counter

Три правила для начинающего писателя


Просмотров: 1859


Три правила для начинающего писателя

Эта тема родилась тогда, когда мне на глаза попалась обложка книги Георгия Савицкого под названием «Поле боя – Украина. Сломанный трезубец». Не поверите, искала новые издания фэнтези! Это было задолго до того, как в стране начали говорить о войне со стороны России, квалифицируя ее как гибридную. Возмутившись, поискала информацию об авторе. Мол, что ж это за «фантаст» такой с извращенными идеями?

Оказалось, что он никто и звать его никак: в интернете удалось найти только, что этот человек – якобы русскоязычный писатель с Донбасса, и все. Потом, как грибы после дождя, стали всплывать другие «шедевры» подобного толка типа «Конец проекта Украина» авторства некоего Валерия Коровина или «Сверхчеловек говорит по-русски» Калашникова и Бунтовского. При этом было понятно, что львиная доля этой писанины – заказ Кремля, направленный на подготовку почвы, которая была нужна Путину, чтобы сделать первый шаг. И точно так же понятно, что российская властная машина влила в это дело немало денег. Как, кстати, и в свои информационные ресурсы, начиная от телевидения и заканчивая газетами, которые до сих пор с пеной у рта подают события у нас в извращенном ракурсе.

Со временем все эти бредни графоманов попали в запретный список, состоящий из четырех десятков откровенно враждебных Украине книг. Это случилось уже после «геройского поступка» Пореченкова и запрета нашим правительством показа почти четырех сотен российских фильмов и сериалов. На этом, как по мне, наш ответ на агрессивную информполитику Кремля себя исчерпал.

Кому пыль в глаза?

В то, что созданное под конкретного человека Министерство информационной политики будет работать эффективно, не верил практически никто. Так и получилось: министерство есть, эффекта кот наплакал, министр грозится уйти в отставку. Долго ли еще будет жить само министерство, думаю, вряд ли кому-то интересно. Но дело даже не в этом. О том, что Российская Федерация (как мы теперь понимаем, готовясь скрутить Украину в бараний рог) на нашей территории вела агрессивную информационную политику, особенно в Крыму и на востоке страны, говорил еще Виктор Ющенко в свою бытность президентом. Он издал даже специальный указ, которым хотел урезать свободу распоясавшихся проводников «русского мира». Наши, в том числе и коллеги-журналисты, подняли вопли по поводу наступления на свободу слова.

Хотелось верить, что уже в нынешних условиях, когда Крым оккупирован российскими захватчиками, а на востоке идет спровоцированная ими же война, наше правительство обратит внимание на информационную политику в стране – и будут разработаны конкретные шаги, способные дать конкретный результат. Понятное дело, любой результат требует финансовой поддержки. Коллега-журналист, который в свое время ездил в Москву – перенимать опыт одной из тамошних центральных газет, – вернулся со словами: такое обеспечение нам и не снилось. Мы тоже получили результат: на днях парламент принял закон о разгосударствлении средств массовой информации. Причем это касается даже двух ведущих государственных газет страны, которые в своей нише должны бы стать проводником информационной политики государства, – органа самой ВР «Голос Украины» и кабминовского издания «Урядовый курьер». Не буду сейчас что-либо писать о дальнейшей судьбе этих изданий (как говорят эксперты, там возможны варианты) и их коллективов. Вопрос в другом: кто в таком случае будет проводить государственную информационную политику? Неужели кто-то думает, что, пустив это дело на самотек, мы что-то выиграем?!

И это в то время, когда, по словам политического эксперта Александры Решмедиловой, «информационная политика Украины по многим внутренним вопросам, в частности по Крыму и Донбассу, является неадекватной и ущербной». Она отмечает, что украинское общество не может получить реальную картину происходящего, так как заимствует извне информацию относительно происходящего на Донбассе или в Крыму. Мол, «Украина не просто не может создавать в информационных сообщениях свой смысл, а наоборот, постоянно его заимствует. К примеру, во многих вопросах мы видим неадекватную картинку, когда показываем свою позицию, при этом очень часто не получаем информацию из Крыма или с территорий востока Украины. То есть очень часто мы узнаем информацию совершенно по внешним факторам или по сообщениям соседей».

Что касается востока Украины, то там, по словам главы Луганского областного объединения «Просвита» Владимира Семистяги, в регионе на протяжении всех 24 лет существовал негласный запрет на украинский язык. «Подневольный учитель, который исполнял все приказы местной власти, – конкретизирует эксперт, – попытки посадить в тюрьму патриотов, которые поддерживали национальную государственность. Более того, на Луганщине даже не было ни одной газеты на украинском языке! В конце концов, мощная пропаганда «русского мира». На общем фоне обнищания Донбасса, до чего его довели местные олигархи, люди стали относиться к Путину как к защитнику их прав. А посему в том, что случилось, большая часть вины и Киева, ведь там хорошо знали, что в Луганске – антиукраинская власть».  

Написать книгу – не главное  

Вернемся к тому, с чего начинали: к художественной литературе. Но на сей раз нашей: книги современных украинских писателей – это тоже часть информационной политики страны. С теми, кто пишет свои книги давно или работает в сфере книгоиздания, все более-менее понятно: худо-бедно, но они двигаются по накатанной колее. И хоть президент Всеукраинской ассоциации книгоиздателей и книгораспространителей Александр Афонин ранее в интервью нашему изданию заявлял, что государственной поддержки наша литература практически не имеет, выживать помогают годами отработанные связи. А вот как в таких условиях издать свой первый роман или повесть? С чего начинать, если текст на компьютере уже набран и все друзья говорят, что это классно? Именно эти вопросы и попыталась выяснить «Аналитическая служба новостей» (АСН), обратившись к экспертам книжного рынка.

Кстати, несмотря на отсутствие государственной поддержки художественной литературы (тот же Афонин отметил, что в России как минимум на добрый десяток лет раньше создали условия, при которых стал возможным литературный прорыв и фактически рождение современной русской литературы), перо в руки (то бишь  клавиатуру) украинцы берут все чаще. Люди, решившие попытать писательского счастья, есть и среди моих знакомых. Интересуюсь у коллеги, которая почти год назад написала детективный роман и мечтала его издать, как успехи. «Отправила часть романа в одно из популярных украинских издательств – пока молчат, – отвечает она. – А недавно была на одном книгоиздательском семинаре, так сказали, что издать книгу примерно тысячным тиражом обойдется где-то тысяч в сто пятьдесят». Отсюда выводим первое правило для начинающего писателя: написать книгу – не главное, главное – иметь (ну, или найти) деньги для того, чтобы ее издать.

Без пиара ты никто  

В нынешней ситуации вопрос популяризации современной украинской литературы на самом деле очень важен. Но если говорить об издании произведения начинающего автора, да еще если он хочет самостоятельно управлять своим тиражом, то ему проще будет сделать это за свои деньги. Только при этом нельзя забывать обо всех возможностях, которые предоставляет широкий спектр инструментов рекламы и самопиара, так как без стимулирования продаж о вашей книге просто не узнают, уверяет «Аналитическую службу новостей» (АСН) книжный продюсер Елена Лазуткина.

«Пример того, как люди раскручивают себя сами без денег, если мы говорим о современных украинских молодых авторах, – Тамрико Шоли, которая имеет уже несколько книг, или Антон Фридлянд, в арсенале которого уже четыре книги и готовится новая. Они, пользуясь всеми доступными инструментами рекламы, очень умело продвигают свое имя как некий литературный бренд, который впоследствии работает уже на продвижение книжки. Но, к сожалению, на самом деле в Украине таких немного. А сам автор, даже имея имя, зарабатывает, скорее, не с книг, а с сопутствующих заказов — рецензии, статьи в СМИ, редактура или в соавторстве», – поясняет эксперт.

С начинающими писателями, по словам Лазуткиной, работают многие издательства, среди них – «Фолио», куда отправила часть своего романа моя знакомая, «Саммит-книга», «Меридиан», «Махаон» и другие. При этом активно ищут и издают детскую литературу практически все крупные детские издательства: «Зеленый Пес», «А-Ба-Ба-Га-Ла-Ма-Га», «КМ» и другие. Тем не менее гонорары, особенно учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в стране, не особенно высоки: от тысячи гривен до тысячи долларов, и то не всегда. Чаще всего же верхняя граница «выручки» за новую книгу – не больше 10-15 тысяч гривен.

«Средняя стоимость книжки при трехтысячном тираже – 40 гривен за экземпляр. Это около 300 страниц, твердая обложка, возможность каких-то выборочных деталей или без цветных блоков. Я работаю с тиражами от 2 тысяч, еще лучше 3-5, но мои клиенты всегда поддерживают книгу рекламной кампанией, тогда это реально продать за 69 месяцев. В таком случае книга попадает к читателю в итоге уже за 100-120 гривен. Если тираж чуть меньше и ценовая политика самой печати может доходить до 100 гривен за экземпляр (при тираже 300-500 штук), то в продажу она попадает уже по 230-250 гривен, а за такие деньги уже не каждый может позволить себе купить произведение украинского современника», – отмечает книжный продюсер.

По ее словам, средний тираж молодого самостоятельного автора – где-то 500, максимум 1000 экземпляров. В этом случае, в зависимости от типографии, такая книжка будет гривен по 70–90, и цена может расти в зависимости от курса доллара. Хотя, говорит Елена, «издательства также печатают подобные тиражи за свои деньги, но в их случае себестоимость тиража меньше, дальнейшие действия также не требуют дополнительных затрат. Что туда входит, чаще всего зависит от издательства, к которому вы обращаетесь. Дешевле всего будет просто обратиться в «Полиграфию»: она может дать вам цену на 20-25% меньше. Но если действовать таким образом, потом автор сталкивается с проблемой, что у него нет каких-то разрешительных документов или кодов, в зависимости от того, какие действия он будет совершать с тиражом. При поступлении книжки в официальные сети розничные могут попросить эти разрешительные документы».

Поэтому правило второе: не забывайте о рекламе своей книги и себя как автора, а «при выборе издательства очень важно руководствоваться тем, что вы в итоге хотите. Потому что порой, возможно, стоит переплатить какие-то деньги за печать, но вы при этом получите дистрибьюторскую сетку». Допустим, «Саммит-книга» имеет самую большую сетку – кажется, 280 магазинов по всей Украине. Издательство Brand Book Publishing – это около 50-60 точек продаж, но большинство сконцентрированы в Киеве и Одессе, и только 10-15 – в других регионах.

Было бы желание…

Кстати, по словам Александра Афонина, чтобы издать первую, да и вообще книгу, на самом деле нужно не так много денег: в среднем тысяч 30 гривен. Что это реально, если знаешь алгоритм действий (очень важный момент), подтвердил еще один коллега, Олег Стрекаль, который к своему полувековому юбилею сделал себе подарок – издал собственную книгу боевых песен. Он воспользовался услугами небольшого частного издательства, истратил 27 тысяч гривен, а на выходе получил в собственное распоряжение 500 экземпляров (то бишь половину тиража), которые собирается передать бойцам в зону АТО. Что интересно, тексты многих песен рождались (это становится понятно, если отслеживать посты автора на «Фейсбуке») после встреч с бойцами, посещений госпиталей, так что, думаю, ребята эту книгу оценят.  

Не было проблем с изданием первой книги и у, как он сам шутит, километра украинской литературы Андрея Кокотюхи, который вообще считает, что в нашей стране проблем с изданием книг не было никогда. «И именно у украинцев их тоже никогда не было, – уточняет он АСН. – Возьмем пример Николая Гоголя: свою первую книгу, «Граф Кюхенгартен», он издал за свои деньги (так вот где собака зарыта! – авт.) в количестве 1000 копий. Потом сам же скупил весь тираж и уничтожил, поскольку оценки были негативными. Посему каждый, у кого есть деньги или доступ к ним, в том числе бюджетным, может издать книгу с собственной фамилией на обложке».

Но напечатать тираж, уверен Кокотюха, – лишь четверть работы. Куда важнее – продать книгу и при этом хотя бы выйти в ноль, а идеал – еще и заработать на этом: «Говоря о книге, прежде всего подразумеваю художественную литературу для взрослых. Потому что детская ликвидная в Украине вся, ведь это бизнес, и достаточно прибыльный. А вот художественную литературу для взрослых как бизнес-проект, то есть не за гранты или спонсорские деньги, а за собственные средства с целью продать и заработать, системно издают, по моим подсчетам, всего восемь издательств. Проблемы с попаданием в информационное пространство и реализацией имеют все без исключения. Посему итог: сначала нужно сделать книгу частью информационного пространства – такой же, к примеру, как политика или секс, а потом уже открывать в регионах книжные магазины».

Если же проанализировать сказанное, то становится понятным еще одно правило, без которого начинающий автор ничего не сделает. Как по мне, его можно даже считать главным: это огромное желание не только написать книгу, но и донести ее до своего читателя, тогда будет энергия искать издательство, средства, варианты издания, распространения, в общем – все для того, чтобы она увидела свет.  

…и терпение

Олег ВиноградовОлег ВиноградовМеханизмом же этого процесса с «Аналитической службой новостей» (АСН) поделился украинский, но русскоязычный автор известного, что парадоксально, за рубежом фантастического романа «24 h» Олег Виноградов, который, издавая этот свой роман, познакомился со всеми его нюансами. «Напечатать свою книгу – это минимум амбиций молодого автора, – утверждает Олег Виноградов. – Тут два варианта: либо самиздат, либо договор с издательством. Нужно понимать, что цель издательства – получение прибыли. Издательство рассматривает книгу как товар, который должен дать доход, а доход зависит от покупателя, который купит книгу, если будет уверен, что не потратится напрасно».

Первая книга неизвестного автора, по словам писателя, обычно не интересует ни читателя, ни издательство. Залог успеха – известность и популярность. «Если вы написали первую книгу, у вас есть вариант издать ее за собственные средства или за деньги спонсора, – поясняет он. – Самиздат включает в себя все расходы, которые при нормальном раскладе сделало бы издательство. Во сколько это обойдется? Услуги корректора, редактора – от 5-10 гривен до $5-10 за страницу (кто не знает, стандартная страница – 2 800 знаков с пробелами, – авт.). Можно и без редактора, но я бы рекомендовал: хороший редактор, особенно тем, кто слаб в грамматике, не знает принятых правил и законов жанра, даст полезные советы.

Компьютерный дизайн имеет целью подготовить книгу к печати. Цена зависит от формата, количества страниц, наличия рисунков и т.д. В среднем за 300 страниц текста возьмут от 3 до 7 тысяч гривен. Далее услуги издательства: присвоение книге номера ISBN, УДК, БКК. Если издательство будет печатать книгу, с вас возьмут и стоимость услуг типографии. Цена за печать зависит от качества обложки (мягкая, твердая), плотности и качества бумаги и количества экземпляров. Причем количество экземпляров существенно влияет на себестоимость книги.

Например: при печати 1000 штук книги в мягкой обложке на 300 страниц себестоимость одной книги составит 25 гривен, а если 10 тысяч штук – это уже 9-11 гривен. Естественно, что при самиздате проблемы распространения книг – это тоже забота автора. Скажу сразу: самому продавать сложно и невыгодно. Хорошо, если магазин возьмет 1-2 книжки на пробу, но многие, особенно те, которые состоят в сети, даже не будут смотреть вашу книгу, нужно договариваться через отделы продаж.

У меня был такой случай. Я послал свою книгу «24 h» в харьковскую фирму «Клуб семейного досуга», они имеют сеть магазинов по всей Украине. Пришел отказ с формулировкой: «Не видим коммерческого успеха…» В тот же день в Берлине на Международном литературном конкурсе «Лучшая книга за 2013 год» этой книге присудили золотую премию».

Бизнес на самых маленьких

Андрей КокотюхаАндрей КокотюхаКак уже отметил Андрей Кокотюха, детская литература – это отдельная ниша, причем довольно прибыльная. «Могу говорить только о ситуации в литературе для детей, – делится с АСН известная украинская писательница Зирка Мензатюк, – во взрослой все несколько иначе. Как по мне, сейчас издать свою книжку проще, чем это было в советское время. Мой первый сборник вышел только с третьей попытки. Тогда детские книжки издавала только «Веселка», и если она отказала, больше обратиться было некуда. Как-то мою рукопись завалили потому, что герой сказки «Металлическая планета» любовался звездным небом, а такая «пассивная созерцательная духовность», как написал рецензент, близка индийской философии, а не советским людям. В конце сборник таки вышел, но без крамольной «Металлической планеты». Теперь же есть много издательств, а также конкурсов, позволяющих выдать первую рукопись. Многих молодых привел в литературу конкурс «Золотой аист», который ввело издательство «Грани-Т». Но существует и другая сторона медали. Есть и интересы читателя, в данном случае – детей, которым, как известно, должно быть все самое лучшее. Но первое произведение молодого автора не всегда соответствует должному уровню».

Зирка МензатюкЗирка МензатюкПо словам Зирки Мензатюк, все хлопоты по изданию именно детской литературы обычно берет на себя издатель. Как правило, говорит писательница, «детская книга дорога (там цветное художественное оформление), на такую непросто найти средства. Есть авторы, которые издают за свой счет, но достаточно часто это графомания. Бывает и так, что автор имеет какие-то средства на издание, тогда легче договориться с издателем, потому что издателю это выгодно. Но качественную книгу издатели заинтересованы выпустить, поэтому автору просто надо ее написать». А вот с этим, как показывает сама жизнь, в нише детской литературы намного сложнее, нежели в нише взрослой.

Но в любом случае, если государство, которое вступило на путь реформирования, хочет получить в том числе и качественную информационную политику, которая на самом деле многогранна (СМИ и телевидение – лишь ее часть, пусть и достаточно большая), оно должно позаботиться и о поддержке молодых авторов, работа которых – тоже один из элементов имиджа страны.

Лариса Чайка, АСН

Читайте АСН в Google News




Новости партнеров




Другие важные новости и публикации
Котенок в доме: что нужно знать о маленьких мурлыках
Котенок в доме: что нужно знать о маленьких мурлыках
Когда в доме появляется маленький котенок, владельцу необходимо обеспечить надлежащий уход Тогда питомец будет....
Руническая медитация для достижения душевного равновесия
Руническая медитация для достижения душевного равновесия
В современном мире заботы, хлопоты и вечная гонка за счастьем часто порождают тревожность и стресс Обрести душ....
Открытие чакр: как достичь внутренней гармонии
Открытие чакр: как достичь внутренней гармонии
Чакры — это энергетические уровни развития человека Это наши внутренние центры силы, по которым протекает энер....
Как создать место силы в своей квартире
Как создать место силы в своей квартире
Дом может не только защищать нас от внешних факторов, но и придавать сил Такой уголок можно создать в каждом п....
Жизнь без стресса: как прийти к согласию с собой и с миром
Жизнь без стресса: как прийти к согласию с собой и с миром
Стресс является неотъемлемой частью жизни современного человека Несмотря на то, что в жизни каждого из нас быв....
больше материалов
/-0,50182414054871-/ /-pc-/
Top