Когда-то в декабре в Киеве объявляли об открытии новых станций метро. В этом году объявили о срочном закрытии сразу целого отрезка линии, чтобы сделать ремонт.
Движение поездов на части голубой ветки киевского метрополитена – от Лыбидской до Теремков – прекращено.
При этом еще утром пятницы 8 декабря 2023 года в столичных властях сообщалось, что закрытие участка состоится с 9 декабря. Однако поезда пришлось остановить уже в обед 8 декабря.
В метрополитене и КГГА объяснили это срочной потребностью в "ремонте на перегонном тоннеле между станциями "Демеевская" и "Лыбидская".
"Движение поездов метро на участке между станциями "Теремки" - "Демеевская" уже остановлено из соображений безопасности и с учетом технического состояния тоннелей. Поезда курсируют между станциями "Героев Днепра" - "Лыбидская", - сообщила КГГА в фейсбуке около 14:00 в пятницу.
Вместо метро начнут работать дублирующие наземные маршруты.
Под вечер киевский мэр Виталий Кличко сообщил, что на маршрут от Лыбидской до Теремков уже вышли 55 автобусов и 15 троллейбусов, а в дальнейшем их количество увеличится до 77 автобусов и 20 троллейбусов.
"Такое количество наземного транспорта сможет перевезти 14-15 тысяч человек в час, - пояснил киевский мэр. - К примеру, метро на данном участке перевозило около 12 тысяч человек в час".
Объясняя неожиданную остановку части линии, позволявшей добраться до нескольких густо населенных жилых массивов, в метрополитене подчеркнули, что приоритетом является безопасность:
"Остановка движения поездов на этом участке линии метро – вынужденный шаг во избежание в дальнейшем внештатной ситуации во время интенсивного движения поездов".
А впоследствии руководитель Киевского метрополитена Виктор Брагинский объяснил спешку тем, что утром пятницы в туннеле обнаружили новые трещины.
"Сегодня после утреннего пика мы увидели эти новые трещины. Это уже угроза безопасности перевозки наших пассажиров. Поэтому было принято решение в 13:45 остановить движение этим участком", - заявил он телеканалу "Киев".
В КГГА говорят, что есть риск потери устойчивости туннельных сооружений. А произошло это из-за "неравномерных процессов разуплотнения, виброползучести вокруг грунтового массива и нагрузки на туннельную оправу".
Там напомнили, что перегон между "Лыбидской" и "Демеевской" сооружали "в пойме реки Лыбидь в 2008-2010 годах подземным способом в сложных горно-геологических условиях, при искусственном водоснижении".
Другими словами, грунтовые воды в этом районе стоят слишком высоко и слишком массивны, чтобы выдерживать давление сооружений.
По предварительным расчетам, чтобы устранить опасность для туннеля понадобится "около шести месяцев".
"За это время специалисты планируют провести необходимые обследования, исследования и инженерные изыскания, с определением причин возникновения чрезвычайной ситуации и выполнить безотлагательные меры по стабилизации конструкций", - говорится в сообщении КГГА.
Предварительно предполагают, что причиной всего этого могло быть нарушение при строительстве.
По словам руководителя Киевского метрополитена, первые результаты обследования станут известны не раньше, чем через две недели. После этого "тоннель будет раскрыт сверху через котлован", размеры которого будут примерно 20 на 10 метров, рассказал Виктор Брагинский.
Окончательные выводы станут известны через два-три месяца.
"Мы должны извне добраться до тоннеля и увидеть, были ли генподрядчиком соблюдены те нормы, которые были предусмотрены проектом. То есть, была ли сделана гидроизоляция, была ли сделана химзакрепление и т.д.", - пояснил руководитель столичного метро.
При этом станции метро "Демеевская", "Голосеевская", "Васильковская", "Выставочный центр", "Ипподром", "Теремки" продолжат круглосуточную работу в режиме укрытия.
Строительство метро в большой столичный жилой массив Теремки началось задолго до того, как Украина обрела независимость.
Летом 1980 года, когда моя семья переехала в новую квартиру на улице Голосеевской, друзья, поздравлявшие нашу семью с новосельем, были уверены, что на новый, 1981 год, приедут к нам уже на метро.
Но с тех пор мы слышали только о "плавунах" и тяжелом строительстве.
"Голосеевскую" станцию, так же, как и "Демеевскую" и "Васильковскую", открыли только тридцать лет спустя – в декабре 2010 и в канун нового 2011 года.
До Теремков метро дошло в ноябре 2013 – на "день освобождения Киева", как объяснял тогда это премьер-министр Николай Азаров.
В общей сложности шесть станций на этом отрезке голубой линии метро стали открывать во время президентства Виктора Януковича и власти Партии регионов, которые подавали новые станции метро как "подарок киевлянам" и доказательство выполнения обещаний.
Как напоминает краевед и публицист Кирилл Степанец, участок между "Лыбидской" и "Демеевской" был одним из самых сложных во время строительства метро в Киеве, "ведь именно здесь протекает маленькая на вид, но очень коварная река Лыбидь".
>
Он напоминает, что во время постройки этой части ветви метро погибли несколько строителей.
"Плохо подморозили или просто "гнали" открытие новых станций, чтобы могли попиариться Азиров и Федорич в 2010 году", - предполагает причины сегодняшней остановки линии краевед.
Однако и в последующие 10 лет история ветви на Теремки была не менее противоречивой.
За это время, начиная от "Лыбидской", вся новая часть ветки обросла большими жилыми комплексами и торговыми центрами, строительство некоторых из которых сопровождалось скандалами.
На это указывают и корреспонденты соцсетей, комментирующие остановку движения метро на Теремки.
"Больше ЖК стройте и ТРЦ в районе, где близко проходят грунтовые воды", - пишет одна из комментаторов решения.
"Мне кажется, это скорее с варварской застройкой Голосиева связано, но я же не специалист - им виднее", - предполагает другой корреспондент.
В соцсетях люди также обращают внимание, что наземный транспорт в Киеве, в отличие от метро, должен останавливаться во время тревог.
"А теперь просто представьте, как десятки тысяч людей будут застрять на улицах из-за тупого решения Совета обороны об остановке общественного транспорта во время воздушных тревог. Во время тревог. Зимой. В морозы", - отмечает паблик "Пассажиры Киева". >
А другие также напоминают, что этой ветвью метро пользовались не только киевляне, но и живущие в Киевской области к югу от столицы.
Есть и такие, кто напоминает об еще одной многолетней "боли" киевлян, – только уже на севере столицы, - метро на Троещину, которое уже стало мемом невыполненных обещаний фактически каждого киевского руководителя:
"Не успели киевляне, а особенно троещинцы, отойти от радости открытия Подольско-Воскресенского мостового перехода для автобуса на русановские дачи, а здесь уже через полгода будет открытие сразу 6 станций метро!"