Европа освободилась от зависимости в российских энергоресурсах
Потребление газа снизилось в Евросоюзе в августе-январе на 19,3% по сравнению с пятилетним средним значением, при этом в Финляндии оно упало на 57,3%, в Литве - на 47,9%, в Швеции - на 40,2%, говорится в сообщении статистического бюро Евросоюза Евростат.
К данным можно относиться по-разному. Важным здесь представляется вот что: Евросоюз поставил перед собой задачу снять зависимость от российского газа. До 24 февраля была одна «дорожная карта» (минус 50 млрд кубометров в 2022 году, минус 50 млрд кубометров в 2023 году и минус 50 млрд кубометров к 2027 году), однако после 24 февраля все предыдущие планы пришлось переверстывать и ставить гораздо более жесткие условия - отказ от российского газа к концу 2022 года.
Небольшой ручеек, который течет через Украину и по Турецкому потоку, остался за двумя странами с особой позицией - Сербией и Венгрией. Сербов, впрочем, прижали сразу, сообщив им о своем крайнем неудовольствии. Венгров, видимо, будут прижимать попозже. Турецкий поток будет переформатирован в Турецкий хаб, где рулить будет уже не Газпром, а Турция, так что останется только одна труба через Украину, что, в общем-то, и всё.
Суть в том, что при всей, скажем так, невзрачности евробюрократии она продемонстрировала свою способность ставить и, главное, решать крайне нетривиальные задачи. В отличие от России, где управление любыми проектами утрачено напрочь (Чтоб они ни делали, не идут дела. Видно, в понедельник…), в Европе с проектным управлением дела обстоят не в пример лучше.
Да, пришлось пойти на крайне неприятные шаги, включая и жесткое социальное нормирование через очень высокие цены на потребляемый газ. Да, пришлось задавить на время свою промышленность. Да, пришлось в срочном и спешном порядке перезапускать «грязные» энергетические мощности (здесь, впрочем, проблема была создана самими европейцами от первого до последнего пункта - спасибо «зеленым» экстремистам).
Немцы при этом сумели за один год поставить и запустить два регазификационных терминала на побережье и включить их в общегерманскую сеть. Любой специалист скажет, что такое достижение на грани подвига.
Политическая цель достигнута. За нее заплачено дорого, но теперь, после того, как задача решена, начинается новый проект - минимизация ущерба. Сейчас европейцы, сняв с себя проблему шантажа со стороны Кремля, выстраивают новые балансы, часть из которых временные, часть останется на постоянной основе. Но уже без России. Это та черта, которую переходить не будут точно.
В этом плане у России нет ни единого шанса вернуться на европейский рынок в будущем. Во всяком случае на тех шоколадных условиях, которые были до 24 февраля.
Теперь возвращение будет обусловлено целым рядом жестких условий, причем в значительной мере политических. Нас снова начнут кормить байками о нездоровой конкуренции, но будем откровенны - всё это создано самим Кремлем. И, кстати, на европейский рынок пустят (если пустят) не нынешних, а следующих за ними. Сразу следующих или через одного-двух, но точно не этих. Эти уже сделали всё что смогли.