Новое законодательство о местных выборах принималось с большим трудом. Его разработку сопровождали скандалы и кулуарные торги. К тому же ходили слухи, что на подпись к Президенту попал документ, из которого пропали обещанные двухтуровые выборы в больших городах, а также остались партийные блоки. Но сегодня уже точно известно, по каким правилам пройдут местные выборы в октябре 2015 года. Соответствующий закон вступил в силу. Его текст обнародован в официальной прессе.
Местные капканы открыты
Отметим сразу: несмотря на шумиху по поводу того, что из переданного на подпись Президенту проекта пропали основные нормы, — в напечатанном варианте текста они есть. Участие в выборах избирательных блоков партий не предусмотрено. А выборы мэров больших городов (где количество избирателей превышает 90 тыс.) проводятся по системе абсолютного большинства, то есть в два тура.
Кроме того, законом предусматривается, что выборы депутатов сельских и поселковых советов проводятся по так называемой мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах, на которые делится территория соответствующих административных единиц. Очередные выборы назначаются не позже чем за 90 дней, а внеочередные — 60 дней до дня выборов. Избирательная кампания начинается за 50 дней до дня голосования.
Конкурировать между собой будут и партии, и отдельные кандидаты. Соответственно, стоит ждать активного подкупа кандидатов. Понятно, что подкуп будет до тех пор, пока избиратель продает свой голос, а правоохранительные органы не реагируют жестко на эти процессы. Но еще люди готовы к таким куплям-продажам.
А в этот раз «засевать» станут не только кандидаты, но и партии. Почему? В законе стимул прописан. Ведь не факт, что человек, чья фамилия стоит в бюллетене, и являющийся абсолютным фаворитом на своем округе, станет депутатом. Ведь если его партия не преодолеет проходной барьер в 5%, то и он, заняв первое место, автоматически не проходит.
И тут даже не подкуп главная беда. Как людям объяснить, что их интересы в местном совете представляет тот, кто занял второе, а то и третье место, а победитель оказался проигравшим? Споры, скандалы и недовольства — гарантированы.
Коммунистической партии Украины и двум ее сателлитам — Коммунистической партии Украины (обновленной) и Коммунистической партии Украины рабочих и селян (КПСС) — дорога на местные выборы закрыта теперь не только приказами Минюста. В законе отдельным пунктом прописано: не может быть субъектом избирательного процесса политсила, подпадающая под действие Закона «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов и запрет пропаганды их символики».
В местных выборах могут принимать участие политические партии, зарегистрированные на день опубликования закона. За 34 дня до выборов ЦИК обязан обнародовать список партий, принявших решение участвовать в выборах, на официальном веб-сайте Центризбиркома.
Сколько партий будет бороться на выборах официально, пока сложно сказать. Ведь по состоянию на сегодня зарегистрированных политсил — 242. Вполне вероятно, что Центризбирком может столкнуться с проблемой, которая уже была во время довыборов народного кандидата на 205-м округе, когда бороться за него хотело столько народу, что они рисковали не поместиться в документ для волеизъявления. Но уже сегодня понятно, что бороться в основном будут тяжеловесы — парламентские партии. Из новых серьезно пошуметь могут «Укроп» и «Правый сектор».
Военнослужащим (кроме случаев, когда они сами кандидаты) запрещено принимать участие в агитации. Это не новация. Силовики не должны заниматься политикой, быть членами партий и т.д. Но в нынешних условиях есть большое искушение сыграть на чувствах людей, уставших от войны, потерявших родных, ждущих своих с фронта. Хотя, понятно, что никто не запретил использовать в агитации актеров. Ведь кому война, а кому мать родна.
На коротком поводке
Выборы в Крыму и на некоторых территориях Донецкой и Луганской областей не проводятся. Список территориальных единиц, где выборы 25 октября 2015 года не состоятся, определяет Верховная Рада Украины. Не исключено, что на Донбассе выборы если и пройдут, то на очень небольших территориях. По крайней мере, главы Луганской и Донецкой ОГА против их проведения 25 октября. Причина не только в сложной военной обстановке, но и в риске легализации представителей террористов, сепаратистов и прочих элементов.
Но, как всегда, у монеты две стороны. Если выборы не состоятся, это лишь усилит позиции тех, кто заявляет о якобы незаконности власти в Украине. Опять же, законно избранные представители региона могли бы официально выступать от имени Донбасса на переговорах, убрать представителей «ЛНР» и «ДНР» (там самым пусть косвенно, но все же признавая их теми, кто вправе принимать решения и вершить власть), а также сломать идею агрессора провести на оккупированных территориях свои «выборы». Хитрый юридический выход нужно искать. Иначе ситуация рискует только усугубляться.
Не предусматривается льготная или специальная форма для голосования вынужденных переселенцев. Как и для военнослужащих, находящихся в зоне проведение АТО. Отдать свой голос смогут те, кто вовремя зарегистрирован в списке избирателей. В день выборов, как и прежде, в списки избирателей вносить изменения запрещено. В этом есть позитив. Ведь любое послабление сразу же превращается в технологию по фальсификации выборов. Вспомним хотя бы «карусели»: когда из округа в округ автобусами будут возить. Так уже было до введения ограничений на временное изменение места голосования. К тому же, честно, когда местную власть выбирают местные жители — голосуют члены территориальной громады.
Но есть в законе норма, которая может породить перманентные выборы, перетекающие из одних в другие. Прописывается право отзыва сельского, поселкового и городского главы или депутата. Хотя, на первый взгляд, механизм вроде бы сложный.
Так, закон позволяет отзывать сельского, поселкового, городского главу, но для этого должно быть собрано определенное количество подписей — оно должно превышать количество голосов, отданных за него на выборах. Право окончательного решения возложено на Верховную Раду Украины. А в случае с депутатами нужно провести собрание избирателей (минимальное собрание — 30 человек для сельского или поселкового совета. Максимальное — 400 человек для отзыва депутата областной, Киевской, Севастопольской городского совета), потом подписи, подкрепленные полными данными избирателя, судьба партийного депутата зависит от его политсилы или окончательного решения территориальной комиссии.
Но нет ни одного случая, чтобы глава или депутат имел стопроцентную поддержку всех членов громады. Чем непременно воспользуются оппоненты: задействуют все силы и ресурсы, проведут антикампанию, взбудоражит громаду. Результат — снова выборы. И так может продолжаться до бесконечности.
К тому же после сокращения депутатского корпуса местных советов претензий будет более чем достаточно. Причина не только в том, что избиратели могут быть существенно недопредставлены в местных органах. Сокращение отобразится на качестве работы, которая и сегодня хромает. Ведь советы работают, не только собираясь обсудить и посоветоваться. Есть еще и определенные комиссии при них, обязанности. И денег на таком сокращении корпуса не сэкономишь. На зарплате в Украине только депутаты Верховной Рады, а на местах государство финансирует исключительно работу глав и заместителей.
Еще одна новация: согласно закону уже можно выбирать и старост. Правда, Конституция такую власть не предусматривает. Возможно, старост прописали впрок, ведь идет конституционная реформа. Хотя сначала все же должны быть изменены некоторые положения Конституции, а затем можно вносить законодательные акты. И это не тайна для посвященных, а прописная истина. Кстати, сами же депутаты, комментируя ту или иную норму или инициативу, любят стыдить журналистов: «Почитайте Конституцию…»
Проанализировав лишь некоторые, самые яркие пункты закона, видим, что ловушек и мин в нем предостаточно. И осенью Украину ждет очередное исторически сложное местное волеизъявление. А чуть позже, если не обещанный Избирательный кодекс, то новый закон о местных выборах.