«Страх и ненависть в Ровенской области», или Операция «Янтарь»
Добыча янтаря с самого начала периода независимости Украины вызывала живой интерес более или менее крупных бизнесменов, чиновников, потенциальных инвесторов и людей, которые просто не прочь нажиться на жёлтом камне, однако в последнее время лихорадка приобрела поистине вселенские масштабы. Хоть вооружайся старыми Levi`s да лопатой и сам отправляйся искать янтарное счастье, параллельно пописывая мемуары о славных деньках в стиле Джека Лондона.
Вот только ситуация с желтым камнем располагает к чему угодно, только не к романтизму. К междоусобным войнам кланов – да, к взяточничеству – естественно, к воровству у своей собственной страны – конечно, заходите в любое время дня и суток. Но не к романтизму. И судьба тех, кто попал в янтарный плен, отнюдь не романтична.
Посторонись, я беспредельщик!
Обвинять тех, кто нелегально добывает янтарь, хоть и морально непросто, однако можно и нужно. С одной стороны, Украинское государство не сподобилось создать ничего больше, чем хиленький «Укрбурштин», который вкупе с компаниями поменьше добывает максимум четыре тонны драгоценного камня в год. На фоне этого нелегалы выглядят просто-таки промышленными гигантами, исправно экспортируя от 150 до 300 тонн в год и так же исправно получая весьма впечатляющие прибыли – говорят о двухсот-трёхсот миллионах долларов в год. При этом ни на какой особый контроль регион и проблема поставлена не были – по крайней мере, фактически, ибо из киевских кабинетов нарушителей особо не накажешь. Как говаривал один небезызвестный человек, «страна даёт возможности – мы их реализовываем».
С другой стороны, конечно, ситуация выглядит намного сложнее. «Укрбурштин» и сотоварищи же не потому добывает всего около четырех тонн, что им мощностей (желания, ума – нужное подчеркнуть) не хватает. Возможно, это одна из причин, но далеко не самая главная. Дело в том, что добывать янтарь необходимо аккуратно и умеренно; в противном случае можно спровоцировать экологическое бедствие, по сравнению с которым египетские казни – лёгкая разминка природы. И, судя по оценкам экологов, природа уже готова вершить возмездие.
«Франкфуртский прокурор» принимает вызов
Впрочем, возмездие интересует и высокопоставленных государственных чиновников. Летом пантеону киевских прокуроров якобы надоело терпеть всю эту неразбериху, и его представители решили своей железной рукой навести настоящий порядок. Ну или наконец подчинить локальных нелегалов единому столичному центру – как знать? В пресловутый «Отряд янтарных самоубийц» вошли замглавы ГПУ Александр Матиос, глава СБУ Василий Грицак, представитель Нацполиции Сергей Вязьмикин, анонсировал всё это легендарный Юрий Луценко – гроза немецких аэропортов и генпрокурор без юридического образования.
Как бы то ни было, а столь громкая подборка имён обязывает показывать результаты. Юрий Луценко заявил, что силовики провели 123 обыска в кабинетах и домах местных представителей прокуратуры и СБУ, задержали несколько высокопоставленных коррупционеров, а также накрыли «схему» организованной преступной группировки. Последняя якобы осуществляла подмену крупных камней на более мелкие (цена «отсева» не превышает 50 долларов за килограмм, тогда как камни по 100-200 грамм стоят около 6000 долларов за кг) на предприятии «Энергопостач». А теперь давайте-ка подведём итоги этой летней экскурсии киевских чиновников в Ровенскую область.
- Представитель каждого ведомства (СБУ, ГПУ, Нацполиция) изыскал по одной «крысе» в региональных отделениях. Дескать, каждый руководитель справился со своей задачей на «отлично», все молодцы, все свободны
- Задержанный зампрокурора Ровенской области Андрей Боровик – персона весьма медийная. Боровик известен благодаря регулярным появлениям в СМИ с выступлениями касательно расследований прокуратуры по вопросам янтаря. Преподнести известного борца с коррупцией как заядлого коррупционера – что может быть выгоднее для оперативников?
- Тот же Боровик не подвергся ни одному допросу, хотя количество обвинений в его адрес неуклонно растёт. Не наталкивает ни на какие мысли?
- «Энергопостач», на котором якобы орудовала преступная группировка, подменявшая крупные камни на мелкие, является частным предприятием. То есть, Матиос и сотоварищи обвиняют бизнесменов в работе себе же в убыток. Можно, конечно, предположить, что руководители «Энергопостача» все разом впали в маразм, но какова вероятность подобного группового сумасшествия?
А судьи кто, а дальше что?
Взирая на эту видимость бурной деятельности, остаётся только с грустью констатировать, что Матиос и другие прокуроры пытаются создать инфоповоды и осветлить свою далеко не белоснежную репутацию, но никак не реально борются с проблемой. В противном случае комплекс мероприятий выглядел бы совершенно иначе.
Немалое, если не решающее, влияние на развитие ситуации должен иметь законопроект о легализации старательства. Если его примут, Ровенскую область будет ожидать специальный мониторинговый режим (было бы недурно привлечь партнеров из-за рубежа для большей убедительности), а всех нелегальных добытчиков – серьезные экономические взыскания вкупе с уголовным преследованием.
Если же законопроект провалится в Верховной Раде, правоохранители и дальше будут время от времени предавать общественному (и не только) суду якобы причастных к «крышеванию» чиновников местного значения. Телевидению и журналистам с исправностью конвейера будут поставляться красочные сюжеты с сочными задержаниями очередных «янтарных ведьм», а сам янтарь будет вывозиться в тех же объемах, но по негласной санкции самых высоких чинов.
Какой вариант видится более вероятным?
А жаль.