Национальный институт стратегических исследований оценил состояние банковской системы Украины и определил ее главные риски.
По данным ученых, сейчас это - высокий уровень присутствия в ней банков с иностранным капиталом.
В частности, по данным Института, по состоянию на 01.10.2016 г.. доля присутствия иностранного капитала в уставном фонде банковской системы составляет 56%, что превышает пороговое значение - 40%.
Эти 40% определенны «Методическими рекомендациями по расчету уровня экономической безопасности Украины», которые приняло Министерство экономического развития и торговли Украины.
Напомним, отечественные эксперты банковского рынка, в том числе Председатель Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко, неоднократно заявляли, что наиболее экономически выгодным для Украины уровнем присутствия иностранного капитала в банковской системе есть 30%.
В НИСИ посчитали, что учреждения из иностранных банковских групп вместе сейчас владеют 47% собственного капитала, 34% активов и 32% обязательств банковской системы, 36% кредитного портфеля юридических лиц и 54% кредитного портфеля физических лиц, 37% привлеченных средств юридических лиц и 26% вкладов населения.
Соответственно, это обеспечивает им доминирующую позицию в сфере кредитования населения и весомый уровень присутствия во всех других сегментах банковского рынка - кредитовании юридических лиц, привлечении средств предприятий и вкладов физических лиц. Неизменная тенденция - уровень доверия к банкам с иностранным капиталом более высоким, чем доверие к украинской банковской системы Украины в целом.
От этого и финансовое положение банков с украинским капиталом и банков с иностранным - отличается разительно. Так банки иностранных групп за 9 мес. 2016 увеличили объем оплаченного уставного капитала на 56,6 млрд. грн до 143,0 млрд. грн.
А банки с капиталом украинского происхождения - увеличили только на 1,4 млрд. грн - до 121,3 млрд грн.
С одной стороны - это положительные показатели, ведь происходит постепенное восстановление капитализации банковской системы Украины. Однако рекапитализация эта - в основном за счет банков иностранных банковских групп.
Кто эти иностранные группы?
Крупнейшими по размеру оплаченного уставного капитала инвесторами в банковскую систему Украины являются банки России (33% уставного капитала банковской системы Украины).
Далее идут банки Италии (7%), Кипра (3%), Австрии (2%), Венгрии (2%), Франции ( 2%) и Греции (2%).
Размер инвестиций со стороны резидентов Польши, Нидерландов, ФРГ, Швеции, Турции, США, Бельгии, Люксембурга незначительно и не превышает по каждой стране 1% уставного капитала банковской системы Украины.
Одним из ведущих инвесторов в банковскую систему Украины также является Европейский Банк Реконструкции и Развития.
Депутаты называют несколько иные цифры - по их данным лишь 11% банков имеют частный капитал украинского происхождения.
Народный депутат Верховной Рады, заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Руслан Демчак говорит, что 35% - это банки с зарубежным капиталом (в том числе - банки с европейским, российским и даже с китайским)
«54% - по объему капитала - это государственные банки. В сумме - 89%. Это угрожающе, поэтому только 11% наших банков - с частным украинским капиталом. И если даже будут приватизировать государственные украинские банки, то надо понимать, что большого внутреннего инвестора у нас нет, поэтому, скорее всего их потом будут покупать все равно иностранцы. Мы стоим перед опасностью полного контроля банковской системы зарубежными акционерами. И это для украинской национальной безопасности также является очень негативным сигналом », - настаивает Демчак.
Можно ли слепить из «нескольких недобанкив один»
Сегодня, 23 февраля 2017 Верховная Рада поддержала в первом чтении законопроект №6010. Он должен помочь банкам своевременно выполнить требования регулятора по увеличению уставного капитала. Первым делом он нужен малым и средним банкам, ведь они до 11 июля 2017 года должны увеличить свой уставный капитал до 200 млн гривен.
Авторы проекта предлагают решить проблему с помощью "легкой и быстрой процедуры объединения финучреждений". Документ также дает банкирам новые возможности выхода с рынка без процедуры банкротства и введения временной администрации. В то же время новации имеют целью также и защитить вкладчиков, повысив доверие к банковской системе в целом. Полезно это будет и госбюджета, ведь тогда появится возможность сэкономит средства на поддержку Фонда гарантирования вкладов.
Нардеп Демчак считает, что законопроект №6010, окажет реальную поддержку частным банкам с украинским капиталом. В частности, даст возможность им вместо банкротства объединяться, чтобы таким образом выполнить требования по увеличению уставного капитала.
«Очистка банковской системы уже завершилась, но для того чтобы банки могли работать, им нужно докапитализироваться. Но в украинских акционеров, как правило, средств для докапитализации не хватает, потому что происходит стагнация всех рынков, в том числе - и банковского. Мы даем возможность сейчас из двух банков сделать хотя бы один. Это не будет менять статистику по обьему контрольного рынка, но таким образом мы сможем укрепить те остатки банков частного сектора, которые еще остались на рынке», - говорит нардеп из БПП.
Между тем другой нардеп из этого же комитета - Максим Поляков считает, что Украина стоит в шаге от того, чтобы пойти по пути Аргентины, в которой уже не осталось ничего своего.
«Риски этого слишком велики, не хотелось бы, чтобы мы жили, как Аргентина. Там земля принадлежит Соединенным Штатам, все средства идут - с США. Они, живя в собственной стране, ее же и арендуют! Сейчас Гонтарева, уничтожив более 60 банков, увеличила долю иностранного капитала и в первую очередь - российского капитала, в нашей банковской системе. Это - угроза национальной безопасности. И если раньше у нас был собственный капитал, которым можно было развивать страну - сейчас его нет. Только тот, который мы занимаем по высоким процентам по тем требованиям и условиям, которые видят США или кто-то другой », - говорит Поляков.
Председатель же Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергей Рыбак отмечает, что далеко не все его коллеги осознают серьезность положения.
"Несмотря на поддержку всех фракций, банков и Национального банка, к сожалению, удалось принять этот документ только за основу. Но мы сделаем все возможное, чтобы быстрее доработать его и принять во втором чтении и в целом. И дать малым и средним банкам возможности для выживание ", - сказал Сергей Рыбак.
Он возмутился, что в парламенте едва хватило голосов на первое чтение.
"Обещали начать с самого утра. Но пришли к обсуждению проектов нашего комитета только после обеда. Когда власти нужно провести какие-то законопроекты, то депутатов сгоняют в зал в любой способ. Но когда речь идет о важных реформы финансовой системы, которые повлияют на развитие всей экономики и на жизнь каждого гражданина, в зале практически нет депутатов. Это позор! ", - отметил Сергей Рыбак.
Собственно, стоит признать, этот законопроект появился несколько поздновато. Когда спасать на отечественном банковском рынке уже почти нечего. Эксперты прогнозируют, что следствием сокрушительной политики НБУ и тенденций в банковской сфере, которые стали ее последствиями, может произойти денационализация банковской системы.
Одним словом, проблема роста доли банков иностранных банковских групп на фоне уменьшения доли присутствия банков с капиталом украинского происхождения в украинской банковской системе должна решаться за счет роста абсолютной суммы и доли уставного капитала банков с капиталом украинского происхождения.
А тем временем Нацбанк попытался подстраховаться от оттока капитала в Россию
Национальный банк Украины с сегодняшнего дня усилил меры для недопущения оттока капитала в Российскую Федерацию как государства-агрессора.
НБУ предоставил себе право отказывать в выдаче индивидуальных лицензий на осуществление отдельных валютных операций, если обнаружит в поданных документах информацию о том, что участником или лицом, в пользу или в интересах которого проводится эта операция, является лицо, имеющее местонахождение в стране, признанной Верховной Радой Украины государством-агрессором/оккупантом.
Короче говоря, вывести средства из любого банка Украины в Россию уже нельзя.
Что получим в итоге? Риски большие - от того, что банки будут использовать обходные пути через банки других стран, например Прибалтики, до введения Россией зеркальных шагов - отказ от финансовой поддержки своих банковских «дочек» в Украине. А, как мы говорили в начале, их доля на нашем рынке - весьма крупная.
Круг замкнулся.