«Если неправильно управлять страной, все умные люди уедут» - для отечественной науки эти слова сингапурского реформатора Ли Куан Ю особенно актуальны. Несмотря на все достижения украинских ученых, их тяжелое положение остается неизменным. Пока на высшем уровне обсуждаются «серьезные» вопросы вроде «в чем польза науки?» и «кого надо менять в НАНУ?», проблемы отрасли вынуждают все большее число ученых покидать Украину.
Выбор в пользу работы
Для ученого мира переезд в другую страну сегодня стал привычным явлением. У украинцев выбора «работать дома или за границей» часто вообще нет: для современных исследований нужна инфраструктура и техника, которая у нас отсутствует. Впрочем, по словам заместителя председателя Совета молодых ученых НАН Украины Юлии Безвершенко, выезд ученых нельзя рассматривать как просто «вымывание» умных людей из Украины. Научная миграция может даже приносить пользу. Однако есть и худший сценарий, который действительно повлечет за собой массовую эмиграцию.
Юлия Безвершенко«Ученым свойственно переезжать для обмена опытом, это составляющая их работы. За последние 10 лет ситуация была стабильной: часть ученых действительно уезжала насовсем, но остальные приобретали опыт и возвращались, а некоторые постоянно ездили за границу с конкретными задачами. Многие молодые специалисты настроены работать здесь. Однако если уменьшат финансирование науки, количество тех, кто эмигрирует «с концами», стремительно возрастет», - отмечает она в комментарии для АСН.
Финансирование науки в бюджете-2016 действительно может значительно сократиться. О таких планах властей недавно объявил влиятельный нардеп от БПП Игорь Кононенко. Информацию о будущем урезании расходов подтверждают и в Академии наук. Там уже выступили с протестом и даже подготовили петицию с требованием отменить это новшество. Точные цифры неизвестны, но неофициально говорится об уменьшении соответствующей статьи расходов в два раза.
Чиновники мотивируют это неэффективностью отечественной науки. В свою очередь опрошенные «Аналитической службой новостей» ученые единогласно утверждают: проблему решают реформы, а не экономия. Интересно, что неделю назад ВР приняла правительственный Закон «О научной и научно-технической деятельности», предполагающий ряд изменений в отрасли. Однако для преобразований нужны деньги, и если бюджетные прогнозы оправдаются, все изменения - под большим вопросом. Однако даже условная «победа» - сохранение финансирования в действующем объеме - проблему не решает, а лишь отодвигает на более позднее время. По данным НАН, на науку сейчас выделяется 0,3% ВВП (в ЕС этот показатель в десять раз больше). Нехватка средств может уже через несколько лет полностью лишить Украину научного потенциала, а эмиграция - лишь следствие, причем не единственное.
Удар по перспективе
«Значительная часть учреждений Академии наук перешла на 4-дневную рабочую неделю из-за нехватки денег. Помещения не отапливают, а о закупке техники и речь не идет, - рассказывает Юлия Безвершенко. - Поэтому количество молодежи в институте стремительно сокращается. Кто-то идет в бизнес, а кто-то уезжает из страны. Если уйдет критическая масса сотрудников, восстановить науку будет сложно. Это ударит по многим сферам, где требуется научная экспертиза: той же работе конструкторских бюро или ядерной энергетике».
Понятно, что такие перспективы и зарплата в размере 2300 гривен даже для кандидата наук (на сайтах по поиску работы такие деньги предлагают за пост менеджера или продавца) просто отпугивают потенциальных ученых. Как говорят в Совете молодых ученых, их научные мероприятия посещает много старшеклассников, однако почти никто не поступает на соответствующие специальности. Даже интересующиеся физикой или математикой абитуриенты выбирают профессии, которые могут принести в разы выше заработок - к примеру, программиста или экономиста.
Юлия КрасиленкоНедобора студентов пока не наблюдается, но при дальнейшем обесценивании науки вопрос «где взять ученых?» в будущем встанет очень остро. А это ударит по системе образования: учить уже новые поколения исследователей будет просто некому. Без финансовой поддержки под вопросом и внедрение европейского опыта, о котором говорят все участники дискуссии. «В Европе наука построена на конкурентной основе. Отобранные проекты получают государственное финансирование для приобретения оборудования и реактивов, - рассказала АСН координатор одного из национальных контактных пунктов программы ЕС «Горизонт-2020», научный сотрудник Института пищевой биотехнологии и геномики НАН Юлия Красиленко. - В США и Западной Европе высокий уровень академической мобильности: обмен опытом и специалистами, а исследовательская деятельность гармонично совмещена с обученим в вузах. Реализовать эти подходы в Украине даже в сегодняшних условиях непросто, а сейчас предлагается еще и сокращение бюджета. Кроме этого, нам нужна популяризация науки, чтобы дети и школьники приобщались к исследовательской работе, а взрослые узнавали больше об украинской науке».
На этом фоне зарубежные страны, в частности США, Польша и Германия, проводят очень активную кампанию по привлечению наших «светлых голов». Призывы на работу для ученых можно найти даже на сайте немецкого посольства. Эмиграция существенно «молодеет»: речь идет не только о личных приглашения маститых профессоров, но и о массовом привлечении молодежи. Так, в Германии действует целая система академических обменов DAAD, где немало стипендиальных программ, предназначенных для аспирантов (по сути, уже ученых), а иногда и магистров. Еще больший выбор предложений предоставляет Польша: это и правительственная стипендиальная программа для молодых ученых, и гранты Вышеградского фонда для исследователей, и ежегодные отраслевые программы.
Программ много, так что при хороших знаниях и владении языком значительная часть одаренных украинцев имеет высокие шансы попасть за границу. Формально - на научную стажировку, однако она часто становится первым шагом к поиску работы. А если Украине ничего предложить стипендиатам - и к эмиграции.
Наука зарабатывать
Несмотря на проблемы, наша страна все еще сохраняет неплохие позиции на рынке идей. По данным Глобального инновационного индекса, составленного при участии экспертов ООН, Украина по уровню инноваций занимает аж 65-е место, однако по соотношению вложенных средств и результата мы - в топ-20. Однако, в отличие от развитых стран, открытия и изобретения пока никак не воплощаются в прибыльные разработки. «Миллиардные средства, которые выделяются на исследования, просто пропадают, потому что мы не видим результатов», - заявил ранее премьер-министр Арсений Яценюк, намекая на неэффективное использование средств. Однако есть и другие объяснения.
Ольга Крупская«Разработки украинских ученых не выходят на рынок из-за отсутствия в Украине высокотехнологичных предприятий, - рассказала «Аналитической службе новостей» президент NDI Foundation, эксперт Комитета ВР по вопросам образования и науки Ольга Крупская. - Необходимо на государственном уровне создавать стимулы для развития наукоемкого производства, частно-государственного партнерства в инновационной сфере. На сегодняшний день у Академии наук есть сотни прикладных разработок, на базе которых можно выпускать конкурентную в мире продукцию. Именно коммерциализация науки позволит повысить престиж работы ученого и технологичность экономики вообще».
Как отмечает эксперт, экономическая выгода от науки зависит не только от работы научных учреждений, но и от прозрачных «правил игры» и бизнес-климата в стране. Поэтому самое важное сейчас - не перемены в структуре той же НАНУ, а построение взаимодействия государства и бизнеса с учеными, чтобы их достижения давали эффект стране. Повлияют такие изменения и на выбор ученых: возможность хорошо зарабатывать дома - серьезный аргумент против эмиграции. В NDI Foundation уже предложили Министерству экономического развития создать открытую веб-платформу для связи инвесторов и изобретателей.
Европейский горизонт
По словам ученых, научные работы вообще нельзя оценивать по немедленному эффекту. Кроме прикладных исследований, результатом которых является конкретная технология (например, новые лекарства), осуществляются и так называемые фундаментальные. Они изучают общие вопросы (к примеру, генетику) и длятся годами, но именно на их основе затем создаются полезные разработки. Пока же украинская наука будет выходить из кризиса, альтернативой эмиграции может стать европейское сотрудничество. Украина еще в августе ратифицировала соглашение с ЕС об участии в программе «Горизонт-2020», открывающей доступ к европейскому финансированию и научным базам.
«Вместо работы за рубежом украинские ученые могут получать финансирование для реализации идей в Украине. Полноценные исследования невозможны без интеграции в мировое научное пространство. Сейчас наши исследователи могут активно сотрудничать с международными партнерами. В рамках «Горизонта-2020» развивается ряд важных направлений: нанотехнологии, биотехнологии, биоэнергетика, сельское хозяйство», - отмечает Юлия Красиленко. Однако, по словам специалиста, перспективы такого сотрудничества сейчас под угрозой. По инициативе группы депутатов все генно-модифицированные организмы могут попасть под запрет в Украине. В таком случае совместные с иностранными партнерами проекты в этих областях будут закрыты, ведь они предусматривают генноинженерные разработки, а научный авторитет страны будет поставлена под сомнение.
Впрочем, значение научной отрасли гораздо больше, чем просто источника доходов или атрибута успешной страны. Для проведения успешной модернизации страны нужны высококлассные специалисты. Поэтому создать условия, при которых украинские ученые смогут реализовать свой потенциал на Родине, - вопрос не просто национальной гордости, но и будущего нашего государства.