В последний день 2015 года Президент Украины Петр Порошенко подписал инициированный Кабинетом Министров Украины законопроект №3628, который вносит изменения в ряд законов, в частности в «О банках и банковской деятельности»: будет разрешено раскрывать банковскую тайну, но обещано, что это может быть лишь по запросу Министерства финансов для проверки информации, предоставленной гражданами для оформления социальных выплат.
В частности, прописано, что Министерство финансов Украины по письменному запросу во время бюджетного процесса получает информацию об открытых на имя гражданина (соискателя льготы) счетах - текущих, кредитных, депозитных и др. - операциях и остатках по ним.
Цель - проведение верификации и проверки достоверности информации, которую люди предоставили в расчете на социальные льготы, субсидии, пенсии и другие выплаты, осуществляемые из средств государственного и местных бюджетов, Пенсионного фонда и фондов общеобязательного государственного социального страхования. В пояснительной записке к документу (за подписью министра финансов Натальи Яресько) говорится, что данные изменения обеспечат рациональное и эффективное использование имеющихся финансовых ресурсов.
«Принятие указанного законопроекта обусловлено необходимостью реализации мер по экономному и рациональному использованию государственных средств и приведения к финансовым возможностям действия положений отдельных законов Украины», - говорится в обосновании необходимости принятия акта. И добавляется, что цель - это создание условий для стабилизации финансового положения государства и усовершенствования отдельных положений социальной политики.
Известно, что в Минфине взяли на себя ответственность за проведение верификации. Министерство должно разработать и предложить механизмы проверки истинного финансового состояния претендента или получателя социальных льгот.
Пока что эти правила если и разработаны, то не обнародованы. Но уже появились опасения, что эта проверка имущественного состояния человека, который рассчитывает на поддержку государства и позиционирует себя как малообеспеченный, может нанести удар по доверию к банковской системе: мол, будут еще больше прятать деньги под подушками, бояться обнародования доходов. Однако эксперты не видят здесь серьезных угроз.
Александр ОхрименкоТак, президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что это может быть достаточно простая процедура.
«Гражданин подает в «соцбез» заявление и декларацию - указывает все свои доходы, включая и депозиты. В свою очередь «соцбез» делает запросы во все банки о наличии у него депозитов, счетов. Такую информацию легко проверить по (идентификационному. - Авт.) коду. Если информация, указанная в декларации гражданина, правдивая - будет субсидия или иная социальная льгота. Если же обман - отказ», - пояснил он АСН.
А вот банкир-финансист Василий Горбаль акцентировал, что Министерство финансов, разрабатывая механизмы проведения верификации, рискует зайти в тупик.
Василий Горбаль«Сказать, что изменения в законодательстве существенно скажутся на доверии к банковской системе, я не могу, поскольку это не так. Однако нужно видеть, какие именно механизмы разработает Минфин. На самом деле понятие верификации получателя льгот - все-таки больше вопрос к Государственной фискальной службе по учету доходов каждого гражданина. Если же возникло подозрение, банк, конечно, может предоставить дополнительную информацию», - отметил он в комментарии АСН.
В свою очередь экономист Виктор Лисицкий добавил, что подавляющее большинство украинцев - честные люди. И если мы хотим иметь честное государство - необходимо наводить порядок в системе, в том числе по оказанию помощи от государства. Более того, это не какая-то инновация по-украински, а обычная практика развитых цивилизованных стран.
Виктор Лисицкий«Если человек рассчитывает на помощь государства, то почему он должен бояться? Если же у него есть дополнительные доходы, то разве у него есть право на помощь из бюджета? Системные банки готовы предоставлять информацию. Хотя, конечно, сам инструментарий нужно спокойно и взвешенно прописать. Система должна быть прозрачной, понятной всем: и бабушке с дедушкой, и молодежи. Эти базы данных должны быть очень хорошо защищены (особенно, учитывая то, что Россия не успокоится и будет пытаться и дальше наносить нам вред, вплоть до хакерских атак). Понадобятся серьезные вложения в электронику», - пояснил он.
Кроме того, по словам Лисицкого, большого оттока средств из банков из-за таких проверок Минфина ожидать не стоит, особенно учитывая тот факт, что большинство серых и черных доходов - не на банковских счетах, а в конвертах.
Итак, видим, что предоставление права доступа Минфина к информации о движении денег на счетах граждан в разрезе предоставления социальной помощи, паники вызывать не должно. Оно направлено на разрушение практики, когда адресным субсидированием пользуются вовсе не нуждающиеся. Хотя для качественной реализации этой системы, контроля использования государственных денег еще нужно сделать ряд шагов, включая разработку четких и прозрачных правил взаимодействия государства с банковскими учреждениями, защиты данных и информационной кампанией во избежание панических настроений. Осталось еще «отбелить» зарплаты, навести порядок в налогообложении и работе фискальных органов. Но это уже совсем другая история.