Существование государственных служащих уже скоро может регулироваться в Украине по-новому: Верховная Рада приняла Закон «О государственной службе». Заявлено, что теперь страна получит прогрессивные принципы обеспечения публичной, профессиональной, политически беспристрастной, эффективной, ориентированной на граждан государственной службы, которая функционирует в интересах государства и общества, а еще - равный доступ к государственной службе для всех. Это произойдет с 1 мая 2016 года при условии, что закон вступит в силу. Зато реформа рискует утонуть в критике.
Назначать по конкурсу
Принимали закон сложно. В его текст вносили очень много поправок. До последнего момента не было понятно, хватит ли голосов, и все же имеем 261 голос за.
Так что им предложено? Интересных новаций немало. В частности, что государственные служащие будут назначаться по конкурсу, и они, по словам соавтора законопроекта Алены Шкрум, должны быть профессиональными, не только хорошо знать государственный язык, но и владеть иностранным - английским.
Также ограничивается возможность министров (которые являются политиками, а не госслужащими) влиять на кадровую политику министерства. А руководитель аппарата парламента назначается и увольняется Верховной Радой. Президент будет отвечать за назначение и увольнение руководителя аппарата своей Администрации.
Кроме того, разделены политические должности и должности государственных служащих, отдельные категории должностных лиц в целом выводят за пределы государственной службы. Таким образом ограничивается политическая деятельность государственных служащих. Также вводится должность секретаря министерства, который будет заниматься кадровыми вопросами, отвечать за реформы.
Отдельная интересная вещь - то, что представители общественных объединений, научных учреждений и другие специалисты и эксперты, входящие в состав конкурсной комиссии, должны будут обнародовать декларации о доходах. И на них распространяется действие закона о предотвращении коррупции.
Где меньше, там и больше
Алена ШкрумКак пояснила АСН народный депутат Алена Шкрум, предусмотрено серьезное сокращение армии государственных служащих и повышение зарплат тем, кто останется. Лимит в документе не прописан. Зарплатную сетку должен рассчитать Кабмин. Но, как утверждает депутат, как минимум будут платить две минималки, что в настоящее время составляет около 2 700 гривен в месяц, а с 1 января будет почти 3 000. На зарплату будет влиять стаж. Кстати, верхний предел зарплаты государственного служащего составит 27-30 тысяч гривен.
«У нас очень раздутый штат госслужащих. Например, помощники министров, депутатов и судей, советники, пресс-секретари, работники по обслуживанию, айтишники, библиотекари - все они на государственной службе. Мы разграничиваем людей, которые действительно осуществляют государственную политику, занимаются системными реформами, и др. Прогнозируем, что после реформы останется 150 тысяч госслужащих вместо 260, которых имеем сейчас. Но и это не окончательно, потому что Министерство финансов и Нацагентство государственной службы даже не могут подсчитать количество государственных служащих из-за раздутых штатов», - пояснила она, добавив, что народные депутаты не смогут оставлять за собой ранг государственного служащего по окончании парламентской каденции.
Хитросплетения для своих...
Однако, кроме интересных новаций, хватает и критики. Причем больше всего замечаний вызвало не внедрение нового, а атавизмы из прошлого - прежде всего привилегии в пенсионном обеспечении. Даже спикер ВР Владимир Гройсман, который назвал принятие этого закона историческим без преувеличения, отдельно отметил, что работа над некоторыми дискуссионными вопросами этого законодательного акта будет продолжаться, в частности по вопросу пенсионного обеспечения государственных служащих: «Могут быть разные подходы и разные видения. И если мы с вами считаем, что нам нужно особо урегулировать пенсионное обеспечение людей, давайте вынесем этот вопрос в отдельную дискуссию».
Пришлось Алене Шкрум отвечать и на неудобные вопросы о сохранении VIP-пенсий бывалым госслужащим. И она отмечает, что пенсионное обеспечение чиновников этот законопроект не регулирует.
«По европейской концепции пенсионное обеспечение одинаково для всех граждан и регулируется отдельным законом. Но есть люди, которые по 20 лет проработали на госслужбе, а затем получали другую пенсию. Причем именно для этого они и шли на госслужбу, платили взносы. И мы не можем распространять этот закон на тех людей, которые всю свою жизнь работали на госслужбе, а теперь получают повышенную пенсию, потому что закон не имеет обратной силы. Поэтому юридически правильным будет решение, что со дня принятия закона ни один государственный служащий не будет получать специальную пенсию. Но для людей, которые более 10 лет проработали на госслужбе до принятия этого закона, останутся старые правила, и они будут получать те пенсии, которые им были гарантированы, когда они устраивались на работу», - заявила она.
Критика бывалых
Виктор ПинзеникЗато Виктор Пинзеник (в прошлом министр финансов и вице-премьер, а ныне член Комитета ВР по вопросам бюджета, нардеп от БПП) объясняет все намного проще. Мол, принят очередной закон, возрождаются спецпенсии:
«Речь идет о делении людей на сорта, о сохранении специальных пенсионных систем. Престиж - это зарплата, а не разные правила дорожного движения. Это неправильно с точки зрения управления страной. Закон о госслужбе не должен регулировать пенсии. Пенсии должны регулироваться отдельным законом. И я не знаю, как исправить бардак, который создал парламент вместе с правительством. У нас есть зарплата госслужащего размером 140 тысяч гривен в месяц - это у председателя Агентства по борьбе с коррупцией. И каждый закон содержит нормы по оплате труда. И обратите внимание: все законы, относящиеся к той или иной отрасли, обязательно содержат зарплату и пенсию, там скоро и на погребение средства будут закладывать», - возмущается он. Кроме того, Виктор Пинзеник пояснил, что для молодежи в законе спецпенсий не предусмотрено, что тоже проблема. Только для тех, кто имеет 10-20 лет стажа.
Раскритиковал закон и председатель парламентского Комитета по вопросам финансовой политики Сергей Рыбалка (фракция РПЛ). Он убежден, что возвращение спецпенсий, ликвидированных с 1 июня этого года, - позор:
Сергей Рыбалка«Без всяких бюджетных расчетов власти хотят вернуть преференции для «своих». Простой работник будет получать пенсию в размере 50% от заработной платы, а тот, кто работал на «бюрократическую машину», - 90%? Вот что значит «жить по-новому»? Это однозначно социальная несправедливость. Коалиция пообещала, что к 1 июня 2016 (когда должен вступить в силу этот закон) эти, мягко говоря, «спорные» нормы о спецпенсии госслужащим будут доработаны. Мы не будем ждать. Радикальная партия будет требовать отмены позорного распределения украинцев на пенсионные «касты», - заявил он АСН.
Не услышали мы похвалы и из уст экс-министра труда и соцполитики, председателя Комитета ВР по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения Людмилы Денисовой (фракция НФ).
Людмила Денисова«Я недовольна этим законом, но это компромисс. Вы знаете, там надо многое считать и пересчитывать. До 1 мая мы будем вносить в него изменения», - коротко и категорично прокомментировала она ситуацию АСН.
А Михаил Папиев (фракция «Оппозиционного блока»), который тоже в прошлом был министром соцполитики, заявил АСН, что этот законопроект не просто антисоциальный, он нарушает 1-ю и 22-ю статьи Конституции Украины.
Михаил Папиев«Я буду инициировать обращение в Конституционный суд Украины, чтобы он признал положения этого закона противоречащими нашему Основному Закону», - отметил он.
Отсроченные расчеты
Что касается средств, необходимых для внедрения этой реформы, которые рекомендовал Минфин, или есть ли на это деньги в проекте бюджета на 2016 год, - то это настоящая тайна. Оказывается, даже авторы законопроекта не получили от Минфина хотя бы предварительных расчетов необходимых сумм на выплату компенсаций тем, кто попадет под сокращение.
Шкрум, отвечая на вопрос о наличии таких средств, высказалась категорически. «Это не ко мне, это к Министерству финансов», - направила она нас, отметив, что предполагается вступление закона в силу с 1 мая, а не с 1 января именно для того, чтобы Минфин успел все хорошо посчитать.
Не смог назвать хотя бы какие-то цифры и заместитель министра экономического развития и торговли Украины Максим Нефедов. Именно отсутствием такой информации он аргументировал отказ комментировать АСН этот закон.
Павел РозенкоВ свою очередь не комментирует сейчас возможных рисков, которые повлечет за собой вступление в силу этого закона, и министр социальной политики и труда Павел Розенко. Он говорит, что для этого должен изучить результаты депутатского голосования: «Я не видел последней редакции после комитета. И не знаю, за какие именно вопросы и как депутаты проголосовали», - написал он в сообщении АСН.
Так что придется подождать. И надеяться, что реформа госслужбы (реально крайне необходимая стране) состоится, не превратившись в обычное политическое создание проблем оппоненту.