Тема выборов — досрочных или очередных — всегда актуальна в Украине. Иногда кажется, что, завершая один избирательный процесс, мы сразу погружаемся в другой. О том, состоятся ли вовремя местные выборы и по какому законодательству, а также о многом другом в интервью «Аналитической службе новостей» (АСН) рассказал председатель рабочей группы по вопросам подготовки законопроекта о местных выборах, народный депутат Украины от Блока Петра Порошенко Александр Черненко.
— Законопроект о местных выборах должен быть в парламенте до 12 мая 2015 года. Этот день прошел. Законопроекта нет. Где он?
— Это утверждение не совсем корректно. Когда председатель ВР Владимир Гройсман давал поручение подготовить законопроект, то 12 мая — это был ориентировочный дедлайн. Сейчас готовность документа — 80%. Планируем в понедельник, 18 мая, провести финальное заседание рабочей группы. И на следующей неделе зарегистрировать наработанный законопроект.
Мы разработали два законопроекта. Один — совершенно новый о выборах по открытым спискам. Второй — серьезные изменения в действующий закон (потому что это также нам поручил спикер), где учтены все рекомендации ОБСЕ, Совета Европы. Но, к сожалению, остается смешанная избирательная система, что, конечно, отрицательно.
Но если говорить о новом законопроекте, то он — революционный. Настоящая реформа. Он предусматривает проведение выборов в областные советы и городские советы крупных городов по пропорциональной системе открытых списков. А малые города, районные советы, поселки и села — по многомандатной мажоритарке (когда в одном округе избирается не один кандидат, а в зависимости от количества избирателей от двух до пяти).
— Как должно проходить голосование и подсчет? Какие будут сложности?
— Любая реформа не проходит безболезненно, поскольку ломает устоявшийся образ жизни. Но не нужно пугать аргументами, что люди не поймут. Не думаю, что в Украине живут люди менее умные, нежели в странах Балтии или в Польше, где такая система давно работает.
Что касается выборов в многомандатных мажоритарных округах, то у нас такая система в селах уже была. А вот по открытым спискам ситуация несколько сложнее.
Для начала давайте определимся, что мы подразумеваем под открытыми списками. Партия в каждом округе выдвигает список кандидатов. И партия, и каждый кандидат имеют свой номер. Избиратель обязательно вписывает в бюллетень номер партии, которую поддерживает, и при желании — номер кандидата от нее. Информацию об этих номерах будет предоставлена в кабинках для голосования. Также подробные правила процедуры голосования предлагаем выписать на обратной стороне бюллетеня.
Количество мандатов, которые получила партия, определяется по количеству отданных за нее голосов. Кто именно получил эти мандаты, определяется по результатам голосования за кандидатов. Согласно первым в списке будет не тот, кого назначила партия, а тот, кто получил наибольшую поддержку избирателей.
Если теоретически избиратели проголосовали только за партию, а за кандидатов нет, тогда все будет происходить, как сейчас. То есть очередность получения мандатов будет зависеть от порядкового номера кандидата в партийном списке.
Теперь относительно худшего варианта — внесение изменений в действующий закон. Замечу, что предложение изменений в действующее законодательство будет задействовано только в том случае, если ни один из законопроектов об открытых списках не получит поддержку парламента.
Но я верю, что сегодня переход к новой системе выборов по открытым партийным спискам реальный. Такая система улучшает качество партий, стимулируя внутрипартийную конкуренцию, делает депутатов свободными, заинтересованными в работе с избирателями, а не в лояльности к лидеру, от которого зависит внесение его в проходную часть списка на следующих выборах.
— Кандидаты-списочники могут заняться подкупом избирателей по схеме, отработанной мажоритарщиками...
— Ни одна избирательная система не способна спасти от подкупа.
Подкуп будет до тех пор, пока избиратель будет продавать свой голос
Напомню, во время прошлых выборов имел место подкуп, хотя в Уголовном кодексе прописана серьезная ответственность и для тех, кто покупает голос, и кто продает. Было возбуждено несколько десятков уголовных дел, но они ничем не закончились.
Подкуп будет до тех пор, пока избиратель будет продавать свой голос. А правоохранительные органы не будут реагировать на эти процессы. Правовой базы для борьбы с подкупом и фальсификациями достаточно. Нужна только воля.
— Не станет ли принятие закона о местных выборах по открытым спискам в современных реалиях способом дискредитировать эту систему на парламентских выборах?
— Такая опасность существует. Но давайте посмотрим, какие варианты развития событий возможны. Худший — мы проводим выборы по действующему закону без изменений. Немного лучше — мы проводим выборы по действующему закону, по старой плохой смешанной избирательной системе, но усовершенствованной в процедурной части. Лучший — новый закон о выборах по открытым спискам.
Есть вариант лайт-реформы. Это если мы понимаем, что у нас мало времени для серьезной разъяснительной работы, тогда принимаем новый закон с условием, что он начнет действовать с 1 января 2016 года, а выборы-2015 проводим по улучшенным старым законом.
— Правила для территорий Донбасса, временно неподконтрольных Украине, и аннексированного Крыма выписаны отдельно?
— Статус Автономной республики Крым и отдельных территорий Донецкой и Луганской областей формально неизмененный — это оккупированные территории, там выборы не проводятся. Как только эти территории Украины будут освобождены, сразу можно будет проводить выборы по открытым партийным спискам.
Кроме того, мы предлагаем, чтобы в 2015 году в Донецке и Луганске выборы в областные советы не проводились, поскольку это невозможно сделать на всей территории области.
Выборов не должно быть не только в оккупированных районах, городах, поселках и селах Донбасса, но и в беспокойных населенных пунктах, подконтрольных Украине. Например, в Широкино, Станица Луганская. Известно, что там ежедневно стреляют.
А в таких городах, как Славянск, Мариуполь, Краматорск, Северодонецк — выборы проводим. Хотя результаты там нам могут не понравиться.
— Как будут голосовать временно перемещенные лица?
— Если человек приехал и зарегистрировался, он внесен в списки избирателей — нет никаких проблем.
Здесь есть своя специфика. На местных выборах голосуют члены территориальной общины. Есть предложения, чтобы карточка временно перемещенного лица была основанием для внесения гражданина в списки избирателей без наличия местной регистрации. Но это возможно на парламентских выборах. А на местных — нет.
Это вопрос деликатный. Если мы сейчас позволим вносить в списки избирателей людей только по карточке временно перемещенного лица, то людей из округа в округ автобусами будут возить. Так уже было до введения ограничений на временное изменение места голосования.
— Баллотироваться на местных выборах временно перемещенные лица смогут?
— Да. Любой гражданин Украины имеет право баллотироваться в любой совет.
— Есть предохранители участия в выборах сепаратистов?
— Предохранитель один: суд установил, что человек преступник, он не будет иметь права баллотироваться. Иначе — это ограничение конституционных прав граждан.
И депутаты местных советов не имеют иммунитета. И нет преград арестовать их после выборов по приговору суда.
— В Украине запланировано децентрализацию. Насколько честно избирать представителей местных органов власти под одни полномочия, зная, что они изменятся в результате децентрализации, изменений в Конституцию?
— Даже если мы в сентябре 2015 внесем изменения в Конституцию, процесс админреформы на этом не остановится. Наоборот. Он только начнется. Продлится еще год-два.
Поэтому есть идея (возможно, она найдет отражение в переходных положениях Конституции) провести следующие местные выборы не за пять лет, а за два.
— Местные выборы могут быть отсрочены?
— Очередные местные выборы должны состояться 25 октября 2015 года. Об этом говорится в Конституции.
Основанием для непроведения может быть введение военного положения. Юристы дискутируют, как действовать, когда военное положение введено лишь на некоторых территориях. Моя позиция — в таком случае очередные выборы не проводятся вообще.
— По каким правилам в Киеве должны состояться местные выборы, в частности на фоне дискуссии по восстановлению районных советов?
— Так же, как в других крупных городах. Предлагается, что городской совет избирается по открытым спискам, а выборы мэра будут проходить в два тура.
Если до старта кампании будут приняты изменения в закон о столице относительно возвращения Киеву районных советов, то их выбирать тоже по общим универсальным правилам — по многомандатной мажоритарке.
— Когда самое позднее может быть принято местное избирательное законодательство?
— До конца этой сессии парламента, до конца июня, законопроект должен быть рассмотрен в зале. Каким будет результат, я не знаю. У меня только один голос. А надо 226.
— 25 октября могут также пройти досрочные парламентские выборы?
— Вероятность очень небольшая. Нет оснований.
— Владимир Гройсман говорил, что местное законодательство будет апробировано и затем использовано на парламентских выборах.
— Мы на это надеемся.
— Планируется унифицировать избирательное законодательство?
— Конечно. В идеале это должен быть Избирательный кодекс. Но мы не успеем принять его к местным выборам. И уже сейчас мы в законодательстве о местных выборах прописываем нормы, планируем, будут и в новом парламентском законе. И впоследствии законы о местных, парламентских, президентских выборах, о Центральной избирательной комиссии и другие будет легче поместить под общую обложку, выписать Кодекс.
— Парламентское законодательство оставит самовыдвижение?
— Некоторые варианты системы открытых списков предусматривают самовыдвижение. Но парламент — это политический орган. Народные депутаты Украины — политики. Они должны нести политическую ответственность, которая может быть только, если ты представляешь партию, ее программу.
Более того, парламентарий не должен представлять интересы конкретного округа. Он — народный депутат всей Украины. Представляет украинский народ, а не конкретного избирателя. Латать крыши и ремонтировать канализацию — дело местных органов власти.
— Политических партий в Украине сейчас более двухсот. Почему так много?
— У нас очень просто зарегистрировать партию. Некоторые создает ее, чтобы была. Кто торгует партиями, в аренду сдает.
Но об этом не стоит беспокоиться. Если кто-то хочет на это тратиться — на здоровье. Их пусть хоть пятьсот будет, а избиратели все равно голосуют за пять — семь, максимум за десять партий.
— Какой проходной барьер должен быть на парламентских выборах?
— От 3% до 5%. Меньше — проходят случайные партии. Больше — дискриминация. Я за золотую середину — 4%.
— Есть идея прописать возможность отзыва депутатов советов разных уровней. Как Вы к ней относитесь?
— Это очень популярная тема, и уже есть ряд таких законопроектов.
Я категорический противник отзыва. Невозможно определить, кто именно выбрал этого депутата, если голосование тайное. А те, кто не голосовал, разве имеют хоть какое-то право отзывать? Если у нас голосуют «за гречку», то так же и отзывать будут. И следующая проблема — финансирование отзыва и новых выборов. В бюджете этих денег нет.
Есть политическая ответственность избирателя. Если выбрали, ошиблись, то надо сказать тому человеку на следующих выборах: «До свидания!» Вот пример, народный депутат Константин Жеваго. В парламенте он уже четыре созыва. И как не ходил в ВР, так и не ходит. Я его ни разу не видел. Избиратели знают это. И голосуют. Давайте мы его отзовем, и где гарантия, что он вновь не будет избран? Мы так и будем ходить по кругу.
— Когда будет изменено законодательство о парламентских выборах?
— В 2016 году.
— А Конституцию?
— Хотелось, чтобы к октябрю 2015 года. Максимум — до декабря. Если мы не изменим Конституцию в 2015-м, это будет полный провал.
Да, изменение Конституции, децентрализация в условиях войны, серьезных сепаратистских настроений — это риск. Но другого пути нет. Если сейчас не изменим — никогда уже этого не сделаем.
— Заместитель председателя Центризбиркома Андрей Магера сказал в интервью АСН, что нужна полная перезагрузка Конституции. А новую можно принять на всеукраинском референдуме. Возможно, ее следует сбалансировать изменениями?
— У нас неплохая Конституция. Но она должна отвечать вызовам современности.
Мы можем спросить об отношении граждан к ключевым положениям Конституции на референдуме, например по количеству народных депутатов. А вопросы государственного устройства, полномочий ветвей власти и их взаимодействия должны выписывать эксперты-конституционалисты.
Принимать серьезный системный документ на референдуме трудно. И даже если произойдет такой референдум, вносить изменения в Основной закон или принимать новую Конституцию должен парламент.
— Расскажите, что с законом о всеукраинском референдуме? Вы соавтор инициативы, которая предусматривает признать закон утратившим силу. Взамен ничего не предложено.
— Действующий закон приняли в 2012 году, чтобы с помощью референдума увеличить полномочия Виктора Януковича, возможно, инициировать выборы президента в парламенте. Так вот этот закон до сих пор действующий, и любое желание любого президента благодаря этому закону легко легализовать. Лучше никакого не иметь, чем такой.
Поэтому мы с группой депутатов обратилась с представлением в Конституционный Суд о признании отдельных положений и закона в целом неконституционным, поскольку для этого есть все основания. КСУ взял вопрос в производство. Но рассматривать может его бесконечно долго.
Также был зарегистрирован соответствующий законопроект в Верховной Раде. Понятно, признать утратившим силу этот закон, не приняв нового, значит, создать законодательный вакуум. Мы сейчас в срочном порядке сформируем рабочую группу. И только закончим законопроекту о местных выборах, то сразу начнем подготовку законопроекта о референдуме. Думаю, еще во время этой сессии парламента зарегистрируем законопроект.
— На фоне заявлений Президента Петра Порошенко о готовности вынести на референдум вопрос федерализации Украины, НАТО, история с законом получает определенную политическую окраску. Ведь отсутствие закона — предохранитель для проведения любого референдума.
— Нельзя проводить референдум по неконституционному закону. Надо быстро принять нормальный закон о референдуме. Точка.
— Что скажете о необходимости закона об импичменте президента?
— Импичмент предусмотрен Конституцией. Поэтому нужен соответствующий закон.
Его нужно выписать качественно. Основания для импичмента должны быть весомыми и подтвержденными судом. Процедура инициирования сложной: сначала 226 голосов в парламенте, а затем не менее 300. Иначе будем иметь импичменты ежегодно.
— Есть вероятность досрочных президентских выборов?
— Нет. Не знаю, что такое Президент Порошенко должен сделать, чтобы основания для этого появились.
— Надо совершенствовать закон о выборах президента?
— Это произойдет уже во время принятия Избирательного кодекса. В целом закон неплохой, проблемные моменты уже сняты. Сегодня это не актуально.
— На ваш взгляд, какое развитие будет иметь парламентский детектив с так называемым «списком Шокина». Постоянно слышно новые фамилии депутатов, на которых якобы есть представления Генпрокурора о снятии иммунитета.
— Мне не известны подробности. Знаю, что на сегодня есть два представления.
Парламент иногда напоминает детский сад
И лишение иммунитета — это не лишение полномочий. Лишь после приговора суда человек перестанет быть народным депутатом Украины.
— На ваш взгляд, что это было за действо в среду, 13 мая, когда Верховная Рада с пятой попытки досрочно прекратила депутатские полномочия нардепа от «взаимопомощи» Андрея Мирошника?
— Это было хулиганство. Знаете, парламент иногда напоминает детский сад. Есть люди, есть амбиции, есть обиды, кому-то просто хочется похохмить.
— Решение редко принимают с первого раза. Председательствующий часто задает один и тот же вопрос несколько раз. Разве это не нарушение регламента?
— Раньше действительно такого не было. Почему? Разве в прошлых парламентах дисциплина была лучше? Нет. Просто было кнопкодавительсво. Сегодня неперсональное голосование — исключение, а не правило. Кто на этом попадется — попадает под бешеную обструкцию. Все боятся кнопкодавительства. Но появилась другая проблема — постоянная нехватка голосов.
— Часто недобираются голоса, потому что депутаты отсутствуют.
— Я в этой ситуации часто чувствую себя странно: хожу добросовестно и на комитеты, и на заседание Верховной Рады. Парламент решений не принимает — в глазах народа все парламентарии бездельники. Когда идешь к избирателям, то получаешь и за себя, и за тех, кто не ходит.
— Есть информация, что коррупция в парламенте все же осталась. Депутаты выходят из зала во время некоторых голосований.
— Видно это и по сфотографированным смс-сообщениям, кто и какие законопроекты лоббирует. Поэтому с коррупцией надо бороться, а лоббизм — узаконивать.
Но не все так плохо, как иногда представляют. Депутаты сегодня учитывают общественное мнение. На журналистские расследования реакция до отставок. Коррупции меньше, но она есть.
— Парламентские корреспонденты просят открыть ложи для гостей в сессионном зале, которые преимущественно пустуют. В частности, это важно для фотографов, операторов, чтобы иметь возможность снять каждого из нардепов. Но некоторые ваши коллеги говорят, что фотографирование в зале их лично, их переписки, общение в соцсетях — это вмешательство в личную жизнь. А Вы как считаете?
— Мне тоже иногда жена пишет сообщение: «Забери ребенка из сада. Я не успеваю». Если сфотографируют — ничего страшного. Но есть элемент вмешательства в личную жизнь.
С другой стороны, я только полгода в зале, а пятнадцать лет был на балконе. И поэтому я поддерживаю, чтобы ложи были открыты для журналистов в дни, когда нет торжественных заседаний, на которые приходят гости. Я за то, чтобы открыть. Готов поддержать такую инициативу.