Украина провалила старт раздельного сбора мусора: кто виноват и что делать?
Можно задекларировать какие угодно благие цели. Без четкой государственной стратегии любое начинание в лучшем случае останется на бумаге. В худшем – создаст новые лазейки для коррупции.
Пару недель назад в интернете появилось фото из туалета Кабмина: три картонные коробки с надписями «стекло», «пластик», «бумага» плюс пластиковая «баклажка» для использованных батареек.
Фото «Главком»
О чем может рассказать эта фотография?
С 1 января 2018 года Украина обязана сортировать отходы, разделяя их на те, которые можно переработать, нужно захоронить и «опасные». Чиновники из правительства подошли к проблеме креативно. Собственно, ничего другого им не оставалось. Соответствующая поправка в закон «Об отходах» была внесена еще в 2012 году. В 2014 году Украина подписала Договор об ассоциации с ЕС. Среди директив, которые мы должны выполнять, есть и обязательная сортировка мусора.
Тем не менее, «зима», как всегда, «пришла внезапно». Начну с простейших вопросов. К примеру, как обычный гражданин я не знаю, есть ли в Украине производители контейнеров для раздельного сбора отходов, сколько их, какого качества продукцию они выпускают? Кстати, по словам министра экологии и природных ресурсов Остапа Семерака, только Одессе нужно 50 тыс. новых контейнеров. А сколько Киеву? А всей Украине?
Хорошо. Предположим, что контейнеры все-таки появились. Что дальше? Сознательные украинцы уже давно сортируют отходы. При этом многие из нас видели, как к дому подъезжает мусоровоз и «смешивает» содержимое всех баков. Теперь так делать нельзя. Как будет осуществляться сбор мусора? И что с ним произойдет на полигоне?
За выполнение новой нормы об отходах отвечают местные власти – именно они «в теории» должны обеспечить вторичную сортировку отходов. А также где-то их хранить и отправлять на переработку. Понятно, что создать с нуля такую логистическую цепочку невозможно. Тем не менее, штрафы за невыполнение закона придется заплатить уже сегодня. Не сложно предположить, как именно будет «решаться» этот вопрос.
Затем – собственно переработка. Статистика известна: в прошлом году на переработку было отправлено чуть больше 3% отходов, утилизировано – около 6%, сожжено – 2,7%. Остальное – попросту захоронено. В Украине нет ни одного завода по комплексной переработке мусора. При этом рынок переработки отходов и выпуска продукции из вторсырья у нас есть, но он преимущественно находится в тени.
Правительство обещает, что ситуация изменится к 2030 году. Именно к этому времени количество предприятий, перерабатывающих отходы, увеличится с 65 до 800. Однако даже профильные министерства относятся к такой перспективе скептически.
Складывается впечатление, что поправки в закон были приняты для галочки – просто потому, что этого требует Евросоюз. В подобной ситуации взывать к сознательности граждан бесполезно. В Украине активно действуют общественные организации, которые озабочены проблемами экологии, но они не могут заменить государство.
Я против того, чтобы власть брала паузу в решении проблемы с отходами – тянуть больше некуда. С другой стороны, мне, как и многим миллионам украинцев, хочется увидеть четкий бизнес-план, где все действия расписаны пошагово, а каждый этап привязан к конкретным срокам и имеет свои KPI.
Такой план нужно составлять не в чиновничьих кабинетах. Цивилизованное обращение с мусором – вопрос, который касается каждого. Поэтому «адаптировать» законодательство к нашим реалиям должны все стейкхолдеры – власть, общественники, предприниматели, экологи.
По моему убеждению, не нужно изобретать велосипед. Как показывает опыт других стран, ничего лучше метода «кнута и пряника» здесь не придумано. Да, без штрафов не обойтись. С другой стороны, рынок сбора, хранения, утилизации и переработки мусора должен стать максимально легальным. Легальность приведет к свободной конкуренции. И тогда процесс пойдёт.
Ведь проблема с мусором возникла не на ровном месте. Она – производная от нашей недореформированной экономики.