Монополии в аэропортах – пути решения!
Сегодня любой украинский аэропорт – живой пример устаревшей и неоправданно сложной структуры управления, которая обеспечивает весь цикл работы самостоятельно. Огромный штат сотрудников и отделов, занимающихся уборкой и ремонтом, взлетными полосами, логистикой багажа и охраной, технической поддержкой и навигацией самолетов. Все они управляются единым менеджментом аэропорта, пополняют и расходуют один и тот же бюджет. При этом размещенные на их территории магазины , кафе и прочие предприятия не платят в этот бюджет ни копейки. Поэтому в ситуации, когда условное техобслуживание помещений тратит больше обычного, а пассажиропоток оказывается ниже заложенного в бюджете и не приносит ожидаемой прибыли, такая сложная бюрократическая машина идет по самому очевидному пути – компенсирует убытки. Чтобы подразделение, вышедшее «в минус» осталось на плаву и система продолжила работу, кто-то должен заплатить лишнее, и в украинских реалиях этот «кто-то» - всегда пассажир.
Слабые институты власти - данность новой украинской истории, и Госавиаслужба, главный и, по сути, единственный регулятор в сфере, вовсе не исключение. Среди его обязанностей - устанавливать правила управления деятельностью аэропорта. Но, несмотря на продолжительные попытки власти реформировать важнейшие транспортные хабы страны, чтобы те могли самостоятельно расти и показывать реальную прибыль, в Госавиаслужбе не просто не проявили инициативу в регулировании рынка, но тормозили и всячески игнорировали такую инициативу АМКУ. Это невообразимая для европейского государства ситуация, когда каждый аэропорт Украины все эти годы был вынужден брать с пассажира именно столько, сколько ему нужно для поддержания убыточных секторов своей работы. Неудивительно, что развивались только самые крупные и жизненно важные воздушные ворота и даже такие города, как Харьков и Одесса, могли ждать только дотационных чудес, наподобие прошедшего Евро.
Причина того самого штрафа Борисполю – предоставление услуг хендлинга, то есть технического обслуживания авиаперевозчика. Это одно из наиболее сложных и трудоемких направлений работы любого аэропорта, так как требует высокого уровня технического оснащения и его постоянной модернизации. Международный опыт показывает, что переход этого сервиса на условия рыночной конкуренции в виде открытого тендера для широкого списка компаний способно активно развивать эту сферу, привлекая новых перевозчиков и увеличивая пассажиропоток. Наложение такого крупного штрафа сильно взбудоражило все стороны, вместо вечного поиска крайнего и перекладывания ответственности, они вынуждены искать реальное решение проблемы. Так что даже несмотря на некоторую жесткость, от такого хода могут выиграть все.
Сегодня главная надежда всего рынка – пробуждение Госавиаслужбы как реального регулятора и принятие реальности, в которой его непосредственное участие в работе рынка - это необходимость, ведь реформа о системе наземного обслуживания - это только первый шаг в этом направлении и выполнять обязанности постоянного регулятора АМКУ не в состоянии. Сегодня авиаперевозки - рынок с огромным потенциалом, который может стимулировать развитие всей страны. Бюджетные авиаперевозчики агрессивно захватывают как Европу, так и развивающиеся рынки Азии, создавая огромные обороты и планомерно увеличивая покрытие, ключом к этой возможности является в том числе качественный хендлинг и прозрачное ценообразование стоимости билетов. Поэтому создание адекватных условий для работы такого перспективного и важного рынка должно стать не жалобной просьбой к коррумпированному и неэффективному органу, а требованием и условием его существования.