, мастер-классы студентам. Вы знаете, от моей одной лекции они словно вдыхают глоток свежего воздуха. Случается, что студент пятого курса, который уже заканчивает обучение, не знает, что такое «майс-индустрия». И его преподаватель не знает. Или не знает, что такое «кластер», «дистанация» и другое.
Даже неправильно заложена философия туристической индустрии в названиях отдельных факультетов. Например, в одном из вузов есть факультет «Жизнедеятельности, природопользования и туризма». Ну как туризм коррелируется с жизнедеятельностью? Туризм — побочный продукт жизнедеятельности человека?
Студентам должны подавать знания так, что туризм — это экономическая категория. Хороший специалист по туризму должен быть, с одной стороны, — экономистом, с другой — креативщиком. Если ты подходишь к развитию туризма, как сухой экономист, без креатива — ничего не получится, и наоборот. В свое дело надо верить, делать его — тогда все будет хорошо.
Фото Дмитрий Липавский