Турбулентный 2015 год заканчивается. Искренне надеемся, что уже с Нового года мы начнем замечать первые признаки экономического роста. Перспективы Украины немалые (но и риски остаются серьезными). Что на самом деле думают инвесторы об Украине? Готовы ли они вкладывать средства? Ответы на эти и другие вопросы в рамках интервью «Аналитической службе новостей» (АСН) дает Андрей Гундер, Президент Американской торговой палаты в Украине.
— Господин Гундер, Американская торговая палата регулярно отслеживает и анализирует информацию по деловой среде в Украине. Какие сейчас тенденции?
— Если взять топ-100 крупнейших официальных налогоплательщиков Украины, то 90% международных компаний - члены Американской торговой палаты. Около 30% из них - американские компании. Остальные - крупные европейские и украинские предприятия.
Первое направление нашей работы - это Business-to-government. Мы являемся голосом бизнеса перед властью: доносим месседжи, делаем так, чтобы власть услышала. Среди представителей действующей власти много бывших бизнесменов. Мы замечаем, что госслужащие неплохо разбираются в проблемах и потребностях предпринимателей, они настроены на конструктивный диалог.
Нас не только слушают, но и слышат. Коммуникация власти и бизнеса важна для экономики страны.
Второе направление деятельности - Business-to-business. Мы создаем эффективную площадку для общения членов Палаты. Предпринимателям предоставляется возможность распространять информацию о своем бизнесе, продвигать свои товары и услуги. Это положительно влияет на развитие компаний, открывает новые возможности.
Также отдельный фокус мы делаем на продвижении бренда Украины за рубежом (Business-to-Ukraine). Подчеркиваем привлекательность местного рынка для иностранных инвесторов. Когда инвесторы решают пристальнее присмотреться к Украине, глубже исследовать имеющиеся возможности, они обращаются к нам за консультациями.
— Что больше всего интересует потенциальных инвесторов?
— Общий обзор рынка, налоговая система, перспективность секторов (например, АПК, IT, фармацевтики).
— Многие интересуются Украиной?
— Многие. Еженедельно есть потенциальный инвестор, который присматривается к Украине. Правда, пока не хватает решимости и конкретных действий.
Несмотря на сложную и непредсказуемую ситуацию, некоторые инвесторы решаются зайти на украинский рынок. Из конкретных примеров - недавно у нас были представители компании Uber (компания из Сан-Франциско, США. – Авт.). Это огромная американская компания, капитализация которой несколько миллиардов долларов. Они разработали сервис, с помощью которого можно заказать такси со своего телефона. Идея проста. Но Uber изменил динамику такси во всем мире. И сейчас они будут заходить в Украину.
Джордж Сорос, один из тридцати самых богатых людей мира, недавно заявил, что будет инвестировать в IT-компанию Сiklum. Создается фонд, который будет заниматься инвестициями в украинские проекты. Сорос имеет большой опыт работы на интересных рынках. Надеемся, что пример Сороса подтолкнет других инвесторов к действиям.
— Утверждают, что IT-отрасль в Украине очень мощная и быстро развивается...
— Это армия интеллектуалов, которые меняют мир. Это высшая математика. Уровень подготовки украинских программистов очень хороший. Но нужны дальнейшие инвестиции в образование и профессиональное развитие.
Официально в области IT в Украине работает более 75 тысяч человек. Это много. И, знаете, немец, который едет в своем BMW, не догадывается, что система его авто разработана здесь. Или мы с вами смотрим мировые кинопремьеры и не подозреваем, что анимация для картин создана украинскими специалистами.
— Агропромышленный комплекс - это гордость и надежда Украины. Готов ли бизнес в него вкладываться?
— Да. Это одна из самых интересных отраслей. По уровню производства подсолнечного масла Украина занимает первое место в мире. Немалый экспорт пшеницы и кукурузы.
Объем экспорта можно увеличивать. В Украине выгодно производить сельскохозяйственную продукцию - она становится более конкурентной по сравнению с Китаем, Индией и другими. К тому же с 1 января 2016 года вступает в действие ЗСТ с ЕС, открывается новый рынок на сотни миллионов потребителей.
Интересно, что инвесторы интересуются не только традиционными направлениями сельского хозяйства. Сейчас в мире есть огромный спрос на органическую продукцию. На днях я встречался с международной компанией, которая занимается ягодами. Она рассматривает возможность зайти в Украину, выращивать здесь голубику и малину. А еще бывший банкир из Лондона сейчас занимается березовым соком: в Черновицкой области работает предприятие, которое собирает сок. Продукция поставляется на рынок США. Знаете, сколько в Америке стоит двухсотмиллилитровая бутылочка березового сока? 3 доллара 50 центов!
— Украина имеет газ и нефть. А также сланцевый газ. Есть ли интерес бизнеса к добыче энергоресурсов в Украине?
— Предприниматели интересуются. Но вопрос ренты потребует значительного совершенствования, и мы очень ждем его положительного решения в ближайшее время.
— А зеленая энергетика?
— Конечно. Ведь весь мир интересуется альтернативной энергетикой.
— Как в целом оцениваете 2016 год? Чего стоит ждать?
— 2015 год был непростым, турбулентным. Эта турбулентность продлится еще несколько месяцев.
Думаю, после Нового года эмоции несколько потухнут. И надо будет садиться и думать, на каких направлениях сфокусироваться.
Думаю, после Нового года эмоции несколько потухнут. И надо будет садиться и думать, на каких направлениях сфокусироваться
Нельзя постоянно критиковать страну и власть. На самом деле, нам есть за что благодарить.
Американская торговая палата в Украине положила начало интересной традиции - праздновать День благодарения. В рамках праздничного сезона мы расспросили членов Палаты (а это 600 компаний), кому и за что они благодарны.
— Кого и за что благодарил бизнес?
— Коррупция долгое время препятствовала внедрению технологий мобильной связи третьего поколения в Украине. Мы оставались единственной страной в Европе, которая не присоединилась к 3G-революции. В 2015 году Украина наконец сдвинулась с мертвой точки. Три ведущие компании приобрели лицензии и запустили 3G. За это можно поблагодарить.
Члены Американской торговой палаты выразили благодарность Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР), который продолжает обеспечивать приток инвестиций в Украину.
Стоит отметить систему допороговых государственных закупок ProZorro. Благодаря этой электронной платформе любая заинтересованная компания имеет возможность принять участие в тендере и рассчитывать на справедливое решение. Надеемся, что ProZorro поможет искоренить взяточничество.
Важный вклад в общую стабилизацию экономики сделала министр финансов Украины Наталия Яресько. Благодаря ее усилиям была обеспечена налоговая и финансовая стабильность, а также успешно проведена реструктуризация внешнего долга Украины.
— То есть не все из рук вон плохо?
Сейчас решается судьба будущих поколений
— Понимаете, 2014-2016 годы войдут в учебники по истории.
Думаю, что 2016-й станет решающим для будущего страны. Продолжается ожесточенная борьба между двумя системами: старой коррумпированной, которая базировалась на клептократии и коррупции, и новой прогрессивной. Сейчас решается судьба будущих поколений. Поэтому чрезвычайно важно принять правильные решения, сделать реальные шаги.
— ...и многие не хотят перемен?
Нас не только слушают, но и слышат
— Конечно. Особенно те, кто зарабатывал миллионы на коррупции и кумовстве. Отказываться от старых привычек сложно. Но в условиях рыночной экономики смогут выжить только эффективные, настоящие профессионалы.
— Скажите, а реальная борьба с коррупцией ведется? Замечаете ли Вы ее?
Каждую неделю есть потенциальный инвестор, который присматривается к Украине
— Коррупцию очень трудно искоренять. Поэтому первое, на чем следует сконцентрировать усилия, - это на ее предупреждении. Профессионально организованные превентивные меры должны отбить у людей желание воровать.
Рецепт довольно прост. В первую очередь это достойная зарплата. Нельзя платить смешные деньги людям, в руках которых - миллионные контракты и серьезные рычаги влияния. Слишком велик соблазн.
Важна также деперсонализация сервисов - чтобы не было кому давать взятки. Например, во многих странах люди не имеют прямого контакта с представителями налоговой службы и все услуги предоставляются онлайн.
Публичность - тоже серьезное оружие. Представители гражданского общества и независимые журналисты должны рассказывать о коррупции, четко называть имена коррупционеров. Общество должно понять, что опускаться до коррупции стыдно!
Последний, не менее важный инструмент, - это наказание. Преступники должны сидеть в тюрьмах, отвечать за совершенные преступления. В этом году в Украине было создано Национальное антикоррупционное бюро, избраны детективы и Антикоррупционный прокурор.
— Скажите, подвергаются ли члены Американской торговой палаты соблазну «быстро решить вопрос»?
— Есть закон США о борьбе с коррупцией (Foreign Corrupt Practices Act, FCPA). Он предусматривает уголовную ответственность за взяточничество и распространяется на компании, которые имеют какие-либо связи с США. Штраф за нарушение этого закона может измеряться сотнями миллионов долларов. Великобритания приняла аналогичный антикоррупционный закон United Kingdom Bribery Act.
Надеюсь, что в 2016 году в Украине будут открыты реальные уголовные дела против коррупционеров. Суды, приговоры и строгая ответственность - все это предотвратит новые нарушения антикоррупционного законодательства.
— В свое время был большой отток инвестиций. Есть ли предприниматели, которые именно сейчас хотят уйти из Украины?
Украина - одно из крупнейших государств Европы. У нее большой потенциал. Инвесторы это понимают. В Украине остались компании, которые имеют опыт ведения бизнеса в разных странах. Они осознают, что где-то риск будет больше, а где-то - меньше. Это нормально.
Меня больше беспокоит плохой имидж Украины. Если смотреть СNN или BBC, то создается впечатление, что здесь по улицам ездят танки. Иностранцы думают, что Украина с Востока до Запада охвачена войной.
В течение 2016 года Кабинет Министров планирует открыть новые торговые представительства Украины за рубежом. Важно, чтобы в представительствах работали не только дипломаты, но и продавцы, которые будут стучать в двери, искать реальные возможности. Украина не может сидеть и ждать, пока на нее кто-то обратит внимание. Надо действовать.
— По вашим оценкам, какие перспективы экономики Украины?
— Экономика Украины уже достигла дна. Надеемся на постепенное улучшение. Рост ВВП на 2% уже в следующем году - это вполне реально. Умные инвесторы прекрасно понимают все преимущества вхождения на украинский рынок. Сейчас, когда экономика находится на самом дне, можно приобрести активы по привлекательным ценам, а затем получить весомые дивиденды.
В 2016 году должны быть приватизированы ключевые государственные предприятия. Украине невыгодно содержать огромные компании за счет государственного бюджета. На самом деле предприятия, о которых идет речь, не безнадежны. Стратегический подход к управлению, высокий уровень профессионализма наемных работников превратят бывшие убыточные предприятия в рыночных гигантов, способных зарабатывать миллионы долларов.
Идея приватизации была положительно воспринята международным сообществом. Но теперь важно ее правильно провести. Процесс приватизации должен быть публичным. Никаких теневых схем, у всех равные возможности. От приватизации выиграют все: как инвесторы, так и государство.
— Какими государственными активами интересуются?
— Однозначно энергетикой, крупными украинскими заводами. Много внимания привлекает к себе Одесский припортовый завод. Знаете, речь идет даже не о сотнях, а о тысячах потенциально интересных активов! Особое место отводится инфраструктурным объектам, в частности железной дороге. Министерство инфраструктуры Украины рассматривает возможность привлечения иностранных перевозчиков. Это крайне важно. Ведь и локомотивы, и вагоны изношены где-то на 90%. А инвестиций нет. Опять же, Украина - житница Европы. Экспортирует подсолнечник, пшеницу, кукурузу. Но с поля к кораблю продукцию надо довезти!
— В случае углубления политического кризиса и провозглашения досрочных парламентских выборов нивелируются ли положительные ожидания?
— Знаете, чего бизнес хочет на самом деле? Чтобы власть не мешала. Тогда он развивается. Бизнес хочет прогнозируемости, предсказуемости. Если будут выборы, конечно, возникнут вопросы: как они повлияют на экономику, удержится ли гривна, какой будет инфляция?
Знаете, чего бизнес хочет на самом деле? Чтобы власть не мешала
Надеюсь, что 2016-й станет годом экономического роста и подъема. Украина вырастила патриотов, которые возлагают огромные надежды на свою Родину. Они не хотят эмигрировать, искать лучшую долю в развитых странах. Единственная их цель - построить новую, на самом деле сильную и независимую Украину. Пока такие люди есть - есть и надежда!